4.2.2Показатели управления активами
Показатели управления активами компании (коэффициенты деловой активности) – относительные показатели, предназначенные для оценки эффективности использования активов фирмы и позволяющие ответить на вопрос: оптимален ли объем тех или иных активов компании с позиции выполнения текущей производственной программы.
Если величина активов неоправданно завышена, компании придется нести дополнительные расходы (например, проценты по дополнительным банковским ссудам), что негативно скажется на прибылях. С другой стороны, если величина активов недостаточна для выполнения производственной программы, могут быть утрачены выгодные коммерческие сделки.
Коэффициент оборачиваемости запасов (inventory turnover) – отношение выручки от реализации к запасам; отражает скорость реализации товарно-материальных запасов компании.
Чем выше этот показатель, тем меньше средств связано в этой наименее ликвидной статье оборотных средств, тем устойчивее считается финансовое положение фирмы, что особенно актуально при наличии значительной задолженности.
Коэффициент оборачиваемости запасов представлен формулой:
Kti =
где
SR (sales revenue) – выручка от реализации;
Inv (inventories) – товарно-материальные запасы.
Пример. Коэффициент оборачиваемости запасов компании А равен:
Он показывает, сколько оборотов должны совершить запасы, чтобы принести компании А выручку в 3000 тыс. у.д.е., или сколько единиц выручки приносит каждая денежная единица, вложенная в запасы.
Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности в днях (days sales outstanding, DSO) – средний промежуток времени, в течение которого фирма, продав свою продукцию, ожидает поступления денег.
Рассчитывается как отношение дебиторской задолженности к средней ежедневной выручке от реализации (выручка от реализации, деленная на 360 дней). Этот показатель отражает условия, по которым фирма реализует свою продукцию. Он показывает, через сколько дней в среднем фирма получит деньги за отгруженную продукцию (если этот период больше предусмотренного в контракте, стоит пересмотреть свои отношения с клиентами). Естественно, большое значение этого показателя говорит о значительных льготах, предоставляемых клиентам данного предприятия, что может вызвать настороженность кредиторов и инвесторов. Полезно сравнивать этот показатель с оборачиваемостью кредиторской задолженности, чтобы сопоставить условия коммерческого кредитования, которыми пользуется предприятие у других компаний, с теми условиями кредитования, которые оно предлагает другим предприятиям.
Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности в днях рассчитывается по формуле:
DSO =
где
Acr (accounts receivable) – дебиторская задолженность;
SR (days sales revenue) – ежедневная выручка от реализации.
Пример. Коэффициент дебиторской задолженности компании А равен:
Этот показатель означает, что потребители компании А приобретают ее продукцию на условии оплаты через 42 дня.
Этот показатель может рассчитываться и как относительный. В этом случае он определяется как отношение выручки от реализации к дебиторской задолженности (по аналогии со всеми показателями оборачиваемости активов). Этот показатель должен стремиться к наиболее высокому значению, что будет означать незначительную долю дебиторской задолженности и ее высокую оборачиваемость.
Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности (относительный) рассчитывается по формуле:
Ktr =
где
SR (sales revenue) – выручка от реализации;
Acr (accounts receivable) – дебиторская задолженность.
Пример.
Ktr=
Он показывает, сколько оборотов за год совершает дебиторская задолженность компании А.
Коэффициент фондоотдачи (fixed assets turnover) – отношение объема реализованной продукции (выручки от реализации) к среднегодовой стоимости основных средств; характеризует оборачиваемость средств, вложенных в основные средства.
Повышение фондоотдачи может быть достигнуто: повышением объема реализуемой продукции, за счет относительно невысокого удельного веса основных средств, за счет более высокого технического уровня основных средств. Очевидно, чем выше этот показатель, тем ниже издержки отчетного периода. Низкий показатель фондоотдачи говорит о неэффективном использовании основных средств.
Коэффициент фондоотдачи можно рассчитать по формуле:
Ktf =
где
SR (sales revenues) – выручка от реализации;
FAnet (net fixed assets) – чистые основные средства;
FAnet = FA- Am,
где
FA (fixed assets) – основные средства;
Am (amortization, accumulated depreciation) – амортизация накопленная.
Пример. Коэффициент фондоотдачи компании А составляет:
Коэффициент фондоотдачи показывает, что каждая денежная единица, вложенная компанией А в основные средства (с учетом их амортизации), приносит 2,3 у.д.е. выручки от реализации.
