6.2Управление товарно-материальными запасами
Товарно-материальные запасы (ТМЗ) классифицируются по трем видам:
сырье и материалы;
незавершенное производство;
готовая продукция.
Политика управления товарно-материальными запасами зависит прежде всего от состояния экономики, отрасли, фирмы и устанавливается исполнительным комитетом фирмы, включающим производственников, маркетологов и финансистов.
Важность управления товарно-материальными запасами определяется тем, что чрезмерный их объем влияет на прибыльность компании, поскольку:
товарно-материальные запасы снижают коэффициент оборачиваемости всех фондов;
текущие запасы товарно-материальных ценностей требуют значительных расходов на их содержание и хранение, поэтому избыточные запасы снижают возможную прибыль.
Главная задача финансового управляющего в области управления товарно-материальными запасами – использовать эффективные методы снижения до минимума инвестиции в эту категорию оборотных активов. Цель управления запасами – обеспечение бесперебойного производства продукции в нужном количестве и в установленные сроки и достижение на этой основе полной реализации выпуска при минимальных затратах на содержание запасов.
Вопросы, которые должен решать финансовый управляющий относительно запасов:
сколько единиц каждого предмета хранения фирма должна держать на складе;
сколько единиц необходимо заказать;
в какой момент следует сделать заказ.
Преимущества поддержания повышенного объема запасов заключаются в том, что предприятие может:
сэкономить время за счет возможности быстро наладить производство и реализацию;
получить свободу при осуществлении закупок и быстрого выполнения заказов (повышается эластичность в выборе партнеров, обеспечивается непрерывность технологической цепочки и т. д.).
Однако, как уже говорилось, поддержание повышенного уровня запасов предполагает увеличение издержек.
Издержки по содержанию запасов включают расходы на хранение и перевозку, а также упущенную выгоду от средств, вложенных в избыточные запасы. Дополнительный ущерб – угроза старения, естественные убыли, усушки и проч.
Изложенное выше позволяет сделать вывод – запасы должны увеличиваться до тех пор, пока общая экономия превышает общие затраты по содержанию дополнительных запасов. Для этого используются различные методы контроля за товарно-материальными запасами, в частности метод ABC, модель ОРЗ и другие.
Метод ABC подразумевает, что запасы сырья и материалов делятся на три категории по степени важности отдельных видов запасов в зависимости от их удельной стоимости в общем объеме запасов (рис. 6.3) и в себестоимости готовой продукции.
Рис. 6.3. Классификация товарно-материальных запасов (по стоимости)
Осуществление нормального технологического процесса невозможно без наличия всех необходимых видов сырья, но концентрация управления на первых (по важности) категориях наиболее ценных видов запасов позволяет достичь наибольшей экономии денежных средств и времени. Так, запасы категории А могут подвергаться ежедневной инвентаризации, а наименее ценные виды сырья и запасов категории С – ежемесячной инвентаризации.
Инвентаризация – периодический переучет числящихся на балансе фирмы имущества, товаров с целью проверки их наличия и сохранности, а также установления их соответствия ведомостям учета материальных ценностей.
Данные инвентаризации заносятся в инвентарную опись (карточку) с указанием наименования, инвентарного номера, нормы амортизации, описи их реконструкции, модернизации, капитального ремонта, перемещения и выбытия объекта.
С точки зрения финансового управления инвентаризация важна для сопоставления реальных данных с данными балансовой отчетности с целью отчуждения поврежденных, недоиспользуемых или неиспользуемых активов.
Модель EOQ (The economic ordering quantity model) – модель оптимального размера заказа (ОРЗ), основывающаяся на делении расходов, связанных с товарно-материальными запасами, на издержки хранения и издержки заказа и позволяющая определять оптимальный размер и сроки закупки сырья и материалов.
Издержки хранения и содержания запасов включают стоимость самого хранения запасов, капитальные затраты, амортизационные расходы, складские расходы, проценты на капитал, инвестированный в содержание ресурсов, страхование, износ, хранение и т. д. Обычно эти расходы растут при увеличении запасов ресурсов пропорционально росту среднего количества запасов.
Расходы на заказ товарно-материальных ресурсов (стоимость выполнения заказа) включают стоимость размещения заказа, в том числе затраты на производство и организацию, отгрузку и транспортировку (рис. 6.4). Стоимость выполнения заказа обычно снижается в расчете на единицу запасов по мере увеличения размера заказа. Просуммировав издержки хранения и расходы на заказ, получим общую стоимость заказа.
