logo search
Финансовое право Каменков

4.1. Понятие бюджета. Секвестр, дефицит, профицит бюджета

4.1.1. Понятие бюджета

Бюджет как экономическая категория

Бюджет как материальная категория

Бюджет как правовой акт

Совокупность экономи­ческих отношений, воз­никающих в процессе образования, распреде­ления и использования основного централизо­ванного фонда денеж­ных средств.

Централизованный де­нежный фонд, который формируется на том или ином уровне для обеспе­чения эффективного вы­полнения функций соот­ветствующих государст­венных органов.

Основной финансовый план образования, рас­пределения и использования централизован­ного (государственного) денежного фонда го­сударства в целом или административно-тер­риториального образования (республикан­ский и местные бюджеты), утверждаемый со­ответствующим представительным органом государственной власти и имеющий силу за­кона (например, Закон Республики Беларусь от 29 декабря 2006 г. № 191-3 «О бюджете Республики Беларусь на 2007 год»).

Бюджетная политика государства

Особое значение в процессе образования и распределения централизованных и децентрализо­ванных фондов денежных средств имеет бюджетная политика государства. В целом бюджет­ная политика государства представляет собой совокупность мероприятий, осуществляемых ор­ганами государственной власти и управления через звенья и элементы финансовой системы в об­щегосударственных интересах.

Бюджетная политика государства проводится согласованно с денежно-кредитной, ценовой, валютной и таможенной политикой Республики Беларусь. Это обусловлено единством политики Республики Беларусь в сфере бюджетно-финансовых отношений, определяемым Конституцией Республики Беларусь.

В отношениях с другими государствами и международными финансовыми организациями бюджетная политика Республики Беларусь осуществляется в соответствии с Конституцией, международными договорами и актами законодательства Республики Беларусь. Кроме того, в рамках международных договоров Республика Беларусь может принимать на себя дополнитель­ные обязательства по согласованию бюджетной политики с другими государствами и междуна­родными финансовыми организациями.

4.1.2. Секвестр. Дефицит и профицит бюджета

Секвестр. Дефицит и профицит бюджета

Защищенные статьи бюджета

1 »

2

Дефицит бюджета — превышение расходов государства над его доходами. Профицит бюд­жета — превышение доходов государства над его расходами.

Статьи расходов, по которым гарантируется производство расходов в первоочередном по­рядке и в полном объеме в условиях примене­ния механизма секвестра и блокирования.

- с*

1

2

Финансирование (покрытие) дефицита бюдже­та может происходить за счет внутренних и внешних источников.

Также покрытие дефицита бюджета может осу­ществляться за счет эмиссии новых денег, что влечет за собой отрицательные процессы в эко­номике этого государства в виде роста уровня инфляции.

Если в процессе исполнения бюджета происхо­дит превышение предельного уровня размера дефицита бюджета или снижение поступлений по доходам бюджета более чем на 10 процентов от запланированного уровня, то применяется специально предусмотренный для таких случа­ев антидефицитный механизм, важнейшими из инструментов которого являются механизм секвестра и блокирования, определение защи­щенных статей бюджета.

Секвестр — пропорциональное сокращение рас­ходов по незащищенным статьям бюджета.

Блокирование — временное приостановление расходов по незащищенным статьям бюджета.

Перечень защищенных статей устанавливается ежегодно при утверждении соответствующего бюджета. Они включают в себя следующие ка­тегории расходов:

  1. заработная плата;

  2. начисления на заработную плату;

  3. трансферты населению (стипендии, пенсии, пособия, безналичные жилищные субсидии на удешевление стоимости коммунальных услуг и другие выплаты населению в соответствии с за­конодательными актами Республики Беларусь);

  4. продукты питания;

  5. медикаменты и перевязочные материалы;

  6. проценты по государственному долгу;

  7. погашение государственного долга.

У Нормативные источники

        1. Закон о бюджете на текущий финансовый (бюджетный) год.

        2. Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 15 марта 2007 г. № 44 «О бюджетной классификации Республики Беларусь».

        3. Закон Республики Беларусь от 5 мая 1998 г. № 158-3 «О бюджетной классификации Рес­публики Беларусь» (ст. 1).

        4. Закон Республики Беларусь от 4 июня 1993 г. № 2347-ХП «О бюджетной системе Респуб­лики Беларусь и государственных внебюджетных фондах».

4.2. Бюджетное право, его субъекты и источники. Бюджетные правоотношения 4.2.1. Общая характеристика бюджетного права как подотрасли

Понятие и предмет бюджетного права

Бюджетное право — основной раздел финансового права, регулирующий систему отношений Республики Беларусь, административно-территориальных единиц и органов представительной и исполнительной власти, возникающих в связи с образованием, распределением и использова­нием государственных денежных фондов.

