4.2.1Показатели ликвидности компании
Показатели ликвидности компании – относительные показатели, позволяющие ответить на вопросы: будет ли фирма в состоянии погасить в срок свои обязательства и будет ли компания испытывать трудности при выполнении этих обязательств.
Ликвидность – способность превращения активов фирмы, ценностей в наличные деньги, мобильность активов; характеризует степень, в которой активы фирмы являются ликвидными, что позволяет ей вовремя уплачивать свои долги, а также использовать новые возможности инвестирования.
Ликвидность можно рассматривать с двух сторон: 1) как время, необходимое для обращения актива в денежную форму; 2) как вероятность продать актив по определенной цене.
Коэффициент текущей ликвидности (current ratio) – отношение оборотных средств к краткосрочным пассивам.
Поскольку этот коэффициент показывает, в какой мере краткосрочные пассивы покрываются активами, которые можно обратить в денежные средства в течение определенного периода времени, примерно совпадающими со сроками погашения этих пассивов, его используют как один из основных показателей платежеспособности. Согласно общепринятым международным стандартам, считается, что этот коэффициент должен находиться в пределах от 1 до 2 (иногда 3). Нижняя граница обусловлена тем, что оборотных средств должно быть достаточно по меньшей мере для погашения краткосрочных обязательств, иначе компания окажется под угрозой банкротства. Превышение верхней границы будет означать нерациональную структуру капитала. Особенно важен анализ динамики этого показателя.
Коэффициент текущей ликвидности можно рассчитать по формуле:
KС =
где
Ac (current assets) – оборотные активы;
Lc (current liabilities) – краткосрочные обязательства.
Пример. Имеются следующие данные Баланса некой компании А на 31 декабря 2003 г. (в тыс. у.д.е.):
Денежные средства 50
Высоколиквидные ценные бумаги 0
Дебиторская задолженность 350
Товарно-материальные запасы 300
Всего оборотные активы 700
Основные средства (первонач. стоимость) 1800
Начисленная амортизация 500
________
Основные средства (чистые) 1300
_________________________________________________
Всего активы 2000
Краткосрочные обязательства 300
Долгосрочные обязательства 800
__________
Всего обязательства 1100
Акционерный капитал 900
___________________________________________________
Всего пассивы 2000
Из баланса компании А видно, что оборотные активы компании составляют 700 тыс. у.д.е., краткосрочные обязательства 300 тыс. у.д.е., тогда коэффициент текущей ликвидности равен:
Коэффициент быстрой текущей ликвидности (quick ratio) – отношение ликвидной части оборотных активов к краткосрочным пассивам.
Это частный случай коэффициента текущей ликвидности, раскрывающий отношение наиболее ликвидной части оборотных средств (денежных средств, краткосрочных финансовых вложений, дебиторской задолженности), которая рассчитывается как разница оборотных средств и запасов, к краткосрочным пассивам. По международным стандартам уровень его должен быть выше 1. В России его оптимальное значение определено как 0,7–0,8.
Коэффициент быстрой ликвидности можно рассчитать по формуле:
Kq =
где
Ac (current assets)– оборотные активы;
Inv (inventories) – товарно-материальные запасы;
Lc (current liabilities) – краткосрочные обязательства;
Cash (cash) – денежные средства;
Ms (marketable securities) – легкореализуемые (высоколиквидные) ценные бумаги;
Acr (accounts recivable) – дебиторская задолженность.
Пример. Коэффициент быстрой ликвидности рассчитывается как отношение наиболее ликвидной части активов к краткосрочным обязательствам. Исходя из данных баланса компании А получаем:
Коэффициент абсолютной ликвидности (absolut quick ratio) – отношение денежных средств к краткосрочным обязательствам.
На Западе этот показатель рассчитывается редко. В России оптимальный уровень коэффициента абсолютной ликвидности считается равным 0,2–0,25.
Коэффициент абсолютной ликвидности рассчитывается по формуле:
Ka=
где
Cash – денежные средства наличные и на расчетном счету;
Lc (current liabilities) – краткосрочные обязательства.
Пример. Коэффициент абсолютной ликвидности компании А равен:
50 : 300 = 0,1(6) ≈ 0,2.
Чистый оборотный капитал (net current assets) – разность между оборотными активами и краткосрочными обязательствами.
