logo search
БОБРИК

38. Сущность монополизма и его последствия для экономического роста.

По мере развития общества и производительных сил возрастало обобществление производства, что привело к появлению в индустриально развитых странах монополий. Монополия как экономическое явление означает, что хозяйствующий субъект обладает исключительными правами, позволяющими ему воздействовать на определенные сферы деятельности в собственных интересах и извлекать монопольную прибыль. Монопольное положение хозяйствующего субъекта обеспечивает ему возможность устанавливать свои правила поведения на рынке в ущерб интересам конкурентов и потребителей. Характерные признаки монополии:

• собственность на факторы производства и сферы обращения;

• неограниченная власть;

• возможность диктовать свои условия конкурентам и потребителям;

возможность выгодным для себя образом влиять на рыночное равновесие;

манипулирование ценами, объемами производства, ассортиментом.

Монополия имеет и положительные, и отрицательные стороны. Положительно то, что монополия концентрирует ресурсы и экономит на издержках за счет высоких объемов производства, а также участвует в инновационном процессе, требующем вложения крупных средств на научные разработки. Богатая фирма может позволить себе вывести на рынок новый товар по ценам, не покрывающим издержки.

Крупные предприятия, как правило, менее гибкие, но в современных условиях являются стержнем любой экономики. Они способны обеспечить массовый выпуск стандартных продуктов, экономить на масштабах производства, увеличивать специализацию производства, имеют преимущества в финансировании НИОКР, рекламы, сбыта, привлекают низкими ценами, улучшенными качеством и сервисом, полнотой ассортимента и наиболее популярными товарами. Именно крупные предприятия наводняют экономику массовыми, стандартными и качественными товарами по доступным ценам. Для получения сверхприбылей они больше расходуют на научно-технические исследования, рекламу и маркетинг, направляют средства на капитальные вложения.

Вместе с тем крупные предприятия недостаточно гибкие, медленно реагируют на изменяющийся спрос и медленно перепрофилируют производство или направления деятельности. Мелкие предприятия отличаются большей предприимчивостью и эффективностью. В странах с рыночной экономикой они занимают самый крупный сектор экономики. Например, в Японии половина всех трудящихся работает на мелких предприятиях (до 20 чел.), а 3/4 - на предприятиях численностью до 100 человек.

Однако принципиально важна роль предприятия или фирмы на рынке, а не их размер. Предприятия-монополисты способы самостоятельно или совместно с другими хозяйствующими субъектами регулировать соответствующий рынок. В результате страдают, в первую очередь, малые и средние предприятия, не выдерживая конкурентной борьбы. В этом проявляется отрицательная сторона деятельности предприятий-монополистов.