5.6 Особенности финансов малого и среднего предпринимательства
Предпринимательская деятельность в России регулируется следующими законодательными актами и нормативными документами: Конституцией РФ; Гражданским кодексом РФ; Уголовным кодексом РФ; Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» от 24.07.2007 № 209-ФЗ (в ред. 06.12.2011 № 401-ФЗ) [1,22] и др.
В соответствии с федеральным законом № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства при условии, что доля других участников их уставном капитале не должна быть более 25% [22].
Средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать: для средних предприятий от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно для малых предприятий; - до ста человек микропредприятий до пятнадцати человек.
Выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством РФ для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.
Согласно постановлению Правительства РФ от 22.07.2008 г. N 556 установленные предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий год без учета налога на добавленную стоимость для микропредприятий — 60 млн. руб.; малых и средних предприятий, соответственно, 400 и 1000 млн. руб. [23].
Финансы малых и средних предприятий имеют ряд отличительных особенностей. Наиболее важные различия между крупным и малым бизнесом состоят в доступе к ресурсам, в постановке целей, несомых рисках и в уровне ликвидности. Доступ на финансовый и денежный рынки для малых и средних предприятий чрезвычайно затруднителен: об эмиссии акций в большинстве случаев речи быть не может, а получить кредит не удается не только из-за его дороговизны, но и вследствие рискованного финансового положения предприятия и отсутствия кредитной истории.
Малые и средние предприятия обычно не ставят перед собой цель максимизировать курс акций, показатель капитализации уровень дивиденда. Стоимость малого бизнеса публично не оценивается финансовым рынком, и ее очень трудно определить, но в принципе владельцы малых предприятий чрезвычайно заинтересованы в максимизации рыночной стоимости своих предприятий [32].
В малом бизнесе иной набор, иной уровень и иная иерархия рисков, нежели в крупных компаниях. Благосостояние и даже судьба собственника небольшой фирмы напрямую зависит от ее успеха или неуспеха. собственник малого предприятия подвергается гораздо большему риску, чем держатель акций акционерного общества, могущий в любой момент скинуть акции и/или диверсифицировать свой портфель. сочетание наибольшего риска с наименьшей доходностью сопутствует малому предприятию на первых стадиях его существования. Получение кредитов банков и хозяйствующих субъектов для малого бизнеса сильно затруднено, и на этих стадиях чрезвычайно важна поддержка со стороны государства, заинтересованного в развитии малого бизнеса.
Предприятия малого бизнеса имеют, как правило, пониженный, по сравнению с крупными предприятиями, уровень ликвидности. Сравнительная характеристика финансовых коэффициентов малых и крупных предприятий полученным американскими исследователями У. Уолкером и Дж. У. Петти II представлена в таблице 1.
Таблица 1 – Показатели финансового состояния малых и крупных предприятий [32]
Показатели | Среднее значение показателя | |
Предприятия малого и среднего бизнеса | Крупные предприятия | |
Коэффициент текущей ликвидности | 2,00 | 2,77 |
Оборачиваемость дебиторской задолженности, раз - | 7,04 | 6,40 |
Оборачиваемость запасов | 8,47 | 5,31 |
Оборачиваемость основных активов, раз | 9,40 | 3,50 |
Чистая коммерческая маржа (Чистая прибыль/Выручка) , % | 10,91 | 9,20 |
Доля заемных средств в общей сумме пассивов, % | 49,00 | 38,06 |
Доля текущих обязательств в общей сумме заемных средств, % | 83,70 | 62,99 |
Показатель предпринимательского риска (% от среднего уровня прибыли до налогообложения) | ±21,94 | +7,71 |
Доля чистой прибыли, направляемая на выплату дивидендов, % | 2,9 | 40,52 |
Как свидетельствует анализ, имеет место разная дивидендная политика, свидетельствующая о неодинаковых возможностях и различных целях малых и крупных предприятий. Если крупные предприятия вознаграждают своих акционеров более чем 40% чистой прибыли, то предприятия малого бизнеса, если и выплачивают дивиденды чисто символические, расходуя на них в среднем, лишь 2,9% чистой прибыли.
Различие в дивидендной политике сохраняется, даже когда малое предприятие преобразуется в акционерное общество и выходит на фондовый рынок. 74 % таких предприятий не выплачивают дивидендов в течение года после первичного размещения своих акций. Для малых и средних предприятий характерна пониженная ликвидность по сравнению с крупными (средний коэффициент текущей ликвидности равен 2, а для крупного — почти 3), что затрудняет мобилизацию «живых денег» для выполнения своих текущих обязательств по кредиторской задолженности и банковскому кредиту, т.е. в целом оказывается менее платежеспособным, нежели крупное.
