6.8. Принудительное исполнение налогового обязательства, взыскание пеней
Принудительное исполнение налогового обязательства | Особенности принудительного исполнения налогового обязательства |
1 | 2 |
Взыскание налога, сбора (пошлины,), пени — принудительное исполнение налогового обязательства, уплаты пеней в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения плательщиком (иным обязанным лицом) в установленный срок налогового обязательства, неуплаты (неполной уплату) пеней. | Законодательством предусмотрен бесспорный порядок взыскания задолженности организаций; и в решении о взыскании обязательно указываются те счета плательщика, с которых должна быть перечислена сумма налога, сбора (пошлины), пени. Взыскание суммы задолженности производится со всех счетов плательщика-должника, кроме ссудных, спецссудных и корреспондентских счетов плательщика, а также со счетов по учету бюджетных средств государственного казначейства и местных бюджетов. Решение налогового органа о взыскании задолженности непременно доводится до сведения плательщика и банка, его обслуживающего, который обязан незамедлительно приостановить (если иное не предусмотрено законодательством) все расходные операции по счетам плательщика (иного обязанного лица). Возможно взыскание задолженности за счет дебиторов плателыци- ка-организации, которое осуществляется по решению налогового органа по месту постановки плательщика на учет (ст. 58 Налогового кодекса Республики Беларусь) по следующим основаниям: |
ы
4-
% 1 | 2 |
|
При отсутствии денежных средств у плательщика (иного обязанного лица) либо дебитора плательщика налоговые органы вправе подать исковое заявление в общий или хозяйственный суд о взыскании задолженности за счет имущества плательщика-должника или дебитора плательщика-должника. Исковое заявление о взыскании задолженности за счет имущества плательщика-должника — физического лица подается в общий суд; за счет имущества плательщика-должника — организации — в хозяйственный суд. Также следует отметить, что до подачи искового заявления о взыскании задолженности налоговый орган вправе наложить арест на данное имущество в случаях, предусмотренных законодательством. Примечание. Последовательность видов имущества, за счет которого производится взыскание задолженности плательщика-должника (как организаций, так и физических лиц) предусмотрена ст. 59 Налогового кодекса Республики Беларусь. |
У Нормативные источники
Налоговый кодекс Республики Беларусь (Общая часть) от 19 декабря 2002 г. № 166-3. Гл. 6.
Постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 29 марта 2001 г. № 66 «Об утверждении Инструкции о банковском переводе». Разд. III. Гл. 11.
Налоговый орган обязан сообщить плательщику (иному обязанному лицу) о произведенном зачете излишне уплаченной суммы налога, сбора (пошлины), пени в счет предстоящих платежей, исполнения налогового обязательства по уплате других налогов, сборов (пошлин), пеней не позднее десяти дней со дня проведения такого зачета.
Излишне уплаченная сумма налога, сбора (пошлины), пени подлежит возврату плательщику (иному обязанному лицу) по его письменному заявлению в случае отсутствия у плательщика (иного обязанного лица) неисполненного налогового обязательства, неуплаченных пеней. Заявление о возврате излишне уплаченной суммы налога, сбора (пошлины), пени может быть подано плательщиком (иным обязанным лицом) не позднее трех лет со дня уплаты указанной суммы.
Возврат излишне уплаченной суммы налога, сбора (пошлины), пени производится налоговым органом в течение одного месяца со дня подачи плательщиком (иным обязанным лицом) заявления о возврате. При нарушении указанного срока сумма излишне уплаченного налога, сбора (пошлины), пени возвращается плательщику (иному обязанному лицу) с начисленными на нее процентами за каждый день нарушения срока возврата по ставке, равной 1/360 ставки рефинансирования Национального банка Республики Беларусь, действовавшей в день направления платежного поручения банку на возврат плательщику (иному обязанному лицу) этой суммы.
Проценты на указанную сумму начисляются со дня, следующего за днем истечения срока возврата излишне уплаченной суммы налога, сбора (пошлины), пени, по день направления платежного поручения банку на возврат плательщику (иному обязанному лицу) этой суммы.
