7.1Стратегии финансирования оборотных активов
По своей сути долгосрочные финансовые решения сходны с краткосрочными. В том числе принцип финансирования, который предполагает выбор источников привлечения средств, одинаков для всех финансовых решений: и краткосрочных, и долгосрочных. Так, например, решения, касающиеся структуры капитала (использование собственного капитала и привлечение заемного) и составления бюджета (прогноз поступлений и оттоков денежных средств), так же, как и выбор инструментов краткосрочного финансирования, предполагают выбор между риском и доходностью.
Важно учитывать, что цена привлекаемых источников также будет в конечном счете отражаться на доходах владельцев компании. Основной принцип финансирования – выбор инструментов краткосрочного финансирования – предполагает выбор между альтернативами, который всегда происходит в рамках дилеммы: риск или доходность. Это означает, что если мы вкладываем свои средства в более рисковые активы, то имеем право рассчитывать на более высокую их доходность. В то же время, если мы представляем более рисковое вложение чужих средств, то не можем рассчитывать на дешевые источники привлечения чужих средств.
Политика управления оборотными активами предполагает ответы на два основных вопроса:
сколько денег следует вкладывать в оборотные средства (выбор основных стратегических решений относительно заданных уровней для каждой категории оборотных средств);
каким образом следует финансировать эти инвестиции. Стратегия финансирования оборотных активов предполагает разделение всех оборотных средств на постоянную и переменную части.
Переменная часть оборотных активов связана с сезонными или циклическими колебаниями уровня расходов на оборотные активы. В пике своей деятельности компании будут иметь наибольшие активы, которые необходимо профинансировать. Фирмы пополняют свои активы в период экономического подъема и, напротив, продают товарно-материальные запасы, стараются сократить дебиторскую задолженность и т. д. в период спада, когда сокращаются их потребности в финансировании.
Оставшаяся часть в виде резервных и страховых фондов остается неизменной, т. е. постоянной.
Из каких же источников финансируются постоянная и переменная части оборотных активов? Различают три вида стратегии финансирования оборотных активов:
умеренную;
агрессивную;
консервативную.
Суть этих стратегий финансирования оборотных активов отражена на схеме.
Умеренная стратегия финансирования оборотных средств предполагает использование метода согласования сроков существования активов и обязательств. Основной целью подобной стратегии является минимизация риска того, что фирма окажется не в состоянии рассчитаться по своим обязательствам при наступлении сроков платежа по ним.
Мы знаем, что это будет означать достаточную степень ликвидности компании и отражаться в таком показателе, как чистый оборотный капитал (оборотные активы минус краткосрочные обязательства), который при умеренной стратегии должен стремиться к нулю.
Вот пример компании, которая не придерживается умеренной политики. Предположим, что фирма заняла на один год сумму средств (т. е. взяла краткосрочные обязательства) для строительства и оборудования завода, функционирование которого, понятно, рассчитано не на один год. Денежные поступления от этого проекта (прибыль плюс амортизация) практически никогда не бывают достаточными, тем более к концу первого года, чтобы выплатить кредит, поэтому он должен быть продлен. Но по какой-то причине кредитор может отказаться возобновить кредит, тогда у компании возникнут серьезные проблемы. Если вместо краткосрочного был бы взят долгосрочный кредит, то выплаты по нему сочетались бы с поступлениями прибыли и амортизационных отчислений более благоприятным образом, и проблемы продления кредита не возникло бы.
Таким образом, придерживаясь умеренной стратегии, фирма будет стараться привести в точное соответствие сроки расчетов с дебиторами и кредиторами. Например, продажа товарно-материальных ценностей, ожидаемые сроки которой составляют 30 дней, может быть профинансирована 30-дневным банковским кредитом; покупка станка, эксплуатация которого рассчитана на пять лет, может быть профинансирована при помощи 5-летнего кредита; 20-летнее строительство может финансироваться при помощи ипотечного кредита и т. д.