Пониженная ликвидность малого и среднего предприятия обусловлена: 1) относительно меньшим вложением денег в запасы и дебиторскую задолженность (об этом свидетельствуют более высокие показатели оборачиваемости запасов и дебиторской задолженности); 2) относительно высокими текущими обязательствами (83,70% суммарной задолженности против 62,99% у крупных предприятий) [32].
Таким образом, наиважнейшей целью финансового менеджмента малого и среднего бизнеса является грамотное управление оборотным капиталом: запасами, дебиторской задолженностью, денежными средствами и краткосрочными обязательствами. Это приносит предприятию достаточное количество ликвидных средств и делает его платежеспособным. Необходимость эффективного управления оборотным капиталом диктуется, кроме всего прочего, и затрудненностью доступа на рынки капиталов для малых и средних предприятий.
При пониженном уровне ликвидности возникает повышенная склонность очень многих владельцев и руководителей малых предприятий к риску. О повышенном уровне предпринимательского риска свидетельствует очень большая изменчивость НРЭИ, величина которого может в различные периоды отклоняться от средней на 22% в ту или иную сторону. У крупных предприятий этот показатель втрое «спокойнее» — 7%.
Повышенную вариацию финансовых результатов дает ограниченность возможностей диверсификации портфеля инвестиций. О повышенном уровне финансового риска говорит более выраженная ориентация на заемное финансирование (обязательства составляют у малых предприятий 49% пассивов против 38,06% у крупных фирм) в сочетании с явственно просматривающейся тенденцией к преобладанию краткосрочного кредита. Руководители малых и средних предприятий берут деньги, стараясь, во что бы то ни стало избежать гибели своего бизнеса.
Главным инструментом финансового анализа деятельности малого предприятия является коэффициентный метод (расчет финансовых коэффициентов платежеспособности, ликвидности деловой и рыночной активности). Количественные значения финансовых коэффициентов, рассчитанных для предприятия малого бизнеса обычно свидетельствуют о повышенном предпринимательском и/или финансовом и др. рисках, генерируемых этим предприятием. Поэтому коэффициентный (количественный) анализ должен обязательно сопровождаться качественным исследованием природы рисков, включающей изучение достаточности диверсификации клиентуры, ассортимента производимых (реализуемых) товаров (услуг), оценку жизнеспособности малого бизнеса, в результатах которой заинтересованы не только владельцы малого предприятия, но и его кредиторы.
Кроме расчета коэффициентов, западные банкиры обычно проводят анализ деятельности предприятия малого бизнеса по пяти основным параметрам (подобную систему оценки в США называют «системой пяти Си») [32]:
деловой репутации руководителя;
способность к грамотному управлению, обеспечению качественного менеджмента;
денежных потоков (способность предприятия сгенерировать достаточно денежных средств по возмещению кредита и выплаты процентов);
активов, могущих служить обеспечением кредита;
условий бизнеса (оценка общеэкономической, отраслевой, конъюнктурной, налоговой ситуации).
Обращаясь за кредитом, руководителю предприятия надо не только четко определить целевое использование ссуды, но и выбирать надежный банк, обладающий достаточным капиталом, проанализировать необходимость кредита, его материальное обеспечение.
Масштабы, цели, формы и виды деятельности предприятий оказывают существенное влияние на выбор источников финансирования и их структуру, показатели рентабельности, финансовые взаимоотношения с контрагентами и т.п. Финансовое обеспечение государственных и муниципальных программ поддержки малого и среднего предпринимательства осуществляется ежегодно за счет: средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов РФ и средств местных бюджетов, фондов поддержки малого предпринимательства, создаваемых на федеральном и региональном уровнях, а также за счет других источников.
Объем обязательных ежегодно выделяемых средств указывается в расходной части федерального бюджета отдельной строкой по представлению Правительства РФ. Объем финансирования указанных программ за счет средств бюджетов субъектов РФ и средств местных бюджетов указывается в расходной части соответствующих бюджетов отдельной строкой по представлению органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.
Фонды поддержки малого и среднего предпринимательства, создаваемые на федеральном и региональном уровнях, являются некоммерческими организациями. Они создаются путем аккумулирования бюджетных средств, средств, поступающих от приватизации государственного и муниципального имущества, доходов от собственной деятельности, добровольных взносов физических и юридических лиц, в том числе иностранных, доходов от выпуска и размещения ценных бумаг, а также доходов, получаемых по процентам от льготных кредитов, выделенных на конкурсной основе субъектам малого и среднего предпринимательства. Средства фондов используются для финансирования программ, проектов и мероприятий, направленных на поддержку и развитие малого и среднего предпринимательства.