Рис. 6.4. Модель оптимального размера заказа
Оптимальный размер заказываемых запасов (ОРЗ) – размер заказа, связанный с наименьшими издержками.
Далее, в соответствии с этой моделью определяются оптимальный размер необходимого заказа запасов и время возобновления необходимого уровня запасов с учетом сроков выполнения заказа (рис. 6.5).
Рис. 6.5. Точка возобновления заказа Qmax максимальный размер запасов; Qmin резервные запасы; А точка выполнения заказа; В точка возобновления заказа; отрезок АВ срок выполнения заказа
Однако необходимо учитывать, что нужно обязательно поддерживать определенный объем резервных запасов.
Резервные запасы – дополнительные запасы, хранимые на случай изменений темпов сбыта или задержек с производством и поставками.
Другие методы контроля за состоянием товарно-материальных запасов, которые также используются на предприятиях:
метод красной линии;
метод двух бункеров;
системы поставок «как раз вовремя»;
различные методы отражения стоимости запасов в финансовой отчетности.
Методы отражения товарно-материальных запасов (method of inventory costs accounting) применяются в финансовом менеджменте и позволяют отражать стоимость сырья и материалов в издержках компании по цене приобретения различных партий запасов, поступивших на склад предприятия в разное время.
Обычно используется один из трех методов в зависимости от целей компании: метод ФИФО (FIFO), метод ЛИФО (LIFO) или средневзвешенная оценка затрат.
Метод FIFO (first in –first out) означает, что при отпуске материалов со склада в производство они оцениваются сначала по себестоимости первой партии приобретения, затем второй, третьей и т. д. Очевидно, что если произошло подорожание материалов, то общая стоимость запасов при таком методе будет ниже. Следовательно, и себестоимость продукции компании также будет ниже, что даст возможность фирме получать большую прибыль или реализовывать продукцию по более низким ценам. В то же время остаточная стоимость неиспользованных запасов будет выше, что увеличивает базу для налога на имущество.
Метод LIFO (last in –first out) означает, что при отпуске сырья и материалов со склада в производство они оцениваются сначала по себестоимости партии, которая последней поступила на склад. Этот метод используется для снижения подоходного налога, поскольку при повышении цен на сырье и материалы они будут отражены по более высоким ценам, что увеличит издержки производства и, соответственно, снизит размер учетной прибыли. Кроме того, стоимость неиспользованных запасов будет ниже, что сокращает налог на имущество.
Таким образом, при повышении цен фирмам обычно выгоднее применять второй метод отражения стоимости запасов. Если фирма имеет достаточно устойчивое положение на рынке, она может позволить себе использовать первый метод даже при повышении цен, если это отвечает ее задачам, например при выведении своей продукции на рынок по более низким ценам.
Необходимо знать, что разница в прибыли, согласно рассмотренным методам, – это бумажная, иллюзорная прибыль, поэтому международные стандарты требуют обязательного отражения и обоснования использованного метода оценки запасов в Сводном докладе компании.
Метод FIFO (первое поступление – первый отпуск) представим в виде формулы:
InvFIFO=Pf∙Q1 + Pl∙Q2,
где
Pf (first price) – цена первой партии товарно-материальных запасов, поступивших на склад;
Q1 (quantity of inventories of first party) – количество запасов первой партии;
Pl (last price) – цена последней партии запасов, поступивших на склад;
Q2 (quantity of last party) – количество последней партии.
Метод LIFO (последнее поступление – первый отпуск) представим как:
Inv L1FO= Pl∙Q2 + Pf∙Q1
Пример. Предположим, что некая фирма приобрела две партии одинаковых материалов. Первая партия составила 30 единиц материалов по цене 6 у.д.е. за единицу (общая стоимость 180 у.д.е.); вторая партия составила 20 единиц материалов по цене 7 у.д.е. (общая стоимость 140 у.д.е.).
Пусть со склада в производство было отпущено 35 единиц материалов. Тогда, согласно методу FIFO, стоимость материалов в себестоимости готовой продукции составит:
6 • 30 + 7 (35 - 30) = 215 (у.д.е.).
Стоимость остатка материалов на складе равна:
7(30- 15)= 105 (у.д.е.).
По методу LIFO стоимость материалов составит:
7 • 20 + 6 (35 - 20) = 230 (у.д.е.).
Стоимость остатка материалов на складе равна:
6(30- 15) = 90 (у.д.е.).
Очевидно, что в условиях инфляции применение метода L1FO позволяет завысить издержки на материалы и таким образом сократить налогооблагаемую базу и снизить отчисления на налоги на имущество.