Чистый оборотный капитал необходим для поддержания финансовой устойчивости предприятия, поскольку превышение оборотных средств над краткосрочными обязательствами означает, что предприятие не только может погасить свои краткосрочные обязательства, но и имеет достаточные финансовые ресурсы для расширения своей деятельности. Наличие чистого оборотного капитала служит для инвесторов и кредиторов положительным сигналом к вложению средств в данное предприятие.
Чистый оборотный капитал рассчитывается по формуле:
NAc = Ac- Lc,
где
NAc (net current assets) – чистые оборотные средства (активы);
Ac (current assets) – оборотные активы;
Lc (current liabilities) – краткосрочные обязательства.
Пример. Чистый оборотный капитал компании А равен:
700 - 300 = 400 (тыс. у.д.е.).
Анализ коэффициентов ликвидности не всегда вскрывает финансовую слабость или мощь компании, но он может выявить «из ряда вон выходящие» фирмы. Когда такое отклонение налицо, аналитик должен выяснить его причину. Возможно, отрасль оказалась чрезмерно ликвидной и фирма является вполне платежеспособной, но имеет относительно низкие показатели ликвидности. Считается, что фирма, оборотный капитал которой состоит преимущественно из денежных средств и краткосрочной дебиторской задолженности, более ликвидна, чем фирма, оборотный капитал которой состоит преимущественно из товарно-материальных запасов, поскольку для их реализации необходимы некоторое время и наличие потенциальных покупателей.
- 9 Долгосрочное финансирование 190
- 10 Дивидендная политика фирмы 208
- 1Сущность финансового менеджмента
- 1.1Значение и развитие теории управления финансами компании
- 1.2Развитие финансового менеджмента в России
- 1.3Эволюция основополагающих теорий в практике современного финансового менеджмента
- 1.3.1Теория инвестиционного портфеля
- 1.3.2Теория структуры капитала
- 1.4Методологическая основа финансового менеджмента
- 2Содержание и цели управления финансами
- 2.1Финансовые цели предприятия
- 2.2Задача, функции и проблемы финансового менеджера
- 2.2.1Теории проблем информации на рынке
- 3Введение в международный стандарт финансовой отчетности
- 3.1Финансовая отчетность как информационная основа анализа финансового состояния предприятия
- 3.1.1Логика финансового управления компанией
- 3.1.2Финансовый учет, его отличия от бухгалтерского и управленческого учета
- 3.2Основные формы финансовой отчетности компании
- 4Анализ и оценка финансового состояния предприятия
- 4.1Сущность и методы финансового анализа компании
- 4.2Анализ и оценка финансового состояния предприятия на основе коэффициентов
- 4.2.1Показатели ликвидности компании
- 4.2.2Показатели управления активами
- 4.2.3Показатели управления источниками средств
- 4.2.4Показатели рентабельности
- 4.2.5Показатели рыночной активности
- 4.2.6Методика компании «Дюпон»
- 5Управление высоколиквидными активами предприятия
- 5.1Анализ движения денежных средств. Отчет о движении денежных средств
- 5.2Управление денежными потоками
- 5.3Управление высоколиквидными ценными бумагами
- 6Оборотными активами
- 6.1Управление дебиторской задолженностью. Кредитная политика фирмы
- 6.2Управление товарно-материальными запасами
- 6.3Общие принципы управления оборотными активами компании
- 7Краткосрочная финансовая политика компании
- 7.1Стратегии финансирования оборотных активов
- 7.2Источники и инструменты краткосрочного финансирования
- 8Стратегические долгосрочные инвестиционные решения
- 8.1Инвестиционное проектирование
- 8.1.1Планирование и классификация инвестиций
- 8.1.2Планирование капиталовложений
- 8.2Управление инвестиционными рисками
- 8.2.1Понятие и классификация инвестиционных рисков
- 8.2.2Модели оценки инвестиционных рисков
- 8.3Оценка эффективности инвестиционных проектов
- 8.3.1Выбор ставки дисконтирования
- 8.3.2Методы оценки инвестиционных проектов
- 9Долгосрочное финансирование
- 9.1Основные формы и источники финансирования долгосрочных вложений
- 9.2Стоимость капитала фирмы и его структура
- 9.2.1Модели определения стоимости собственного обыкновенного капитала
- 9.2.2Модель определения стоимости привилегированных акций.
- 9.2.3Модели определения стоимости заемного капитала.
- 9.3Леверидж и его роль в финансовом менеджменте
- 10Дивидендная политика фирмы
- 10.1Понятие и теории дивидендной политики компании
- 10.2Основные факторы дивидендной политики компании
- Список литературы