6.1 Основы организации и регулирования финансов организаций потребительской кооперации
Закон Российской Федерации «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» (в ред. от 23.04.2012 № 37-ФЗ) рассматривает потребительскую кооперацию как систему организаций потребительской кооперации, созданных в целях удовлетворения материальных и иных потребностей их членов [3]. Система потребительской кооперации России насчитывает более 175 лет истории, обладает огромными традициями и большим человеческим потенциалом располагает широкой сетью организаций, специализирующихся по закупке, хранению, переработке и реализации сельскохозяйственной продукции. Материально-техническая база системы потребительской кооперации насчитывает 21 тысячу приемных пунктов, 800 хранилищ и холодильников, 8 тысяч производственных цехов, 53 тысячи предприятий торговли и 7 тысяч – общественного питания, торговля обслуживает до 60% сельского населения
В целях наращивания объема выпуска и гарантированного сбыта сельскохозяйственной продукции в 16 регионах России на базе потребительской кооперации, уже созданы, а в 19 – создаются специальные накопительные, перерабатывающие и товарораспределительные центры, (в каждом регионе более 100 действующих торговых баз и 3,5 тыс. складов); функционируют 340 кооперативных рынков. Реализуется инновационный проект по созданию федеральной кооперативной торговой сети, в рамках которой действуют региональные торговые сети в Ульяновске, Новгороде, Нижнем Новгороде, Республике Удмуртия [22].
В последние годы руководством страны сформулированы приоритеты агропромышленного комплекса с деятельным участием потребительской кооперации. Начата работа по созданию в России единой системы заготовок, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции на кооперативной основе в новых рыночных условиях, разработанной первоначально потребительской кооперацией. Правительством будут приниматься меры по увеличению поддержки потребительской кооперации через Росагролизинг и Россельхозбанк Потребительская кооперация включена в разрабатываемый проект государственной программы развития сельского хозяйства и сельскохозяйственных регионов на период 2013-2017 гг., Концепцию развития сельскохозяйственных потребительских кооперативов. Реализация данных проектов позволит усилить роль кооперативного сектора в развитии экономики села и его социальной сферы, в построении инновационной экономики России в целом.
Вместе с тем, имеются особенности, которые определяют специфику кооперативной торговли, в частности [16]:
- в большинстве регионов магазины либо не интегрированы вообще, либо объединены на уровне административных районов, практически отсутствуют торговые сети;
- большинство магазинов имеют небольшие площади;
- имеется значительное количество убыточных магазинов, в частности, расположенных в населенных пунктах с численностью населения менее 100 человек; указанные магазины зачастую имеют исключительно социальный характер и не являются коммерчески эффективными;
- многие торговые точки находятся на значительном удалении от возможных логистических распределительных центров.
В соответствии с действующим законодательством Центросоюз Российской Федерации (России) - добровольное объединение потребительских обществ и (или) региональных союзов более половины субъектов Российской Федерации, получившее в установленном порядкеправо на использование в своем наименовании слова «Россия» и созданное для координации их деятельности, обеспечения защиты имущественных и иных прав, представления интересов государственных органах, органах местного самоуправления и международных организациях, а также для оказания им правовых, информационных и иных услуг.
Потребительское общество - добровольное объединение граждан и (или) юридических лиц, созданное, как правило, по территориальному признаку, на основе членства путем объединения его членами имущественных паевых взносов для торговой, заготовительной, производственной и иной деятельности в целях удовлетворения материальных и иных потребностей его членов [3].
Управление потребительским обществом осуществляют общее собрание, совет и правление. Высшим органом потребительского общества является общее собрание. В период между общими собраниями управление в потребительском обществе осуществляет совет, который является представительным органом. Исполнительным органом потребительского общества является правление потребительского общества.
Контроль за соблюдением устава потребительского общества, его финансовой и хозяйственной деятельностью, а также за созданными им организациями и подразделениями осуществляет ревизионная комиссия потребительского общества.
Потребительское общество действует на основе следующих принципов:
добровольности вступления в потребительское общество и выхода из него;
обязательности уплаты вступительного и паевого взносов;
демократичности управления потребительским обществом (один пайщик - один голос, обязательная подотчетность общему собранию потребительского общества других органов управления, органов контроля, свободное участие пайщика в выборных органах потребительского общества);
взаимопомощи и обеспечения пайщикам, участвующим в хозяйственной или иной деятельности потребительского общества, экономической выгоды;
ограничения размеров кооперативных выплат;
доступности информации о деятельности потребительского общества для всех пайщиков;
наиболее широкого привлечения женщин для участия в органах управления и органах контроля;
заботы о повышении культурного уровня пайщиков.
