logo
Финансовое право Каменков

4.11. Порядок исполнения бюджета. Распорядители бюджетных ассигнований, их права и обязанности

Порядок исполнения бюджета

Виды распорядителей бюджетных ассигнований, их права и обязанности

1

2

Исполнение бюджета зак­лючается в обеспечении полного и своевременного поступления в бюджет до­ходов, предусмотренных в законе о бюджете на оче­редной финансовый (бюд­жетный) год, а также в сво­евременном и бесперебой­ном финансировании зап­ланированных расходов.

Бюджет по расходам исполняется специальными субъектами — сле­дующими участниками бюджетных правоотношений:

  1. Главный распорядитель (для республиканского бюджета — са­мостоятельный получатель средств из республиканского бюджета, определенный ведомственной бюджетной классификацией Респуб­лики Беларусь; для местного бюджета — государственный орган, ор­ган местного самоуправления, бюджетное учреждение, определен­ные ведомственной классификацией соответствующего бюджета, имеющие право распределять бюджетные средства между подведом­ственными распорядителями и получателями бюджетных средств).

  2. Распорядитель бюджетных средств — государственный орган, орган местного самоуправления, имеющий право распределять бюд­жетные средства между подведомственными бюджетополучателями.

  3. Получатель бюджетных средств (бюджетополучатель) — бюджетное учреждение или иное юридическое лицо, имеющее пра­во на получение средств из бюджета на основании действующего за­конодательства, решения соответствующего органа либо договора.

1

2

С принятием в 1998 г. Пос­тановления Совета Минис­тров Республики Беларусь «О переходе на казначей­скую систему исполнения республиканского бюдже­та и создании территори­альных органов государ­ственного казначейства» в Республике Беларусь была внедрена казначейская си­стема исполнения бюдже­та, а также созданы тер­риториальные органы каз­начейства.

Данные средства бюджета, которые предусмотрены бюджетной рос­писью, именуются бюджетными ассигнованиями.

Распорядители бюджетных ассигнований в соответствии со своим назначением и возложенными на них функциями:

  • предоставляют в соответствующий финансовый орган сметы рас­ходов по подчиненным им и (или) входящим в их состав организа­циям;

  • обеспечивают идентичность имеющихся сметных назначений с соответствующими информационными базами автоматизированной системы государственного казначейства;

  • не принимают на себя обязательства и не заключают договоры на поставку товаров (работ, услуг), не обеспеченные бюджетными ас­сигнованиями;

  • несут иные обязанности, предусмотренные законодательством Республики Беларусь.

Особенности стадии исполнения бюджета

ь»

ОС

• в целях проведения государственной бюджетной политики, эффективного управления дохо­дами и расходами в процессе исполнения бюджетов, повышения оперативности в финансирова­нии государственных программ, усиления контроля за поступлением, целевым и экономным использованием государственным средств в Республике Беларусь стала действовать казначей­ская система исполнения бюджета;

Особенности стадии исполнения бюджета

У Нормативные источники

  1. Закон Республики Беларусь от 4 июня 1993 г. № 2347-ХП «О бюджетной системе Респуб­лики Беларусь и государственных внебюджетных фондах». Ст. 22.

  2. Закон о бюджете на текущий финансовый (бюджетный) год.

  3. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 16 декабря 1993 г. № 846 «О го­сударственном казначействе Республики Беларусь». П. 4.

  4. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 8 апреля 1998 г. № 565 «О пере­ходе на казначейскую систему исполнения республиканского бюджета и создании территори­альных органов государственного казначейства».

  5. Постановление Министерства финансов Республики Беларусь и Правления Национально­го банка Республики Беларусь от 8 декабря 2005 г. № 143/171 «Об утверждении Инструкции о порядке исполнения республиканского бюджета по доходам».