logo
Корп фин-сы

13.1 Характеристика финансового состояния и методы его анализа

Финансовое состояние предприятия (фирмы) - это комплексное понятие. Содержание этого понятия в нашей экономической и учебной литературе трактуется по-разному. В учебнике Финансы под редакцией Родионовой В.М. сказано, что «финансовое состояние характеризуется степенью финансовой устойчивости, определяемой наличием собственных оборотных средств, их сохранностью, соотношением между собственными и заемными оборотными средствами, возможностью дополнительной мобилизации финансовых ресурсов с помощью выпуска ценных бумаг» [14]. По мнению А.З. Дадашева, Д.Г. Черника «финансовое состояние предприятия характеризует его платежеспособность, кредитоспособность на определенную дату»[10].

А.Д. Шеремет в учебном пособии «Финансы предприятий» утверждает, что финансовое состояние предприятия характеризуется составом и размещением средств, структурой их источников, скоростью оборота капитала, способностью предприятия погашать свои обязательства в срок и в полном объеме [16]. В первом определении говорится, что финансовое состояние предприятия, его устойчивость определяются лишь наличием оборотных средств, эффективностью их использования и мобилизацией финансовых ресурсов, полученных от выпуска ценных бумаг, и забывается о более существенных источниках финансовых ресурсов, играющих важную роль в обеспечении финансовой устойчивости предприятия, таких как прибыль, амортизация.

Во втором определении финансовое состояние определяется наличием, размещением и использованием финансовых ресурсов предприятия, способностью погашать свои обязательства.

Мы придерживаемся мнения Д.С. Молякова и Э.А. Маркарьяна о том, что финансовое состояние предприятия не может характеризоваться только лишь наличием и использованием оборотных средств, в равной степени - также наличием и использованием только лишь финансовых ресурсов [12,13]. Нельзя сводить характеристику финансового состояния предприятия лишь к платежеспособности и ликвидности баланса и погашению его долгосрочных обязательств. Финансовое состояние предприятия - это комплексное понятие, отражающее результат взаимодействия всех элементов финансовых и кредитных отношений, возникающих у предприятия в процессе его хозяйственной и коммерческой деятельности.

Финансовое состояние предприятия, отражающее результаты его финансовой деятельности на каждом кон­кретном этапе развития, в условиях рыночной экономики является основным индикатором эффективности его хозяйственной деятельности в целом.

Уровень финансового состояния предприятия формирует соответствующий его деловой имидж у партнеров на товарном и финансовом рынках, характеризует степень его конкурентоспособности на этих рынках, свидетельствует о потенциале финансового обеспечения высоких темпов экономического развития и возможностях роста его рыночной стоимости.

В российской учетно-аналитической практике для характеристики финансового состояния предприятия используется ряд аналитических показателей, отражающих степень наличия, размещения и использования оборотных средств и финансовых ресурсов предприятия. В процессе анализа финансового состояния предприятия необходимо установить:

Для целей оценки финансового состояния компании применяется ряд систем и методов анализа, позволяющих на основе системы определенных показателей получить количественную оценку результатов финансовой деятельности в разрезе отдельных ее аспектов, как в статике, так и в динамике.

В процессе анализа финансового состояния используются методы финансового анализа, которые классифицируются по сте­пени формализации, применяемому инструментарию и используемым моделям.

По степени формализации методы финансового анализа подразделяются на формализованные и неформализованные. Примерами формализованных методов при оценке эффективности управления финансами могут служить показатели ликвидности, последовательность расчета показателей при определении степени вероятности банкротства при проведении финансового анализа табличным способом. Неформализованные методы основаны на логическом описании анали­тических приемов. К неформализованным методам относятся метод экспертных оценок, метод рейтинговой оценки. Эти методы субъективны, так как на результат большое влияние оказывают интуиция, опыт и знания аналитика.

По применяемому инструментарию различают: общеэкономические, статистические и математико-статистические методы [11].

К общеэкономическим методам относят метод абсолютных величин, метод относительных величин, балансовый метод, метод дисконтирования. Метод абсолютных величин используется в качестве базы для исчисления относительных величин. Метод относительных величин применяется в динамиче­ском горизонтальном анализе и структурном вертикальном анализе для выявлений соотношений между различными показателями, входящими в одну группу показа­телей. Балансовый метод используется в тех случаях, когда необходимо установить баланс между различными по экономическому содержанию, но равными по стои­мостной оценке финансовыми показателями. Метод дисконтирования применяет­ся для приведения различных показателей к единому моменту времени.

Статистические методы включают метод арифметической разницы, индексный метод, метод сравнений, метод группировки. Метод арифметической разницы не­обходим при горизонтальном анализе, когда оценивается изменение показателя в абсолютном выражении за период, и в трендовом анализе, когда оценивается прирост или снижение удельного веса показателя за период и в трендовом ана­лизе, при оценке прироста или снижения удельного веса показателя за период. В индексном методе исчисляются индексы путем сопоставления соизмеряемой (отчетной) величины с базисной. Сравнение может осуществляться в части фи­нансовых показателей нескольких периодов.

Математико-статистические методы объединяют корреляционный анализ, регрессионный и факторный анализы. Основная задача корреляционного анализа — установление характера и тесноты связи между результативными (зависи­мыми) и факторными (независимыми) показателями (признаками) в явлении или процессе. Корреляционную связь можно обнаружить только при массовом сопо­ставлении фактов. Регрессионный анализ применяется при наличии корреляци­онной связи между показателями, для выбора уравнения регрессии, статистиче­ской оценки его параметров и линии регрессии. По числу факторов различают одно-, двух- и многофакторные уравнения регрессии. Расчеты могут выполняться с использованием программных продуктов. Факторный анализ применяется в исследовании и оценке влияния отдельных финансовых показателей на анали­зируемый показатель.

Среди используемых систем и методов анализа для оценки финансового состояния организации наибольшее распространение получил анализ финансовых коэффициентов (R-анализ) [9]. Он базируется на расчете соотношения различных абсолютных показателей финансовой деятельности предприятия между собой. В зарубежной практике применяется целая система показателей, характеризующих финансовое состояние фирмы: коэффициенты: концентрации собственного капитала, и привлеченного капитала, финансовой зависимости, маневренности собственного капитала, структуры долгосрочных вложений и привлеченного капитала, соотношения собственного и привлеченного капитала.