Организация финансов в потребительской кооперации имеет свои особенности, обусловленные характером кооперативной собственности и организационным построением системы потребительской кооперации. Потребительская кооперация является многоотраслевой системой, осуществляющей торговую, производственную и заготовительную деятельность. Средства потребительских обществ формируются из паевых и вступительных взносов пайщиков, а впоследствии пополняются из прибыли и других средств.
За счет паевых взносов в потребительских обществах создается паевой фонд, вступительные взносы являются основным источником образования неделимого фонда. За счет паевого и неделимого фондов формируются основные фонды и собственные оборотные средства предприятий потребительской кооперации.
Каждый член потребительского общества имеет долю в его собственности в размере внесенного паевого взноса. В качестве паевого взноса в паевой фонд потребительского общества пайщики могут вносить денежные средства, ценные бумаги, земельные участки или земельные доли, другое имущество либо имущественные или иные права, имеющие денежную оценку. Размеры паевых взносов определяются общим собранием потребительского общества. При выбытии из кооператива паевые взносы возвращаются. Члены потребительской кооперации имеют право на часть прибыли, остающейся у предприятий после уплаты налогов и других обязательных платежей (кооперативные выплаты). Размер отчислений зависит от массы полученной прибыли и состояния оборотных средств.
До 1 января 2005 г. действовала статья 297 Налогового кодекса РФ, закреплявшая особенности формирования расходов организаций системы потребительской кооперации, в состав которых они могли включать дополнительно: отчисления на содержание потребительских обществ и их союзов, проценты, выплачиваемые за привлекаемые у пайщиков и других граждан заемные средства, отчисления в фонд развития потребительской кооперации [30].
В 2005 г. в системе потребительской кооперации РФ введено Положение «О фондах потребительской кооперации в Российской Федерации», предусматривающее формирование в потребительской кооперации системы фондов, нацеленных не только на стимулирование экономической деятельности, но и поддержку ее социальной миссии.
Финансово-хозяйственная деятельность потребительских обществ и их союзов регулируется в настоящее время Гражданским кодексом РФ, Законом РФ «О потребительской кооперации (потребительских обществах и их союзах) в Российской Федерации». [1,3]. Порядок создания и деятельность союзов потребительских обществ частично регулируется нормами Федерального закона «О некоммерческих организациях», устанавливающими общие требования к некоммерческим организациям любых организационно-правовых форм, так и регулирующими такую организационно-правовую форму некоммерческих организаций, как объединения юридических лиц (ассоциации и союзы) и другими законами и нормативно-правовыми актами РФ [4].
По отношению к потребительской кооперации действует общегосударственный порядок создания информационной базы для управления финансовой деятельностью. Такая информационная база потребительских обществ создается системой финансового (бухгалтерского и налогового) учета, систематизируется Планом счетов и порядком его применения Итоговая информация по истечении финансового года отражается в бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Проводимая в настоящее время стандартизация финансовой отчетности организаций направлена на расширение их информационных возможностей. Это в свою очередь способствует привлечению внимания инвесторов к растущим финансовым возможностям организации, отражаемым в финансовой отчетности. Следовательно, рекомендации по рационализации учета разных видов активов, финансовых обязательств и других финансовых операций, публикуемые Минфином России должны использоваться по возможности и потребительскими обществами и их союзами [24].
Ведомственное регулирование осуществляется посредством целого комплекса норм, содержащихся в постановлениях общего собрания представителей потребительских обществ РФ, постановлениях Совета Центросоюза РФ, приложениях к постановлениям Президиума Совета Центросоюза РФ, методических указаниях, а также через консультации, разъяснения Управлений Центросоюза РФ по различным аспектам, связанным с особенностью учета и отчетности в системе потребительской кооперации.
Одно из центральных мест в системе государственного регулирования занимает налоговое регулирование, результаты которого влияют на финансово-хозяйственную деятельность потребительских обществ. Общие принципы построения налоговой системы и порядка налогообложения организаций определяются Налоговым кодексом РФ [2]. Частные установки в соответствии с этими принципами организация разрабатывает самостоятельно и отражает в своей учетной политике для целей налогообложения.