Естественно, существуют факторы, мешающие точному согласованию сроков:
относительная непредсказуемость сроков службы активов;
использование в качестве частичного источника покрытия активов собственного капитала, в том числе обыкновенных акций, которые не имеют сроков погашения.
При проведении агрессивной стратегии фирма финансирует весь объем основных средств и только некоторую долю постоянной части оборотных средств за счет привлечения долгосрочных кредитов и собственного капитала, а оставшуюся долю постоянной части оборотных средств – при помощи краткосрочных кредитов. При проведении высокоагрессивной стратегии фирма может оказаться в ситуации, когда будет вынуждена согласиться с повышением процентной ставки при возобновлении кредита в случае невозможности его возврата. Агрессивная стратегия предполагает использование краткосрочных обязательств в наиболее значительных масштабах.
Консервативная стратегия финансирования означает, что финансирование постоянной части оборотных средств и некоторой доли их переменной части осуществляется при помощи долгосрочных обязательств собственного капитала и только доля переменной части оборотных активов финансируется за счет спонтанной кредиторской задолженности. Т. е. фирма использует лишь незначительный объем планового краткосрочного кредита только в моменты, когда потребность в средствах достигает пика. В период затишья резервные средства сохраняются в виде высоколиквидных ценных бумаг, которые в случае возникновения финансовых потребностей, превышающих обычный уровень, будут обращены в денежные средства. Суперконсервативная стратегия предполагает замораживание средств в товарно-материальных запасах. Такая политика связана с минимальной степенью риска.
Какой стратегии будет придерживаться та или иная компания, зависит от ее размеров, положения на рынке, ликвидности, надежности, степени приемлемости риска руководством этой компании.
Принимая решение о привлечении краткосрочного кредита для финансирования оборотных активов, необходимо учитывать основные характеристики краткосрочного кредита.
Характеристика краткосрочного кредита:
скорость (быстрота предоставления);
гибкость;
цена;
рисковость.
Как видно из вышесказанного, основное различие стратегий финансирования оборотных активов заключается в объемах привлечения краткосрочных кредитов. Агрессивная политика предполагает наибольшее использование этого источника, тогда как консервативная – наименьшее. Хотя использование краткосрочного кредита в основном является более рисковым по сравнению с долгосрочным, оно имеет ряд преимуществ и недостатков.
Остановимся подробнее на характеристике краткосрочного кредита.
Краткосрочный кредит может быть получен значительно быстрее, чем долгосрочный. Прежде чем предоставить долгосрочный кредит, кредиторы будут настаивать на тщательном изучении финансового положения компании его запрашивающей, кроме того, соглашение о кредите должно быть наиболее детальным, так как в течение срока действия 10- или 20-летнего кредита могут произойти существенные изменения. Следовательно, если деньги нужны срочно, для компании предпочтительнее обратиться на рынок краткосрочных кредитов.
Краткосрочный кредит выгоднее привлекать, если потребность в денежных средствах у фирмы сезонная или циклическая, по следующим причинам: во-первых, расходы, связанные с получением долгосрочных кредитов и займов, значительно выше, чем краткосрочных, при увеличении их объема; во-вторых, за невыполнение условий соглашения по долгосрочным долговым обязательствам, включая их досрочное погашение, которое может быть условием контракта, предусматриваются большие штрафы, чем по краткосрочным, поэтому, если фирма предполагает, что в недалеком будущем ее потребности в средствах сократятся, ей лучше выбрать краткосрочный кредит, условия погашения которого являются более гибкими; в-третьих, условия договора долгосрочного кредита всегда содержат пункты, в некоторой степени ограничивающие будущие действия фирмы-заемщика. В этом отношении краткосрочный кредит имеет менее ограничительный характер, т. е. характеризуется большей гибкостью.
Относительно низкая цена краткосрочного кредита означает более низкий процент по сравнению с ценой долгосрочных займов. И хотя существует тенденция скачкообразного роста процентных ставок по краткосрочным кредитам, тем не менее процентные ставки по ним в основном ниже, чем по долгосрочным.