Предмет бюджетного права*— отношения, складывающиеся в процессе образования, распре­деления и использования бюджетов, возникают в процессе распределения доходов и расходов между отдельными видами бюджетов, закрепления прав в процессе составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов, а также в процессе составления и утверждения отчетов об их исполнении. Указанные отношения регламентируются нормами финансового права, кото­рые в своей совокупности образуют бюджетное право.

4.2.2. Финансово-правовые нормы в подотрасли бюджетного права

Виды финансово-правовых норм

Функции финансово-правовых норм

Как самостоятельная группа правовых норм в рамках финансового права бюджетное право имеет сложное строение и выступает как систе­ма. В рамках бюджетного права выделяют ма­териальные и процессуальные нормы права:

  1. материальные нормы бюджетного права

закрепляют структуру бюджетной системы; пе­речень доходов и расходов бюджетов; механизм взаимоотношений между бюджетами и т.п.;

  1. процессуальные нормы бюджетного права регламентируют порядок составления, рассмот­рения, утверждения и исполнения бюджетов, порядок составления и утверждения отчетов об их исполнении.

  • устанавливают структуру бюджетной систе­мы Республики Беларусь;

  • регламентируют перечень бюджетных дохо­дов и расходов;

  • определяют порядок распределения их меж­ду различными видами бюджетов;

  • устанавливают бюджетные права Республи­ки Беларусь и административно-территориаль­ных единиц;

  • определяют порядок формирования и испо­льзования государственных внебюджетных фон­дов в целях финансового обеспечения социаль­но-экономического развития страны и других потребностей общества.

4.2.3. Субъекты и источники бюджетного права. Бюджетные правоотношения

Субъекты бюджетного права

Источники бюджетного права и их виды

Бюджетные правоотношения

1

2

3

Бюджетное право, регулируя от­носящиеся к его предмету общест­венные отношения, определяет круг участников или субъектов этих отношений, наделяет их юри­дическими правами и обязаннос­тями. Носители юридических прав и обязанностей в отношениях по образованию, распределению и ис­пользованию бюджетов всех уров­ней именуются субъектами бюд­жетного права.

В круг субъектов бюджетного пра­ва Республики Беларусь входят:

1. Государство и администра­тивно-территориальные едини­цы:

• Республика Беларусь;

Бюджетное законодатель­ство (источники бюджет­ного права) — совокупность нормативных правовых ак­тов, содержащих нормы бюд­жетного права.

Виды источников бюджет­ного права:

  • Конституция Республики Беларусь;

  • Закон Республики Беларусь «О бюджетной системе и госу­дарственных внебюджетных фондах»;

  • Закон Республики Беларусь «О бюджетной классификации Республики Беларусь»;

Бюджетные правоотноше­ния — отношения, участни­ками (субъектами) которых становятся субъекты бюджет­ного права, вступая в общест­венные отношения для реали­зации своих прав и выполне­ния обязанностей.

Характерные особенности бюджетных правоотноше­ний:

• возникают в связи с образо­ванием, распределением и ис­пользованием централизован­ного (местного) денежного фон­да соответствующей террито­рии;

местные административно- территориальные образования (области, города, районы, се­ла, поселки).

2. Республиканские и мест­ные органы власти:

представительные органы го­сударственной власти и мест­ного самоуправления; • органы исполнительной вла­сти и местного управления.

ежегодные законы (решения местных Советов депутатов) о республиканском (местных) бюджетах на очередной фи­нансовый (бюджетный) год;

права и обязанности субъектов бюджетных правоотношений обу­словлены формированием и ис­полнением бюджета как основно­го финансового плана государст­ва или административно-терри­ториальной единицы;

в бюджетных правоотношени­ях участвуют государство, адми­нистративно-территориальные единицы или соответствующие го­сударственные и местные органы власти, выражающие их интере­сы;

• бюджетные правоотношения, как правило, не могут длиться более одного года и прекращают­ся в конце соответствующего года.

У Нормативные источники

  1. Закон о бюджете на текущий финансовый (бюджетный) год.

  2. Закон Республики Беларусь от 5 мая 1998 г. № 158-3 «О бюджетной классификации Рес­публики Беларусь».

  3. Закон Республики Беларусь от 4 июня 1993 г. № 2347-ХП «О бюджетной системе Респуб­лики Беларусь и государственных внебюджетных фондах».