Действующие нормативно-правовые акты регулируют общий порядок осуществления кредитных операций, в которых потребительское общество выступает как в роли кредитора (при предоставлении коммерческого или потребительского кредита покупателям своей продукции), так и в роли заемщика (при привлечении финансового или товарного кредита), формы и виды кредитов, порядок их обеспечения, ответственность сторон и т.п.
Объектом регулирования расчетов с контрагентами в системе потребительской кооперации выступают денежные расчеты по отдельным хозяйственным операциям (наличные или безналичные), порядок хранения свободного остатка денежных средств потребительского общества, лимитирование сумм наличных денег в его кассе, порядок оприходования поступивших денежных средств и т.п.
Установление регламента инвестиционных операций предполагает выбор формы инвестиций организаций потребительской кооперации и используемых ими инвестиционные инструментов, порядка подготовки и экспертизы инвестиционных проектов, принципов их финансирования.
Организации потребительской кооперации при создании хозяйственных обществ могут выступать эмитентом ценных бумаг. Они могут участвовать в процессе финансового инвестирования, т.е. быть участниками фондового рынка.
Участие организаций потребительской кооперации в операциях страхования регулируется основными требованиями, предъявляемыми к страховщикам. Эти требования определяют формы и условия обязательного страхования активов (имущества) организаций потребительской кооперации, обязательные условия осуществления этих операций, формы ответственности страховщика и страхователя, порядок определения сумм ущерба в результате наступления страхового случая и т.п.
Многообразие элементов системы государственного регулирования финансовой деятельности организаций потребительской кооперации и их сложность в применении возрастали от этапа к этапу по мере развития этой системы и изменения форм собственности.
Экономический кризис, начавшийся в конце 70-х – истекшего столетия, к середине 80-х годов поставил руководство страны перед необходимостью переориентации социально-экономической и финансовой внутренней политики на ценности, выработанные мировым сообществом. Это выразилось в попытке незамедлительно внести некоторые элементы капиталистического хозяйствования в экономическую и финансовую систему без предварительной оценки последствий такого шага. В соответствии с основными принципами капиталистического хозяйствования были созданы кооперативы, однако не были определены специфические особенности их функционирования в России.
Для реализации этой программы руководство страны приняло ряд нормативных документов (постановлений Совета Министров) о создании кооперативов в различных отраслях народного хозяйства: «Об организации заготовки и переработки вторичного сырья на кооперативной основе» от 14.08.1986 г. № 988; «О создании кооперативов общественного питания» от 5.02.1987 г. № 160; «О создании кооперативов по бытовому обслуживанию населения», от 5.02.1987 г. № 161; «О создании кооперативов по производству товаров народного потребления» от 5.02.1987 г. № 162; «Вопросы кооперативов по заготовке и переработке вторичного сырья» от 3.04.1987 г. № 401; «О создании кооперативов по выработке кондитерских и хлебобулочных изделий» от 10.09.1987 г. № 1042 [19].
Принятие постановлений об образовании кооперативов в отдельных отраслях народного хозяйства создало предпосылки для уничтожения монополии потребительской кооперации в отдельных областях ее деятельности, но они не были реализованы из-за неконкурентоспособности вновь образовавшихся кооперативов в сравнении с хорошо организованной системой потребительской кооперации.
Отработка механизма взаимодействия кооперативного хозяйствования с коллективистской экономической системой закончилась принятием Верховным Советом СССР 26.05.1988 г. «Закона о кооперации в СССР», который «… превращал кооперацию в широко разветвленную систему, органически связанную с государственным сектором экономики...». Принятие этого Закона способствовало развитию конкуренции в отдельных сферах деятельности, но на всей деятельности потребительской кооперации это сказалось незначительно. Отсутствие реального экономического результата от деятельности вновь образованных кооперативов привело руководство СССР к неверным выводам о неэффективности кооперативного способа хозяйствования. С принятием 24.12.1990 г. Закона РСФСР «О собственности в РСФСР» совместная групповая собственность была упразднена как самостоятельная юридическая категория [17].