Коэффициент ресурсоотдачи (total assets turnover) – отношение выручки от реализации ко всем активам баланса; отражает оборачиваемость средств, вложенных во все активы фирмы.
Характеризует эффективность использования фирмой всех имеющихся ресурсов, независимо от источников их привлечения, т. е. показывает, во сколько раз за год совершается полный цикл производства и обращения, приносящий соответствующий эффект в виде выручки, или сколько денежных единиц реализованной продукции принесла каждая денежная единица активов. Если этот показатель невелик, значит, возможно, размер активов слишком раздут и необходимо избавиться от неработающих активов. Для анализа данного показателя важны сравнение его со средними по отрасли и учет применяемого метода начисления амортизации.
Коэффициент ресурсоотдачи рассчитывается как:
Kta =
где
SR (sales revenue) – выручка от реализации;
A (assets) – активы.
Пример. Коэффициент ресурсоотдачи компании А рассчитывается следующим образом:
Он характеризует отдачу от средств, вложенных во все активы компании, и показывает, что каждый доллар, вложенный в деятельность компании А, приносит 1,5 у.д.е. выручки от реализации.
- 9 Долгосрочное финансирование 190
- 10 Дивидендная политика фирмы 208
- 1Сущность финансового менеджмента
- 1.1Значение и развитие теории управления финансами компании
- 1.2Развитие финансового менеджмента в России
- 1.3Эволюция основополагающих теорий в практике современного финансового менеджмента
- 1.3.1Теория инвестиционного портфеля
- 1.3.2Теория структуры капитала
- 1.4Методологическая основа финансового менеджмента
- 2Содержание и цели управления финансами
- 2.1Финансовые цели предприятия
- 2.2Задача, функции и проблемы финансового менеджера
- 2.2.1Теории проблем информации на рынке
- 3Введение в международный стандарт финансовой отчетности
- 3.1Финансовая отчетность как информационная основа анализа финансового состояния предприятия
- 3.1.1Логика финансового управления компанией
- 3.1.2Финансовый учет, его отличия от бухгалтерского и управленческого учета
- 3.2Основные формы финансовой отчетности компании
- 4Анализ и оценка финансового состояния предприятия
- 4.1Сущность и методы финансового анализа компании
- 4.2Анализ и оценка финансового состояния предприятия на основе коэффициентов
- 4.2.1Показатели ликвидности компании
- 4.2.2Показатели управления активами
- 4.2.3Показатели управления источниками средств
- 4.2.4Показатели рентабельности
- 4.2.5Показатели рыночной активности
- 4.2.6Методика компании «Дюпон»
- 5Управление высоколиквидными активами предприятия
- 5.1Анализ движения денежных средств. Отчет о движении денежных средств
- 5.2Управление денежными потоками
- 5.3Управление высоколиквидными ценными бумагами
- 6Оборотными активами
- 6.1Управление дебиторской задолженностью. Кредитная политика фирмы
- 6.2Управление товарно-материальными запасами
- 6.3Общие принципы управления оборотными активами компании
- 7Краткосрочная финансовая политика компании
- 7.1Стратегии финансирования оборотных активов
- 7.2Источники и инструменты краткосрочного финансирования
- 8Стратегические долгосрочные инвестиционные решения
- 8.1Инвестиционное проектирование
- 8.1.1Планирование и классификация инвестиций
- 8.1.2Планирование капиталовложений
- 8.2Управление инвестиционными рисками
- 8.2.1Понятие и классификация инвестиционных рисков
- 8.2.2Модели оценки инвестиционных рисков
- 8.3Оценка эффективности инвестиционных проектов
- 8.3.1Выбор ставки дисконтирования
- 8.3.2Методы оценки инвестиционных проектов
- 9Долгосрочное финансирование
- 9.1Основные формы и источники финансирования долгосрочных вложений
- 9.2Стоимость капитала фирмы и его структура
- 9.2.1Модели определения стоимости собственного обыкновенного капитала
- 9.2.2Модель определения стоимости привилегированных акций.
- 9.2.3Модели определения стоимости заемного капитала.
- 9.3Леверидж и его роль в финансовом менеджменте
- 10Дивидендная политика фирмы
- 10.1Понятие и теории дивидендной политики компании
- 10.2Основные факторы дивидендной политики компании
- Список литературы