Предпринимательство не требует больших накоплений не только из-за отсутствия необходимости в дорогостоящих производственных фондах, но и относительно высокой оборачиваемости капитала. Однако в период становления малых и средних предприятий необходима их государственная поддержка.
Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в соответствии с законодательством РФ осуществляется по следующим направлениям [22]:
формирование инфраструктуры поддержки и развития;
создание льготных условий использования государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических и информационных ресурсов, разработок и технологий;
установление упрощенного порядка регистрации, лицензирования деятельности, сертификации продукции, представления государственной статистической и бухгалтерской отчетности;
поддержка внешнеэкономической деятельности, включая содействие развитию торговых, научно-технических, производственных, информационных связей с зарубежными государствами.
Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства осуществляется в соответствии с Федеральной программой государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, целевыми региональными (межрегиональными), отраслевыми (межотраслевыми) и муниципальными программами развития и поддержки малого и среднего предпринимательства, разрабатываемыми соответственно Правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.
Для организаций малого и среднего бизнеса установлен особый режим исполнения налоговых обязательств.
В настоящее время субъекты малого и среднего бизнеса могут использовать одну из трех систем налогообложения [2]:
1. Общепринятую систему налогообложения учета и отчетности в соответствии с Налоговым кодексом РФ (Часть вторая. Глава 25. «Налог на прибыль организаций»).
2. Упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности в соответствии с Налоговым кодексом РФ (Часть вторая. Глава 26.2 «Упрощенная система налогообложения»).
3. Уплату единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности в соответствии с Налоговым кодексом РФ (Часть вторая. Глава 26.3 «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности»).
Действие упрощенной системы распространяется на организации и индивидуальных предпринимателей и может применяться наряду с общей системой налогообложения. Переход к упрошенной системе налогообложения или возврата общему режиму налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно.
Задания для самостоятельной работы
1. Назовите отличия в организации финансов сельскохозяйственных предприятий.
2. Чем отличается кругооборот оборотных средств в сельскохозяйственной отрасли?
3. По каким направлениям осуществляется государственное регулирование деятельности АПК?
4. Какие проекты и программы реализуются в России в целях развития сельскохозяйственного производства?
5. Какими законодательными актами регулируется инвестиционная деятельность в РФ?
6. Укажите особенности финансов подрядных организаций?
7. Охарактеризуйте особенности формирования оборотных средств в организациях транспорта и связи.
8. Что означает незаконченный производственный цикл в предприятиях связи?
9. Какие особенности в сфере финансов являются характерными для торговой отрасли? Куда вкладывается большая часть оборотных средств в торговых организациях?
10. Какова специфика в формировании эксплуатационных доходов и расходов жилищном хозяйстве?
11. Охарактеризуйте особенности состава оборотных средств и источников их финансового обеспечения в коммунальном хозяйстве?
12. За счет каких источников осуществляется финансовое обеспечение дорожного хозяйства в РФ?
13. Перечислите существенные различия в финансах малого и крупного бизнеса?
14. Каковы цели управления финансами в малом и среднем бизнесе?
Рекомендуемая литература
- «Российский университет кооперации»
- Сыктывкарский филиал
- Л.И. Ильина
- Корпоративные финансы
- Введение
- 1. Теоретические основы корпоративных финансов
- 1.1 Содержание корпоративных финансов
- 1.2 Принципы организации и инструментарий управления финансами организаций (корпораций)
- 1.3 Функции финансов организаций
- 2. Особенности финансов субъектов хозяйствования в рф
- 2.1 Понятие организационно-правовой формы хозяйствования и ее правовое регулирование
- 2.2 Финансы хозяйственных товариществ и обществ
- 2.3 Финансы производственных кооперативов и унитарных предприятий
- 2.4 Финансы государственных корпораций и государственных компаний
- Гражданский кодекс рф, часть 1. Федеральный закон от 30.11.1994 № 51-фз (в ред. От 28.11.2011 № 337-фз). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
- 3. Система корпоративного финансового управления
- 3.1 Цели деятельности организации в корпоративном управлении
- 3.2 Цели, задачи и функции управления корпоративными финансами
- 3.3 Организационная структура корпоративного финансового управления
- 4. Фундаментальные концепции корпоративных финансов