Для улучшения экономической обстановки руководство страны 25.12.1990 г. приняло Закон РСФСР «О предпринимательстве и предпринимательской деятельности», по которому кооперативы были исключены из перечня организационно-правовых форм хозяйствования. Потребительские кооперативы были приравнены к хозяйственным обществам. Это привело к тому, что кооперативы стали преобразовываться в хозяйственные общества (в основном – акционерного типа).
Список вышеназванных Законов РСФСР был дополнен в 1991 г. Законом РСФСР «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР», где был описан механизм преобразования собственности и определены сроки выполнения предыдущих законов.
Центросоюз России решением 7-го собрания Совета 9-го созыва в январе 1992 г., приступая к выполнению требований Законов, рекомендовал правлениям потребительских союзов перераспределять собственность потребительской кооперации между хозяйственными звеньями и закреплять за физическими и юридическими лицами.
Потребительские союзы после выделения доли собственности в свое распоряжение из общей стоимости имущества оставшуюся часть закрепляли за предприятиями и организациями собственного хозяйства, а внутри них - за конкретными физическими лицами. В 1992 г. Центросоюзом было принято решение проводить приватизацию, ассоциирование, акционирование и другие формы отчуждения основных фондов в интересах улучшения обслуживания населения.
Приватизация собственности в потребительской кооперации проводилась при отсутствии правовой основы, не были четко определены и юридически обоснованы объекты приватизации, т.е. собственности, исключенной из правовой государственной системы. Это побудило к изданию Президентом РФ специального Указа «О коммерциализации деятельности потребительской кооперации в РФ» от 6.02.1992 г. № 1365,от 21.10.2002№ 1209) [9].
Этот документ восстановил потребительскую кооперацию в правах субъекта правовой деятельности на время приватизации ее собственности. Опираясь на данный Указ как на правовую основу реформирования собственности потребительской кооперации, Центросоюз РФ разработал «Методические рекомендации по коммерциализации потребительской кооперации». В соответствии с этими рекомендациями руководством на местах принимались конкретные приватизационные решения.
Коммерциализации подлежали предприятия торговли, общественного питания, заготовок, производства и другая собственность потребительской кооперации, которая передавалась во вновь организуемые предприятия следующих правовых форм: кооперативные предприятия, учреждаемые в форме товарищества с ограниченной ответственностью; частные предприятия; акционерные потребительские общества; отраслевые ассоциации.
Коммерциализация предприятий, остающихся в системе потребительской кооперации, производилась аналогично государственным предприятиям. В 1992 г. политика шоковой терапии обрушила многие сферы экономики и привела к обнищанию социально незащищенных слоев населения. В связи с этим усилились призывы к ликвидации кооперативных союзов, в особенности - со стороны антимонопольного комитета Верховного Совета РФ, поддерживаемые отдельными средствами массовой информации. Параллельно этим тенденциям развивались другие – формировалось мнение о необходимости воссоздания кооперативного движения как формы социальной поддержки сельского населения.
Законодательным актом, восстановившим легальный статус системы актом стал Закон РФ «О потребительской кооперации в РФ» от 19.06.1992 г., принятый Верховным Советом РФ при непосредственном участии Центросоюза РФ [3]. С его выходом реорганизация собственности в потребительской кооперации, в отличие от других отраслей хозяйства, прекратилась. Зарегистрированные ранее хозяйственные общества вновь стали преобразовываться в потребительские общества. Были внесены изменения в вышеприведенный Указ об отмене принудительной коммерциализации организаций потребительской кооперации. Принятый Государственной Думой РФ 21 октября 1994 г. Гражданский Кодекс РФ закрепил статус потребительской кооперации как некоммерческой организации [1].
Центральной идеей Закона «О потребительской кооперации в РФ» от 19.06.1992 г. стал передел кооперативной собственности, поскольку Закон разрешал и обязывал наделять кооперативным имуществом не только пайщиков, но и работников. Следствием такого «закрепления» явилось резкое сокращение числа пайщиков потребительских обществ и районных потребительских обществ - с 24,5 млн. чел. в 1991 г. до 11,7 млн. чел. к концу 1995 г., в некоторых потребительских союзах их число сократилась в 3-5 раз.
В процессе передела собственности аппарат потребительских обществ и союзов начал вытеснять пайщиков путем установления нормы паевого взноса, который не могли заплатить сельские пенсионеры. В нарушение Устава пайщиков исключали из потребительских обществ за отказ внести явно завышенный паевой взнос. В ряде мест резкое сокращение числа пайщиков произошло из-за создания различных обществ, товариществ, а также коммерциализации предприятий, сдачи в аренду частным лицам прав распоряжения паевыми взносами и т.п.
