logo
Корп фин-сы

8.2 Методы планирования прибыли

Планирование прибыли - составная часть финансового планирования. Основной целью планирования прибыли является определение возможностей предприятия в финансировании своих потребностей и оптимальных взаимоотношений с бюджетом. В условиях инфляции в основном практикуется составление оперативных (квартальных) планов прибыли. Планирование прибыли может осуществляться различными методами: прямого счета, аналитическим, нормативным, комплексным [15]. Прибыль до налогообложения планируется раздельно по видам деятельности предприятия (валовая прибыль и прибыль по прочим поступлениям).

Основным объектом планирования является валовая прибыль. Основой для ее расчета является объем производственной программы, который базируется на заказах потребителей и договорах.

Прибыль методом прямого счета определяется по всему ассортименту продукции (или по укрупненным группам) посредством исключения из суммы выручки от продажи товаров (продукции) ее полной себестоимости по формуле:

Пп = Вп - Сп, (10)

где Пп - планируемая валовая прибыль;

Вп - планируемая выручка от продажи товаров, работ, услуг (за минусом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей);

Сп - себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг в предстоящем периоде. Валовая прибыль организации рассчитывается путем суммирования прибыли по всем ассортиментным позициям и прибыли в остатках готовой продукции, не проданных на начало планируемого периода.

В организациях с небольшим ассортиментом выпускаемой продукции для планирования прибыли применяется укрупненный метод прямого счета.

Исходя из того, что объем продаж предстоящего планового периода в натуральном выражении определяется как сумма остатков не проданной продукции на начало планируемого периода и объема выпуска товарной продукции в планируемом периоде без остатков готовой продукции, которые не будут проданы в конце этого периода, то расчет плановой суммы валовой прибыли этим методом примет вид:

Пв = По1 + Птп - По2, (11)

где Пв - валовая прибыль в планируемом периоде;

По1 - прибыль в остатках продукции, не проданной на начало планируемого периода;

Птп - прибыль по товарной продукции, планируемой к выпуску в предстоящем периоде;

По2 - прибыль в остатках готовой продукции, которая не будет продана в конце планируемого периода.

Прибыль по товарному выпуску планируется как разница между его стоимостью в отпускных ценах без НДС, акцизов и полной себестоимостью, определяемой на основе сметы затрат на производство и продажу продукции. Прибыль в остатках не проданной продукции на начало и конец года рассчитывается в виде разницы между стоимостью этих остатков в отпускных ценах и по производственной себестоимости.

Прибыль от продаж определяется исключением из валовой прибыли плановых сумм коммерческих и управленческих расходов. Для расчета прибыли до налогообложения необходимо прибыль от продаж увеличить на прибыль от прочих поступлений, рассчитываемой как разница между прочими доходами и прочими расходами.

Главным достоинством метода прямого счета при известных ценах и неизменных затратах в течение планируемого периода является его точность. Недостаток метода – громоздкость расчета при большом ассортименте продукции и невозможность учета факторов, действующих на прибыль в планируемом периоде.

Метод прямого счета можно использовать при планировании прибыли только на короткий период времени, пока не изменились цены, зарплата и другие обстоятельства. Это исключает его применение при годовом и перспективном планировании прибыли. Аналитический метод планирования (расчета) прибыли основывается на сопоставлении показателей за два смежных отрезка времени. Прибыль предприятия на предстоящий год устанавливается на основании его прибыли за предшествующий период (базовой прибыли), скорректированной в зависимости от действия факторов, влияющих на ее величину. К таким факторам относятся объем реализации, уровень себестоимости, цен, налоговых ставок, средней рентабельности предприятия, складывающейся в результате изменения удельных весов отдельных видов реализуемой продукции [15].

В расчете применяется метод элиминирования (исключения) влияния всех прочих факторов, кроме рассматриваемого. Так, при анализе воздействия на размер прибыли изменения объема производства предполагается, что себестоимость продукции, отпускная цена, средняя рентабельность и другие факторы остаются на уровне прошлого года. Определение плановой прибыли осуществляется поэтапно.

При поквартальном планировании прибыли за базу можно брать данные за текущий квартал.

Расчет прибыли ведется раздельно по сравнимой и несравнимой товарной продукции. Для сопоставимости себестоимости планового и текущего периодов производится перерасчет всей сравнимой товарной продукции планируемого периода по себестоимости отчетного периода, исходя из предусмотренного процента ее изменения.

Прибыль по сравнимой продукции рассчитывается на объем товарной продукции планируемого периода, по себестоимости базисного периода с помощью базовой рентабельности, определяемой по формуле:

Рб = (По : Стп ) х100 %, (12)

где Рб - уровень базовой рентабельности, %;

По - ожидаемая прибыль базисного периода, скорректированная на изменение цен и ставок НДС;

Стп - полная себестоимость товарной продукции базисного периода.

