logo
Корп фин-сы

5.1 Особенности финансов сельского хозяйства

Правовые основы реализации государственной социально-экономической политики в сфере развития сельского хозяйства как экономической деятельности по производству сельскохозяйственной продукции, оказанию услуг в целях обеспечения населения российскими продовольственными товарами, промышленности сельскохозяйственным сырьем и содействия устойчивому развитию территорий сельских поселений и соответствующих межселенных территорий определяются федеральным законом «О развитии сельского хозяйства» от 29.12.2006 г. (ред. от 28.02.2012 № 6-ФЗ), другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, субъектов РФ, органов МСУ [20].

Существенные отличия в организации финансов предприятий сельского хозяйства обусловлены особенностями экономики сельскохозяйственного производства. В сельском хозяйстве главным средством производства является земля, которая не амортизируется и, следовательно, не участвует в формировании себестоимости продукции. В то же время разный уровень природного плодородия и месторасположение способствуют образованию у сельскохозяйственных предприятий дифференцированного дохода (ренты) [31].

В составе основных производственных фондов значительное место занимает продуктивный и рабочий скот, воспроизводство которого осуществляется непосредственно в самом сельском хозяйстве путем выращивания молодняка животных. По продуктивному скоту амортизация не начисляется и, таким образом, стоимость его не переносится на себестоимость продукции. По рабочему скоту амортизация начисляется в соответствии с установленными правилами.

Спецификой данной отрасли экономики является самовоспроизводство. Значительная часть произведенной продукции не реализуется на сторону, а остается внутри хозяйства на цели воспроизводства (молодняк скота, семена, корма для скота, навоз для удобрения полей) и поэтому не входит в состав товарной продукции и не принимает денежную форму, поскольку является внутрихозяйственным оборотом.

Природные условия определяют природный цикл развития растений и животных и, следовательно, кругооборот финансовых ресурсов, необходимость их концентрации к определенным периодам, что в свою очередь вызывает необходимость привлечения заемных средств.

Естественный процесс выращивания животных и растений обусловливает длительный кругооборот оборотных средств, авансированных в производство. В растениеводстве он равен году, а в животноводстве - 9 месяцам. В связи с этим большая часть продукции предприятий сельского хозяйства реализуется в конце года (в основном в IV квартале), что сказывается на неравномерности поступления выручки. Все это приводит к тому, что реальный финансовый результат хозяйственной деятельности предприятия можно определить лишь в конце года [34].

Зависимость сельскохозяйственного производства от природных явлений вызывает необходимость создания на предприятии специальных натуральных и денежных страховых резервов на случай неурожая, наводнения, засухи и других стихийных бедствий. Предприятия сельского хозяйства пользуются определенными льготами при страховании урожая. Согласно установленному законодательству 50 % страховых платежей страховым организациям должно возмещаться государством.

В силу специфики сельскохозяйственного производства — сезонности производства, медленного оборота капитала, повышенного производственного риска, связанного с подверженностью стихийным силам природы, важная роль в развитии аграрного сектора России отводится государственной поддержке.

Производство сельскохозяйственной продукции складывается из ряда последовательно и параллельно взаимосвязанных производственно-технологических стадий воспроизводства, образующих агропромышленный комплекс.

Государственное регулирование АПК осуществляется преимущественно экономическими методами, включающими:

- защиту отечественного продовольственного рынка от импорта, а также аграрного сектора от высокомонополизированных отраслей, производящих средства производства для сельского хозяйства и закупающих его продукцию;

- сохранение и совершенствование функции государства в качестве заказчика и инвестора применительно к условиям переходного периода;

- содействие развитию рыночной инфраструктуры; поддержание государственного сектора АПК;

- развитие социальной сферы села;

- развитие аграрной науки и подготовка кадров для сельского хозяйства.

В рыночных условиях хозяйствования государственная поддержка агропромышленного комплекса выдвинута в число реализации приоритетных национальных проектов. Министерством сельского хозяйства РФ на 2006-2007 гг. был разработан инвестиционный проект «Развитие АПК» предусматривающий ускоренное развитие животноводства и стимулирование развития малых форм хозяйствования.

Вместе с тем уровень государственной поддержки сельскохозяйственного производства в России является недостаточным. Доля финансирования сельского хозяйства в расходной части федерального бюджета РФ составляет около 1,5%, а в структуре ВВП – 4,7%. Для сравнения США для развития своего аграрного сектора вместе с различными программами продовольственной помощи населению расходуют около 45% расходной части государственного бюджета. К примеру, в странах СНГ Белоруссия на поддержку села выделяет 20%, Азербайджан – 25, Украина – 10, Казахстан – 8% [29].

В последние годы уменьшаются возможности привлечения сельскохозяйственными товаропроизводителями для финансирования своей деятельности и заемных источников средств. Так, кредитные вложения в развитие малых форм хозяйствования в 2009 г. по сравнению с 2008 г. уменьшились с 48,8 до 41, 9 млрд. руб. Объемы кредитования фермеров сократились на 20%, личных подсобных хозяйств – на 10%.

В результате проведения такой финансовой политики в АПК объем валовой продукции сельского хозяйства в 2009 г. к 1990 г. составил 80,8%, в том числе объем продукции животноводства – 61,3%. В 2009 г. выявлен убыток от деятельности сельскохозяйственных организаций в размере 13,5 млрд. руб. Убыток от реализации крупного рогатого скота и молока допущен, соответственно, в 87 и 35 субъектах РФ. Поскольку основная часть чистой прибыли предприятий направляется на погашение долгосрочных банковских кредитов, инвестиции в основной капитал в сельском хозяйстве сократились на 24,2% [29].

В сложившихся условиях необходимо дальнейшее наращивание темпов сельскохозяйственного производства, намеченных в программах по развитию сельского хозяйства, социальному развитию села, сохранению и восстановлению плодородия почв.

В настоящее время реализуется Государственная программа развития сельского хозяйства, регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия до 2012 г., в соответствии с которой среднедушевые располагаемые ресурсы сельских домохозяйств должны возрасти в 2,1 раза [16].

В 2010 г. принята Доктрина продовольственной безопасности РФ, согласно которой в течение 4-5 лет страна должна перейти почти к полному самообеспечению продовольствием. Россия должна обеспечивать потребности своих граждан в зерне на 95 %, в мясе – 85%, в молоке – на 90%, в картофеле – на 95%, в растительном масле – на 80% [14].

Учеными Россельхозакадемии разработан проект стратегии аграрной политики России на 2011 - 2015 гг. и на период до 2020 г., в котором предложен вариант инновационного развития АПК [30]. В рамках данной стратегии разрабатывается проект государственной программы развития сельского хозяйства и сельскохозяйственных регионов на период 2013-2017 гг. Принятые нормативные акты нацелены на дальнейшее наращивание темпов сельскохозяйственного производства и социальное развитие села.