6.3Общие принципы управления оборотными активами компании
Политика управления оборотными активами включает в себя выбор основных стратегических решений относительно заданных уровней для каждой категории оборотных средств и способа их финансирования.
Оборотные средства (current assets) – инвестиции компании в краткосрочные активы – денежные средства, легкореализуемые ценные бумаги, дебиторскую задолженность, товарно-материальные запасы, т. е. в те средства, которые могут быть использованы и реализованы в течение одного года.
Существует несколько показателей эффективности управления оборотными средствами:
коэффициент покрытия (или текущей ликвидности) как отношение оборотного капитала к краткосрочным обязательствам;
коэффициент быстрой текущей ликвидности (в числителе вычитают величину товарно-материальных запасов как наименее ликвидный компонент оборотных активов);
в России рассчитывается коэффициент абсолютной ликвидности (в числителе только денежные средства);
чистый оборотный капитал (в отечественной терминологии «собственные оборотные средства») определяется как разница между оборотными средствами и краткосрочными обязательствами.
Для грамотного управления оборотными активами необходимо знать:
величину оборотных активов;
величину чистых (собственных) оборотных средств;
структуру оборотных средств (в процентах);
оборачиваемость отдельных элементов оборотных средств;
рентабельность текущих активов;
длительность финансового цикла (а следовательно, и операционного, поскольку производственный цикл существенно сократить невозможно).
Рациональное управление активами означает не сведение к минимуму рисков, а умелое балансирование между рисками, связанными с недостатком оборотных активов, и рисками, обусловленными избытком оборотных средств.
Оптимальный уровень оборотных средств позволяет максимизировать прибыль при приемлемом уровне ликвидности и коммерческого риска. Управление ликвидностью включает планирование поступления и использования ликвидных ресурсов таким образом, чтобы иметь возможность в нужное время расплатиться по своим краткосрочным обязательствам.
Как уже было отмечено, риски управления оборотными активами можно разделить на две группы:
1) риски, связанные с недостатком оборотных активов;
2) риски, обусловленные избытком оборотных активов.
Решая вопросы по управлению оборотными активами, необходимо разграничивать понятия производственного, финансового и операционного циклов.
Производственный цикл (период обращения запасов) – период с момента поступления материалов на склад фирмы до момента отгрузки покупателю продукции, которая была изготовлена из данных материалов, – средний период времени, необходимый, чтобы превратить сырье в готовые товары, а затем продать их.
Финансовый цикл (цикл обращения денежных средств) – период с момента оплаты поставщикам данных материалов (погашение кредиторской задолженности) до момента получения денег от покупателя за отгруженную продукцию (погашение дебиторской задолженности).
Операционный цикл – определяется как сумма длительности производственного цикла и периода оборота дебиторской задолженности.
Оборотные активы предприятия должны быть минимальны, но достаточны для бесперебойной работы. Таким образом, управление оборотными средствами представляет собой непрерывный процесс, при котором каждая фирма стремится как можно больше, но без вреда для своей деятельности сократить период обращения денежных средств, т. е. финансовый цикл, поскольку это ведет к увеличению прибыли и уменьшает потребность в привлечении внешних источников финансирования.
Финансовый цикл может быть уменьшен путем:
сокращения периода обращения товарно-материальных запасов за счет более быстрого производства и реализации товаров;
сокращения периода обращения дебиторской задолженности за счет ускорения расчетов (жесткая кредитная политика и политика инкассации);
удлинения периода обращения кредиторской задолженности (замедление расчетов за приобретенные ресурсы).
Эти действия следует осуществлять до тех пор, пока они не станут приводить к увеличению себестоимости продукции или сокращению выручки от реализации.
Обычно рассматриваются три альтернативные стратегии в отношении общего уровня оборотных средств. Они различаются лишь объемом оборотных средств, которые фирма считает необходимым иметь для поддержания заданного уровня производства.
Стратегии управления оборотными активами:
Осторожная, расслабленная стратегия предполагает относительно высокий уровень денежных средств, товарно-материальных запасов и ликвидных ценных бумаг. При этом объем реализации стимулируется политикой кредитов, предоставляемых покупателям, что приводит к высокому уровню дебиторской задолженности.