Мы рассказали о преимуществах краткосрочного кредита, но, естественно, существуют и недостатки. Краткосрочный кредит считается более рисковым способом привлечения средств, чем долгосрочный займ. Объясняется это двумя причинами: во-первых, процент по долгосрочному кредиту относительно стабилен (фиксирован), по краткосрочному – он сильно колеблется и может иногда достигать достаточно высокого уровня; во-вторых, если фирма часто и в большом объеме заимствует на краткосрочной основе, она может оказаться не в состоянии погасить этот долг вовремя и кредитор откажется пролонгировать кредит до более благоприятного для фирмы момента, что может привести не только к временным финансовым трудностям, но и к ее банкротству.
Скорость предоставления, гибкость, стоимость и рисковость краткосрочного кредита по сравнению с долгосрочным в большой мере зависят от типа источников краткосрочного кредита.
- 9 Долгосрочное финансирование 190
- 10 Дивидендная политика фирмы 208
- 1Сущность финансового менеджмента
- 1.1Значение и развитие теории управления финансами компании
- 1.2Развитие финансового менеджмента в России
- 1.3Эволюция основополагающих теорий в практике современного финансового менеджмента
- 1.3.1Теория инвестиционного портфеля
- 1.3.2Теория структуры капитала
- 1.4Методологическая основа финансового менеджмента
- 2Содержание и цели управления финансами
- 2.1Финансовые цели предприятия
- 2.2Задача, функции и проблемы финансового менеджера
- 2.2.1Теории проблем информации на рынке
- 3Введение в международный стандарт финансовой отчетности
- 3.1Финансовая отчетность как информационная основа анализа финансового состояния предприятия
- 3.1.1Логика финансового управления компанией
- 3.1.2Финансовый учет, его отличия от бухгалтерского и управленческого учета
- 3.2Основные формы финансовой отчетности компании
- 4Анализ и оценка финансового состояния предприятия
- 4.1Сущность и методы финансового анализа компании
- 4.2Анализ и оценка финансового состояния предприятия на основе коэффициентов
- 4.2.1Показатели ликвидности компании
- 4.2.2Показатели управления активами
- 4.2.3Показатели управления источниками средств
- 4.2.4Показатели рентабельности
- 4.2.5Показатели рыночной активности
- 4.2.6Методика компании «Дюпон»
- 5Управление высоколиквидными активами предприятия
- 5.1Анализ движения денежных средств. Отчет о движении денежных средств
- 5.2Управление денежными потоками
- 5.3Управление высоколиквидными ценными бумагами
- 6Оборотными активами
- 6.1Управление дебиторской задолженностью. Кредитная политика фирмы
- 6.2Управление товарно-материальными запасами
- 6.3Общие принципы управления оборотными активами компании
- 7Краткосрочная финансовая политика компании
- 7.1Стратегии финансирования оборотных активов
- 7.2Источники и инструменты краткосрочного финансирования
- 8Стратегические долгосрочные инвестиционные решения
- 8.1Инвестиционное проектирование
- 8.1.1Планирование и классификация инвестиций
- 8.1.2Планирование капиталовложений
- 8.2Управление инвестиционными рисками
- 8.2.1Понятие и классификация инвестиционных рисков
- 8.2.2Модели оценки инвестиционных рисков
- 8.3Оценка эффективности инвестиционных проектов
- 8.3.1Выбор ставки дисконтирования
- 8.3.2Методы оценки инвестиционных проектов
- 9Долгосрочное финансирование
- 9.1Основные формы и источники финансирования долгосрочных вложений
- 9.2Стоимость капитала фирмы и его структура
- 9.2.1Модели определения стоимости собственного обыкновенного капитала
- 9.2.2Модель определения стоимости привилегированных акций.
- 9.2.3Модели определения стоимости заемного капитала.
- 9.3Леверидж и его роль в финансовом менеджменте
- 10Дивидендная политика фирмы
- 10.1Понятие и теории дивидендной политики компании
- 10.2Основные факторы дивидендной политики компании
- Список литературы