С другой стороны, началась массовая распродажа кооперативных предприятий или сдача всего предприятия в аренду. Оправданием служили инфляция и обесценение оборотных средств, стремление выжить в острой конкурентной борьбе. Действуя подобным образом, организации, работающие с убытками, смогли избежать банкротства. Такие негативные явления вели к развалу системы и ухудшению снабжения сельского населения, особенно в отдаленных районах. Требовались принятие срочных мер по исправлению ситуации.
В 1996 г. по инициативе руководства Центросоюза РФ Президентом РФ был подписан Указ № 795 от 31.05.1996 г. «О мерах по стабилизации обеспечения сельского населения товарами и услугами», обязавший организации потребительской кооперации восстановить в членских правах пайщиков, исключенных из потребительских обществ в 1991-1996 гг. [8].
В Указе был провозглашен комплекс мер по государственной поддержке организаций потребительской кооперации. Правительством РФ было разработано и принято постановление об условиях предоставления налоговых льгот и порядке снижения тарифных ставок за используемую электроэнергию тем организациям потребительской кооперации, которые полностью восстановят в членских правах пайщиков, исключенных из потребительских обществ в период с 1991 по 1996 гг.
С января 1995 г. вступила в действие первая часть ГК РФ, статья 116 которого посвящена потребительским кооперативам. Возникло противоречие между статьями Закона «О потребительской кооперации в РФ» 1992 г. и положениями ГК РФ. Например, согласно п. 1 статьи 5 указанного Закона имущество потребительского общества принадлежит пайщикам на праве частной (общей долевой, общей совместной) собственности; в п. 2 статьи 48 ГК РФ потребительские кооперативы отнесены к таким юридическим лицам, в отношении которых их участники (члены) имеют не вещные, обязательственные права, в силу чего собственником имущества признается сам потребительский кооператив, а не его пайщики.
Для устранения таких принципиальных противоречий в законодательстве и в связи с принятием ГК РФ в июле 1997 г. был издан Закон РФ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О потребительской кооперации в РФ». В новой редакции это - Закон РФ «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в РФ» [3]. Основная идея Закона заключалась в признании пайщика важной фигурой не только в своем потребительском обществе, но и в системе потребительской кооперации. Однако практика хозяйственной и социальной деятельности потребительских обществ и их союзов показала необходимость совершенствования законодательной базы деятельности потребительской кооперации.
В связи с этим 29.03.2000 г. Государственной Думой был принят Федеральный Закон «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О потребительской кооперации (потребительских обществах и их союзах) в РФ», который способствовал дальнейшему укреплению социальной базы, демократических основ системы. Все изменения в законе были направлены на повышение роли пайщиков в управлении и контроле, восстановление вертикали ответственности, пресечение беззакония, усиление ответственности руководителей за результаты хозяйственной и социальной деятельности кооперативных организаций. В 2002 г. Закон РФ о потребительской кооперации в редакции 2000 г. был приведен в соответствие с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц».
Положительным изменением в организационной структуре потребительской кооперации за последние годы следует считать, что в системе остались лишь потребительские общества со 100% уставным капиталом потребительской кооперации, что значительно снижает риск утраты кооперативной собственности. Этому способствовало создание в системе специальной структуры ООО «Центросоюз-Сервис», принятие Положения по защите прав кооперативной собственности [24].
Значительные изменения в закон РФ, регулирующий деятельность системы потребительской кооперации были внесены Федеральным законом от 23.04.2012 № 37-ФЗ. Большая часть изменений законодательства о потребительской кооперации касается порядка управления в потребительских обществах. Уточнены некоторые детали созыва и проведения общих собраний органов управления этих юридических лиц [3].
Законом введено понятие регионального союза, впервые введено понятие системы Центрального союза потребительских обществ РФ, в которую входят центральный союз, союзы потребительских обществ, организации, учредителями которых являются центросоюз, его члены, союзы, созданные потребительскими обществами-членами центросоюза.
В законе дается определение взноса члена союза – это регулярное поступление денежных средств, вносимых членом союза на покрытие его расходов союза и осуществление уставной деятельности союза в порядке установленном его уставом.