Если новые цены и ставки НДС вводились в течение года или будут введены в плановом периоде, то расчет прибыли производится с начала периода по фактическому выпуску продукции в новых ценах и фактической себестоимости. Прибыль планируемого года по сравнимой продукции (Пс) составит:

Пс = ТПс х Рб / 100, (13)

где ТПс - объем товарной продукции в планируемом году по себестоимости базового периода;

Рб - уровень базовой рентабельности, %.

В этом расчете учтено влияние одного фактора - объема производства. Далее расчет ведется в определенной последовательности:

1. Рассчитывается изменение (+, —) себестоимости продукции в планируемом году. Изменение прибыли за счет планируемых экономии от снижения себестоимости или ее удорожания исчисляется умножением выпуска сравнимой товарной продукции по себестоимости отчетного периода на принятый процент ее изменения либо сопоставлением сравнимой товарной продукции по себестоимости отчетного периода с себестоимостью планируемого периода.

2. Определяется влияние изменения ассортимента и качества продукции. Влияние ассортиментных сдвигов на планируемую прибыль определяется как произведение разности в коэффициентах рентабельности группы изделий планового и отчетного периодов на себестоимость сравнимой товарной продукции планируемого периода по себестоимости отчетного периода. Средний уровень (коэффициент) рентабельности отчетного и планового периодов рассчитывается как средневзвешенный, исходя из удельного веса каждого изделия в выпуске и его рентабельности.

3. Влияние изменения качества продукции на размер прибыли по плану исчисляется умножением объема сравнимой товарной продукции по себестоимости отчетного периода на разность коэффициентов сортности планового и отчетного периодов. Средний уровень (коэффициент) сортности соответствующего периода рассчитывается как средневзвешенный исходя из доли каждого сорта выпускаемых изделий в общем объеме производства и соотношения между ценами на отдельные сорта.

4. После обоснования цены на готовую продукцию планируемого года определяется влияние роста цен. Влияние изменения действующих цен на плановую прибыль определяется исходя из объема продукции, на которую снижены или повышены цены, среднего процента их отклонения с учетом корректировки прибыли, полученный за счет данного фактора, на время оплаты счетов, выписанных по новым ценам. Аналогично исчисляется влияние на прибыль и изменение ставок НДС.

Влияние на прибыль всех перечисленных факторов определяется путем их суммирования.

Для определения валовой прибыли следует учесть прибыль по несравнимой продукции и изменение прибыли в нереализованных остатках готовой продукции на начало и на конец планируемого периода. Прибыль по несравнимой продукции определяется методом прямого счета исходя из договорных цен на нее и плановой себестоимости или путем умножения выпуска несравнимой продукции по плановой себестоимости на установленный процент рентабельности. Прибыль до налогообложения будет включать прибыль от продаж и прибыль от прочих поступлений (суммы доходов от прочих операций за минусом расходов по этим операциям).

Аналитический метод планирования прибыли позволяет также учесть влияние на прибыль факторов инфляции, прогнозируемых на предприятии по четырем направлениям:

Предполагаемые индексы инфляции на планируемый период предприятие определяет на основе собственной информации о движении цен и неизменной структуры продукции и затрат.

Разновидностью аналитического метода является расчет прибыли на основе показателя затрат на 1 руб. товарной продукции, который производится по следующей формуле:

Птп = ТП х Пк / 100, (14)

где Птп - плановая прибыль от выпуска товарной продукции;

ТП - выпуск товарной продукции в планируемом году;

Пк - прибыль в копейках на 1 руб. товарной продукции.

Для исчисления общей суммы прибыли (прибыли до налогообложения) в планируемом периоде следует учесть прибыль на входные и выходные остатки товарной продукции, а также результат от прочих операций. Достоинство метода состоит в его нетрудоемкости, применим для исчисления размера прибыли при разработке перспективных планов организаций.

Нормативным методом размер прибыли в планируемом периоде определяется на основе единого процента рентабельности на весь объем продаж. Например, в организации себестоимость продаваемой продукции в плановом периоде определена в 900 тыс. руб. при ее рентабельности в 28 %. При этом прибыль составит 252 тыс. руб. (900 х 28 : 100).

Нормативный метод применяется при планировании прибыли геологоразведочных и подрядных строительных организаций на стройках, ведущихся хозяйственным способом, где прибыль рассчитывается в твердо установленном проценте от объема строительно-монтажных работ или суммы прямых и накладных расходов на планируемый период.

Комплексный метод (метод совмещенных расчетов) представляет собой сочетание в единой форме метода прямого счета с некоторыми элементами аналитического метода. При его использовании планирование прибыли предприятием по входным и выходным остаткам непроданной продукции может производиться методом прямого счета. Исчисление прибыли по товарному выпуску - посредством использования аналитического метода (на основе процента базовой рентабельности, включая влияние важнейших факторов роста прибыли в планируемом периоде). Метод применим в организациях с небольшим ассортиментом выпускаемой продукции.