logo
Финансовое право Каменков

Тема 6. Налоговое право республики беларусь 6.1. Понятие налога и сбора (пошлины), их функции и признаки

Понятие налога и сбора (пошлины)

Отличия налогов от сборов (пошлин)

Налог — обязательный индивиду­ально безвозмездный платеж, взи­маемый с организаций и физичес­ких лиц в форме отчуждения при­надлежащих им на праве собствен­ности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в республиканский и (или) местные бюджеты.

Сбор (пошлина) — обязательный платеж в республиканский и (или) местные бюджеты, взимаемый с ор­ганизаций и физических лиц, как правило, в виде одного из условий совершения юридически значимых действий в отношении их государст­венными органами (п. 2 ст. 6 Нало­гового кодекса Республики Бела­русь).

Сборы призваны компенсировать расходы органов госу­дарственной власти, т. е. они должны быть корреспонди- рованы затратам, произведенным при реализации соот­ветствующей государственной услуги в виде юридически значимых действий. Налоги призваны финансировать де­ятельность государства в целом.

Признаком налога является безвозмездность. Сбор же яв­ляется относительно возмездным платежом — уплатив сбор, субъект получает взамен определенное право, ста­тус, разрешение и т. д.

Сбор является разовым платежом, а для налога характер­на стабильность и длительность отношений.

Вступление лица в отношение с государством по поводу уплаты налога носит для этого лица принудительный ха­рактер. Вступление же в отношение, связанное с уплатой сбора, носит для лица добровольный характер, поскольку добровольным является само обращение к государству за тем, что обусловлено уплатой сбора (пошлины).

Признаки налогов

Функции налогов, сборов (пошлин)

1

2

  1. Обязательность (в соответствии с зако­нодательством налогоплательщики при оп­ределенных условиях обязаны осущес­твлять уплату налога. Согласно статье 56 Конституции Республики Беларусь «граж­дане Республики Беларусь обязаны прини­мать участие в финансировании государ­ственных расходов путем уплаты государ­ственных налогов, пошлин и иных плате­жей»).

  2. Индивидуальная безвозмездность (их уплата не устанавливает каких-либо кон­кретных обязанностей государства по отно­шению к лицу, вносящему эти платежи; го­сударство обеспечивает жизнедеятельность всего общества).

  3. Денежная форма уплаты налога (нало­ги не могут быть уплачены в натуральном выражении).

  1. Фискальная функция (является основной фун­кцией налогов. Посредством ее удовлетворяются потребности в финансовых ресурсах в рамках всей страны: финансовые ресурсы мобилизуются для выполнения различных государственных про­грамм. Все остальные функции являются произ­водными от фискальной).

  2. Регулирующая функция (с ее помощью форми­руются различные противовесы (система льгот и освобождений) излишнему фискальному бремени посредством создания специальных механизмов взаимодействия корпоративных, личных и обще­государственных экономических интересов).

  3. Социальная функция (налоги также могут ис­пользоваться для общего воздействия на юриди­ческих и физических лиц в форме перераспреде­ления общественных доходов между различными категориями населения).

V

1

2

4. Внесение за счет средств, принадлежа­щих плательщику на праве собственнос­ти, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления (при упла­те налога происходит переход части доходов (имущества) от одних субъектов в собствен­ность государства (исключение составляют государственные предприятия).

4. Контрольная функция (с ее помощью оцени­вается эффективность налоговой системы, обеспе­чивается контроль за движением финансовых ре­сурсов, выявляется необходимость внесения изме­нений в налоговую систему и бюджетную полити­ку. Осуществление контрольной функции во мно­гом зависит от налоговой дисциплины).

5- ЧаРо^^сс ёгсюл^ илхлепсч

У Нормативные источники

                1. Налоговый кодекс Республики Беларусь (Общая часть) от 19 декабря 2002 г. № 166-3. Ст. 6—9.

                2. Конституция Республики Беларусь от 15 марта 1994 г. № 2875-ХП (с изм. и доп.). Ст. 56.

                3. Указ Президента Республики Беларусь от 30 июня 2006 г. № 419 «О дополнительных ме­рах по регулированию налоговых отношений».

5. Указ Президента Республики Беларусь от 3 ноября 2005 г. № 520 «О совершенствовании правового регулирования отдельных отношений в экономической сфере».

ч

6.2. Виды налогов

1. По степени компетен­ции органов власти

II. По способу взимания

III. По субъекту < уплаты

По уровню бюджета

1

2

3

4

общегосударственные (республиканские) на­логи устанавливаются в законодательном порядке Парламентом, Президен­том Республики Бела­русь и действуют на всей территории Республики Беларусь и подлежат за­числению в бюджеты различных уровней. По действующему законо­дательству к ним отно­сятся: акцизы, налог на добавленную стоимость, налоги на доходы и при­быль, чрезвычайный на­лог и др.;

прямые налоги ус­танавливаются на до­ходы и имущество пла­тельщиков, при этом юридический и факти­ческий плательщики совпадают.

Примерами таких на­логов являются подо­ходный налог с физиче­ских лиц, налоги на доходы и прибыль, на­лог #1а недвижимость и

др.;

  • налоги с физических лиц (подоходный налог с физических лиц);

  • налоги с юридичес­ких лиц (налог на при­быль, налог на игор­ный бизнес, налог на доходы от осуществле­ния лотерейной деяте­льности и др.);

  • смешанные налоги, которые уплачивают как юридические, так и физические лица (налог на приобрете­ние автотранспортных средств, налог на не­движимость и др.).

  • закрепленные нало­ги (полностью поступа­ют в конкретный бюд­жет);

  • регулирующие на­логи поступают однов­ременно в бюджеты различных уровней в пропорции, установ­ленной законом о бюд­жете Республики Бе­ларусь на очередной финансовый (бюджет­ный) год.

ЯГ

1

2

3

4

местные налоги уста­навливаются решениями местных Советов депута­тов в соответствии с за­коном и действуют на территории соответству­ющих административно- территориальных еди­ниц (налог с продаж то­варов в розничной тор­говле, налогла рекламу, сборы за промысловую заготовку и др.). Все сум­мы местных налогов за­числяются в местные бюджеты.

косвенные налоги включаются в отпус­кную цену товаров (ра­бот, услуг) в виде над­бавки. Здесь факти­ческим плательщиком является потребитель товаров (работ, услуг), а юридическая обязан­ность внесения их в бюджет возлагается на продавца. Такими на­логами являются: ак­цизы, налог на добав­ленную стоимость и др.

ЩХА&Ш)

- ис/а&Ы^ ^ - ТелНи* ЯЩ

(Мимшиа

1/общ*** (в .

ШиийЩ

У Нормативные источники

                  1. Налоговый кодекс Республики Беларусь (Общая часть) от 19 декабря 2002 г. № 166-3. Ст. 7.

                  2. Постановление Пленума высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 7 декабря 2000 г. № 16 «О применении хозяйственными судами законодательства Республики Беларусь о государственной пошлине».