Зачет или возврат излишне уплаченной суммы налога, сбора (пошлины), пени производятся в той валюте, в которой Налоговым кодексом Республики Беларусь предусмотрена уплата этих налога, сбора (пошлины), пени, а начисленных процентов — в белорусских рублях.
Правила, предусмотренные ст. 60 Общей части Налогового кодекса Республики Беларусь, применяются при зачете или возврате излишне уплаченной суммы таможенных платежей, пеней с учетом особенностей, установленных таможенным законодательством.
У Нормативные источники
1. Налоговый кодекс Республики Беларусь (Общая часть) от 19 декабря 2002 г. № 166-3. Гл. 7. Ст. 60.
6.9.2. Зачет, возврат излишне взысканной суммы налога, сбора (пошлины), пени
Излишне взысканная сумма налога, сбора (пошлины), пени подлежит возврату плательщику (иному обязанному лицу), если этот плательщик (иное обязанное лицо) не представил в налоговый орган письменное заявление о зачете указанной суммы в счет предстоящих платежей, исполнения налогового обязательства по другим налогам, сборам (пошлинам), уплаты пеней и у плательщика (иного обязанного лица) отсутствуют неисполненные налоговые обязательства или неуплаченные пени. Зачет излишне взысканной суммы налога, сбора (пошлины), пени в счет предстоящих платежей, исполнения налогового обязательства по другим налогам, сборам (пошлинам), уплаты пеней производится в соответствии со ст. 61 Общей части Налогового кодекса Республики Беларусь.
Возврат излишне взысканной суммы налога, сбора (пошлины), пени производится на основании письменного заявления плательщика (иного обязанного лица) и решения налогового органа либо общего или хозяйственного суда о признании факта излишнего взыскания такой суммы. Заявление о возврате излишне взысканной суммы налога, сбора (пошлины), пени может быть подано плательщиком (иным обязанным лицом) не позднее трех лет со дня взыскания указанной суммы.
Налоговый орган, установив факт излишнего взыскания налога, сбора (пошлины), пени, обязан сообщить об этом плательщику (иному обязанному лицу) не позднее десяти дней со дня установления данного факта.
Понятие административной ответственности
Ад министратив- ная ответственность — вид юридической ответственности в виде применения мер государственного принуждения, выражающихся во взыскании штрафов в денежной форме, применяемых* уполномоченными на это государственными
- Тема 1. Финансовая деятельность государства 5
- Тема 4. Бюджетное право республики беларусь 62
- Тема 5. Правовое регулирование государственных доходов 81
- Тема 6. Налоговое право республики беларусь 83
- Тема 6. Налоговое право республики беларусь 6.1. Понятие налога и сбора (пошлины), их функции и признаки 84
- Тема 7. Республиканские налоги, сборы (пошлины) 106
- Тема 10. Правовое регулирование государственных расходов 145
- Тема 11. Правовое регулирование денежного обращения. Денежная система республики беларусь 148
- Тема 1. Финансовая деятельность государства
- 1.1. Понятие финансов, их функции и роль
- 1.2. Финансовая деятельность государства: понятие и субъекты
- 1.3. Методы и формы осуществления финансовой деятельности 1.3.1. Методы осуществления финансовой деятельности
- 1.3.2. Формы осуществления финансовой деятельности
- 1.4. Финансовая система государства и ее состав
- Тема 2. Финансовое право республики беларусь
- 2.1. Понятие, предмет и метод финансового права
- 2.2. Наука и учебный курс финансового права
- 2.3. Финансовое право в системе права и его отличие от смежных отраслей права
- 2.4. Финансово-правовые нормы, их виды и особенности
- 2.4. Финансово-правовые нормы, их виды и особенности
- 2.5. Финансовые правоотношения, их особенности и виды, основания возникновения
- 2.6. Источники финансового права
- 3.2.2. Методы финансового контроля
- 3.3. Полномочия Комитета государственного контроля Республики Беларусь (кгк)
