logo
Финансовое право Каменков

3.6. Ведомственный финансовый контроль. Полномочия контролирующих подразделений министерств и ведомств

Понятие ведомственного финансового контроля

Характерные черты ведомственного финансового контроля

Основные направления деятельности контрольно- ревизионных служб

1

2

3

Ведомственный контроль —

составная часть государствен­ного контроля, осуществляемо­го республиканскими органа­ми государственного управле­ния, иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Бе­ларусь, местными исполнитель­ными и распорядительными ор­ганами в целях обеспечения со­блюдения подчиненными или входящими в их состав органи­зациями государственной фбр- мы собственности, а также с долей государственной собст­венности, требований законо­дательства при осуществлении

Осуществляется контрольно-ре- визионными управлениями (от­делами) министерств и ведомств в отношении подотчетных им предприятий, организаций и уч­реждений.

Преимущества данного вида контроля проявляются в его не­посредственной связи с функ­цией управления отраслью, в специализации контроля при­менительно к отраслевым (ве­домственным) особенностям финансово-хозяйственной дея­тельности.

  • координация деятельности структурных подразделений ор­гана государственного управле­ния при осуществлении им ве­домственного контроля;

  • организация и проведение проверок (ревизий) финансово- хозяйственной деятельности ор­ганизаций, подчиненных соот­ветствующему органу государ­ственного управления или вхо­дящих в его состав;

  • разработка проектов норма­тивных правовых актов, регла­ментирующих организацию и осуществление ведомственного контроля;

1

2

3

финансово-хозяйственной дея­тельности, сохранности, целе­вого и эффективного использо­вания государственного иму­щества, своевременного выяв­ления, пресечения и предотвра­щения экономических правона­рушений, выявления неисполь­зуемых резервов повышения эф­фективности экономической де­ятельности организаций.

Для осуществления ведомст­венного контроля в органе го­сударственного управления соз­дается контрольно-ревизион­ная служба, которая является самостоятельным структурным подразделением данного орга­на. В случае если в качестве са­мостоятельного структурного подразделения контрольно-ре- визионная служба не может быть создана, организация и осуществление ведомственного контроля возлагаются на ру­ководителя службы бухгалтер­ского учета (главного бухгал­тера) соответствующего органа управления.

  • проведение работы по изуче­нию и распространению в соот­ветствующей отрасли более со­вершенных форм организации ведомственного контроля;

  • внесение предложений по из­менению и дополнению законо­дательства в сфере экономичес­ких отношений;

  • ведение учета проведенных проверок (ревизий) финансово- хозяйственной деятельности, их результатов и принятых по ним мер, составление и представле­ние отчетности о проделанной контрольно-ревизионной ра­боте.

Характеристика Методологического совета по ведомственному контролю

Задачи деятельности Методологического совета по ведомственному контролю

Методологический совет является совещательно- консультативным органом по методологическим вопросам организации и осуществления ведомст­венного контроля министерствами, другими рес­публиканскими органами государственного управ­ления, объединениями (учреждениями), подчинен­ными Правительству Республики Беларусь, облис­полкомами и Минским горисполкомом.

Методологический совет образуется из числа высоко­квалифицированных специалистов республиканских органов государственного управления и иных госу­дарственных организаций, подчиненных Правитель­ству Республики Беларусь, высших учебных заве­дений, государственных контролирующих органов.

Состав методологического совета утверждается Министром финансов Республики Беларусь.

  • определение основных направлений со­вершенствования контрольно-ревизионной работы;

  • рассмотрение и обсуждение проектов нор­мативных актов, регламентирующих дея­тельность ведомственного контроля;

  • подготовка предложений для внесения изменений в действующие нормативные и законодательные акты с целью предотвра­щения нарушений государственной финан­совой дисциплины;

  • изучение, обобщение и распространение положительного опыта организации и осу­ществления ведомственного и внутрихозяй­ственного контроля;

  • методологическое обеспечение ведомст­венного контроля.

Ц Нормативные источники

  1. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 9 января 2002 г. № 22 «О неко­торых вопросах осуществления ведомственного контроля».

  2. Приказ Министерства финансов Республики Беларусь от 13 июля 1999 г. № 186 «О создании Методологического совета по ведомственному контролю при Министерстве финансов Республики Беларусь».