Ограничительная стратегия предполагает, что денежная наличность, ценные бумаги, товарно-материальные запасы и дебиторская задолженность сведены до минимума.
Умеренная стратегия представляет нечто среднее между осторожной и ограничительной стратегией управления оборотными активами.
С точки зрения влияния на продолжительность финансового цикла ограничительная политика будет способствовать ускорению оборачиваемости оборотных активов и, следовательно, сокращению периода обращения денежных средств. Осторожная политика допускает и более высокие уровни страхового запаса оборотных средств, и более продолжительные периоды их обращения (рис. 6.6).
Рис. 6.6. Стратегии управления оборотными активами
Выбор стратегии относительно объемов оборотных средств зависит от решений финансового менеджера. Не менее важным является и вопрос финансирования оборотных активов.
- 9 Долгосрочное финансирование 190
- 10 Дивидендная политика фирмы 208
- 1Сущность финансового менеджмента
- 1.1Значение и развитие теории управления финансами компании
- 1.2Развитие финансового менеджмента в России
- 1.3Эволюция основополагающих теорий в практике современного финансового менеджмента
- 1.3.1Теория инвестиционного портфеля
- 1.3.2Теория структуры капитала
- 1.4Методологическая основа финансового менеджмента
- 2Содержание и цели управления финансами
- 2.1Финансовые цели предприятия
- 2.2Задача, функции и проблемы финансового менеджера
- 2.2.1Теории проблем информации на рынке
- 3Введение в международный стандарт финансовой отчетности
- 3.1Финансовая отчетность как информационная основа анализа финансового состояния предприятия
- 3.1.1Логика финансового управления компанией
- 3.1.2Финансовый учет, его отличия от бухгалтерского и управленческого учета
- 3.2Основные формы финансовой отчетности компании
- 4Анализ и оценка финансового состояния предприятия
- 4.1Сущность и методы финансового анализа компании
- 4.2Анализ и оценка финансового состояния предприятия на основе коэффициентов
- 4.2.1Показатели ликвидности компании
- 4.2.2Показатели управления активами
- 4.2.3Показатели управления источниками средств
- 4.2.4Показатели рентабельности
- 4.2.5Показатели рыночной активности
- 4.2.6Методика компании «Дюпон»
- 5Управление высоколиквидными активами предприятия
- 5.1Анализ движения денежных средств. Отчет о движении денежных средств
- 5.2Управление денежными потоками
- 5.3Управление высоколиквидными ценными бумагами
- 6Оборотными активами
- 6.1Управление дебиторской задолженностью. Кредитная политика фирмы
- 6.2Управление товарно-материальными запасами
- 6.3Общие принципы управления оборотными активами компании
- 7Краткосрочная финансовая политика компании
- 7.1Стратегии финансирования оборотных активов
- 7.2Источники и инструменты краткосрочного финансирования
- 8Стратегические долгосрочные инвестиционные решения
- 8.1Инвестиционное проектирование
- 8.1.1Планирование и классификация инвестиций
- 8.1.2Планирование капиталовложений
- 8.2Управление инвестиционными рисками
- 8.2.1Понятие и классификация инвестиционных рисков
- 8.2.2Модели оценки инвестиционных рисков
- 8.3Оценка эффективности инвестиционных проектов
- 8.3.1Выбор ставки дисконтирования
- 8.3.2Методы оценки инвестиционных проектов
- 9Долгосрочное финансирование
- 9.1Основные формы и источники финансирования долгосрочных вложений
- 9.2Стоимость капитала фирмы и его структура
- 9.2.1Модели определения стоимости собственного обыкновенного капитала
- 9.2.2Модель определения стоимости привилегированных акций.
- 9.2.3Модели определения стоимости заемного капитала.
- 9.3Леверидж и его роль в финансовом менеджменте
- 10Дивидендная политика фирмы
- 10.1Понятие и теории дивидендной политики компании
- 10.2Основные факторы дивидендной политики компании
- Список литературы