- 3.4. Права и обязанности Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь (мнс) и его инспекций в области финансового контроля
- 3.5. Полномочия Министерства финансов Республики Беларусь и его органов
- 3.6. Ведомственный финансовый контроль. Полномочия контролирующих подразделений министерств и ведомств
- 3.7. Система банков. Права Национального банка Республики Беларусь (нб)
- 3.8. Внутрихозяйственный финансовый контроль
- 3.9. Независимый финансовый контроль (аудит)
- 3.10. Порядок организации и проведения ревизий
- 3.11. Крнтрольно-ревизионная документация, порядок ее составления
- Тема 4. Бюджетное право республики беларусь
- 4.1. Понятие бюджета. Секвестр, дефицит, профицит бюджета
- 4.3. Бюджетное устройство Республики Беларусь
- 4.4. Принципы и порядок распределения доходов и расходов между звеньями бюджетной системы
- 4.5. Бюджетное регулирование, его методы и значение
- 4.6. Целевые и резервные фонды бюджетов. Оборотная кассовая наличность и ее правовое значение
- 4.7. Понятие бюджетного процесса, его принципы и стадии. Счетный период
- 4.8. Бюджетная классификация и ее правовое значение
- 4.9. Порядок составления проекта бюджета
- 4.10. Порядок рассмотрения и утверждения бюджета. Закон о бюджете на текущий год
- 4.11. Порядок исполнения бюджета. Распорядители бюджетных ассигнований, их права и обязанности
- 4.12. Порядок составления и утверждения отчета об исполнении бюджета
- Тема 5. Правовое регулирование государственных доходов
- 5.1. Понятие государственных доходов, их источники и соотношение
- Тема 6. Налоговое право республики беларусь
- 6.1. Понятие налога и сбора (пошлины), их функции и признаки
- Тема 6. Налоговое право республики беларусь 6.1. Понятие налога и сбора (пошлины), их функции и признаки
- 6.3. Понятие налогового права. Налоговые правоотношения и их особенности.
- 6.4. Плательщики налогов, сборов (пошлин), их виды и характеристика
- 6.5. Права плательщика налогов
- 6.6. Обязанности плательщика налогов в
- 6.8. Принудительное исполнение налогового обязательства, взыскание пеней
- 6.10. Административная ответственность за нарушение налогового законодательства
- Тема 7. Республиканские налоги, сборы (пошлины)
- 7.2. Правовое регулирование взимания акцизов
- 7.3. Правовое регулирование взимания налогов на доходы и прибыль
- 7.4. Правовое регулирование взимания земельного налога
- 7.5. Правовое регулирование взимания экологического налога
- 7.6. Правовое регулирование взимания налога на недвижимость
- 7.7. Субъекты и объекты подоходного налога с физических лиц. Ставки налога
- 7.9. Порядок исчисления и уплаты подоходного налога с физических лиц
- 7.10. Единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц, осуществляющих реализацию товаров (работ, услуг)
- 7.11. Порядок формирования и распределения Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь
- Тема 8. Местные налоги и сборы
- 8.1.1. Налог с продаж товаров в розничной торговле
- 8.1.2. Налог на услуги
- 8.1.4. Сборы с пользователей
- 8.1.5. Сборы с заготовителей
- 8.1.6. Курортный сбор
- Тема 9. Правовое регулирование государственных займов
- 9.1. Правовое регулирование внутреннего государственного долга Республики Беларусь. Основные условия выпуска государственных краткосрочных облигаций
- 9.2. Правовые основы внешнего государственного долга Республики Беларусь
- Тема 10. Правовое регулирование государственных расходов
- 10.1. Понятие государственных расходов и их виды
- 10.2. Понятие сметно-бюджетного финансирования
- Тема 11. Правовое регулирование денежного обращения. Денежная система республики беларусь
- 11.1. Правовые основы денежной системы. Эмиссия денег
- 11.2. Правовое регулирование кассовых операций
- Тема 12. Валютное регулирование в республике беларусь
- 12.1. Правовые основы валютных операций
- 12.2. Органы валютного контроля и их компетенция
- 1 В редакции Указа Президента Республики Беларусь от 1 марта 2007 г.