- 4.1 Методологические принципы корпоративных финансов
- 4.2 Теоретические концепции корпоративных финансов
- 4.3 Современные теории корпоративных финансов
- 5. Особенности финансов отраслей экономики
- 5.1 Особенности финансов сельского хозяйства
- 5.2 Особенности финансов строительства
- 5.3 Особенности финансов транспорта и связи
- 5.4 Особенности финансов торговли
- 5.5 Особенности финансов жилищно-коммунального и дорожного хозяйства
- 5.6 Особенности финансов малого и среднего предпринимательства
- Гражданский кодекс рф, часть 1. Федеральный закон от 30.11.1994 № 51-фз (в ред. От 28.11.2011 № 337-фз). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
- Налоговый кодекс рф, части 1 и 2. Федеральный закон от 31.07.1998 № 146-фз, от 5.08.2000 № 117-фз (в ред. От 29.06.2012 № 97-фз). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
- 6.1 Основы организации и регулирования финансов организаций потребительской кооперации
- 6.3 Торговая наценка и методы ее формирования в торговых организациях потребительской кооперации
- 6.4 Управление прибылью организаций потребительской кооперации
- Управление фондами потребительской кооперации
- Паевой фонд. Первоначальный паевой фонд формируется из паевых взносов, вносимых пайщиками при создании потребительского общества. Паевой фонд является:
- Иные фонды. Фонд внеоборотных активов производственной сферы (социальной сферы) может быть создан наряду с неделимым фондом. Источниками формирования фонда являются средства:
- 6.6 Управление оборотным капиталом торговых организаций потребительской кооперации
- 2. Налоговый кодекс рф, части 1 и 2. Федеральный закон от 31.07.1998 № 146-фз, от 5.08.2000 № 117-фз (в ред. От 29.06.2012 № 97-фз). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
- 7. Управление доходами и расходами организаций
- 7.1 Понятие доходов организации, их классификация
- 7.2 Понятие расходов организаций, их классификация
- 7.3 Управление доходами от обычных видов деятельности
- 7.4 Методы управления расходами организаций
- 7.5 Планирование себестоимости продажи продукции и выручки от продаж
- 1. Налоговый кодекс рф, части 1 и 2. Федеральный закон от 31.07.1998 № 146-фз, от 5.08.2000 № 117-фз (в ред. От 29.06.2012 № 97-фз). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
- 8. Управление прибылью организаций
- 8.1 Экономическое содержание, функции и виды прибыли
- 8.2 Методы планирования прибыли
- 8.3 Формирование, распределение и использование прибыли
- 8.4 Особенности распределения прибыли организаций различных организационно-правовых форм и отраслей экономики
- 1. Налоговый кодекс рф, части 1 и 2 (в ред. От 30.11.2011. № 359-фз). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
- 9. Управление финансовым результатом организации и его регулирование
- 9.1 Влияние учетной политики на финансовый результат деятельности организации
- 9.2 Взаимосвязь выручки, расходов и прибыли от продаж. Точка безубыточности
- 9.3 Запас финансовой прочности
- 9.4 Производственный, финансовый и совокупный левериджи
- 10.2 Формы обновления основного капитала
- 10.3 Источники финансирования основного капитала
- 10.4 Принятие управленческих решений в области внеоборотных активов
- 11. Управление оборотными активами
- 11.1 Экономическое содержание оборотного капитала и классификация оборотных средств
- 11.2 Операционный, производственный и финансовый циклы организации
- 11.4 Методика определения потребности в оборотном капитале
- 11.5 Определение потребности в текущих запасах. Оптимизация текущих запасов
- 11.6 Источники финансирования оборотных средств
- 11.7 Эффективность использования оборотного капитала
- 12. Управление источниками финансирования активов
- 12.1 Понятие финансовых ресурсов их состав и структура
- 12.2 Формирование собственного капитала
- 12.3 Формирование заемного капитала
- Задания для самостоятельной работы
- Гражданский кодекс рф, часть 1. Федеральный закон от 30.11.1994 № 51-фз (в ред. От 28.11.2011 № 337-фз). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
- 13. Анализ финансового состояния организации
- 13.1 Характеристика финансового состояния и методы его анализа
- 13.2 Информационная база и методика анализа финансового состояния
- 13.3 Анализ ликвидности и платежеспособности
- 13.4 Анализ финансовой устойчивости
- 13.5 Анализ деловой активности, рентабельности и рыночной устойчивости
- Гражданский кодекс рф, часть 1. Федеральный закон от 30.11.1994 № 51-фз (в ред. От 28.11.2011 № 337-фз). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
- 14. Финансовое планирование и бюджетирование в организациях
- 14.1 Содержание, виды и методы финансового планирования
- 14.2 Прогнозирование финансовой деятельности
- 14.3 Текущее планирование финансовой деятельности
- 14.4 Понятие и методика бюджетирования
- 14.5 Формирование сводного бюджета компании
- Ильина Луиза Ивановна, д.Э.Н., профессор Корпоративные финансы