Влияние инфляции при управлении товарно-материальными запасами учитывается сопоставлением степени удорожания запасов по мере их хранения (вследствие инфляции) и уровня процентной ставки.
Эффективное управление запасами приводит к:
относительно высокому коэффициенту оборачиваемости запасов;
низким объемам списаний устаревших или испорченных запасов;
уменьшению простоев или потерь сбыта из-за отсутствия запасов;
повышению чистой прибыли;
высокому обороту общей суммы активов;
высокой норме прибыли на капиталовложения и стабильной цене акций.
Новый метод в управлении запасами – толлинг.
Толлинг – операция по использованию товарно-материальных запасов, при которой переработчик получает сырье бесплатно для обработки и последующего возврата владельцу в виде готовой продукции. Владелец оплачивает переработчику только работу, т. е. услугу по переработке сырья.
Толлинг имеет несколько преимуществ, в частности:
дает источник сырья предприятиям, у которых нет средств на его приобретение;
позволяет увеличивать коэффициент использования мощностей, распределяя постоянные издержки между толлинговыми и нетоллинговыми операциями, делая нетоллинговые операции более выгодными;
накапливает экономические выгоды у владельцев материалов, которые продают готовую продукцию потребителю.
Однако использование толлинга создает проблемы по охране окружающей среды для переработчика. Именно поэтому вопрос о его распространении считается спорным.
- 9 Долгосрочное финансирование 190
- 10 Дивидендная политика фирмы 208
- 1Сущность финансового менеджмента
- 1.1Значение и развитие теории управления финансами компании
- 1.2Развитие финансового менеджмента в России
- 1.3Эволюция основополагающих теорий в практике современного финансового менеджмента
- 1.3.1Теория инвестиционного портфеля
- 1.3.2Теория структуры капитала
- 1.4Методологическая основа финансового менеджмента
- 2Содержание и цели управления финансами
- 2.1Финансовые цели предприятия
- 2.2Задача, функции и проблемы финансового менеджера
- 2.2.1Теории проблем информации на рынке
- 3Введение в международный стандарт финансовой отчетности
- 3.1Финансовая отчетность как информационная основа анализа финансового состояния предприятия
- 3.1.1Логика финансового управления компанией
- 3.1.2Финансовый учет, его отличия от бухгалтерского и управленческого учета
- 3.2Основные формы финансовой отчетности компании
- 4Анализ и оценка финансового состояния предприятия
- 4.1Сущность и методы финансового анализа компании
- 4.2Анализ и оценка финансового состояния предприятия на основе коэффициентов
- 4.2.1Показатели ликвидности компании
- 4.2.2Показатели управления активами
- 4.2.3Показатели управления источниками средств
- 4.2.4Показатели рентабельности
- 4.2.5Показатели рыночной активности
- 4.2.6Методика компании «Дюпон»
- 5Управление высоколиквидными активами предприятия
- 5.1Анализ движения денежных средств. Отчет о движении денежных средств
- 5.2Управление денежными потоками
- 5.3Управление высоколиквидными ценными бумагами
- 6Оборотными активами
- 6.1Управление дебиторской задолженностью. Кредитная политика фирмы
- 6.2Управление товарно-материальными запасами
- 6.3Общие принципы управления оборотными активами компании
- 7Краткосрочная финансовая политика компании
- 7.1Стратегии финансирования оборотных активов
- 7.2Источники и инструменты краткосрочного финансирования
- 8Стратегические долгосрочные инвестиционные решения
- 8.1Инвестиционное проектирование
- 8.1.1Планирование и классификация инвестиций
- 8.1.2Планирование капиталовложений
- 8.2Управление инвестиционными рисками
- 8.2.1Понятие и классификация инвестиционных рисков
- 8.2.2Модели оценки инвестиционных рисков
- 8.3Оценка эффективности инвестиционных проектов
- 8.3.1Выбор ставки дисконтирования
- 8.3.2Методы оценки инвестиционных проектов
- 9Долгосрочное финансирование
- 9.1Основные формы и источники финансирования долгосрочных вложений
- 9.2Стоимость капитала фирмы и его структура
- 9.2.1Модели определения стоимости собственного обыкновенного капитала
- 9.2.2Модель определения стоимости привилегированных акций.
- 9.2.3Модели определения стоимости заемного капитала.
- 9.3Леверидж и его роль в финансовом менеджменте
- 10Дивидендная политика фирмы
- 10.1Понятие и теории дивидендной политики компании
- 10.2Основные факторы дивидендной политики компании
- Список литературы