Устанавливается обязанность совета союза, принявшего решение об отстранении от должности выборного должностного лица потребительского общества или выборного должностного лица союза, созвать и провести общее собрание потребительского общества или общее собрание представителей потребительских обществ союза (ранее обязанностью совета было организовать проведение).
С целью обеспечения сохранности кооперативной собственности, прав пайщиков и законных интересов потребительского общества к компетенции общего собрания пайщиков отнесено отчуждение недвижимого имущества потребительского общества вне зависимости от его стоимости [28].
В законе определено, что представитель союза, членом которого является потребительское общество, имеет право участвовать в общем собрании пайщиков потребительского общества с правом совещательного голоса, соответственно установлена обязанность совета потребительского общества уведомить не только всех пайщиков потребительского общества, но также союзы, членом которых является потребительское общество, о времени, месте проведения, повестке дня общего собрания пайщиков потребительского общества и представить материалы по рассматриваемым вопросам.
Определены условия, при которых считается принятым решение общего собрания потребительского общества по вопросу отчуждения недвижимого имущества потребительского общества (вопрос должен быть включён в повестку дня не позднее, чем за семь дней до дня проведения данного собрания, и за отчуждение недвижимого имущества проголосовало определённое законом количество пайщиков потребительского общества). Аналогичный порядок созыва общего собрания уполномоченных и принятия ими решений установлен для общего собрания уполномоченных потребительского общества.
В случае отсутствия кворума, по новой версии закона, для проведения собрания пайщиков кооперативного участка потребительского общества должно быть проведено повторное собрание пайщиков кооперативного участка потребительского общества с той же повесткой дня, которое правомочно, если в нём приняли участие более чем 25% пайщиков кооперативного участка потребительского общества. На общем собрании пайщик потребительского общества имеет право представлять по доверенности не более чем одного другого пайщика. Кроме того, установлены требования к кандидатурам председателя и членов совета потребительского общества и союза потребительских обществ в целях недопущения ими нарушений прав пайщиков и настоящего Закона.
Сняты ограничения на соотношение работников и лиц, не являющихся работниками организаций потребительской кооперации, в численном составе совета потребительского общества или союза.
Также законом теперь определён момент прекращения членства потребительского общества при выходе из союза, при этом в случае принятия потребительским обществом решения о выходе из союза контрольно-ревизионное управление союза проводит проверку деятельности этого потребительского общества.
Наиболее важные изменения касаются статуса и полномочий нового субъекта организационных отношений в потребительских обществах и союзах потребительских обществ - наблюдателя, который наделяется обширными контрольными полномочиями в сфере финансовой и хозяйственной деятельности указанных подконтрольных организаций, в его обязанности входит анализ финансового состояния потребительского общества или союза потребительских обществ.
Законом предусмотрены основания для назначения наблюдателя: образование у потребительского общества или союза потребительских обществ убытков по итогам двух финансовых лет подряд, составляющих 10% стоимости активов (за исключением инвестиционных расходов); образование убытков по итогам финансового года, составляющих 20% стоимости активов; поступление жалобы пайщика потребительского общества на действия органов управления организации потребительской кооперации; непредставление отчётности.
После назначения наблюдателя органы управления потребительского общества или союза с согласия наблюдателя, выраженного в письменной форме, могут совершать сделки или несколько взаимосвязанных сделок, которые связаны с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения прямо либо косвенно имущества, балансовая стоимость которого составляет более чем 5% балансовой стоимости активов на день назначения наблюдателя. Возможно также получение займов, кредитов, поручительств и гарантий, выдача займов и поручительств, уступка прав требования, перевод долга, учреждение доверительного управления имуществом.
Наблюдатель обязан уведомить пайщиков потребительского общества о выявленных нарушениях финансовой дисциплины, подготовить отчёт о финансовом состоянии потребительского общества или союза потребительских обществ. На основании отчёта в случае необходимости созвать и провести общее собрание потребительского общества или общее собрание представителей потребительских обществ союза, подготовить рекомендации для принятия общим собранием пайщиков потребительского общества или общим собранием представителей потребительских обществ союза решений об избрании, назначении, прекращении полномочий, увольнении, соответственно, выборных должностных лиц и членов исполнительного органа потребительского общества или союза.
Еще одним следствием установления такой системы контроля над всеми потребительскими обществами и союзами потребительских обществ является усиление роли центрального союза потребительских обществ, способного осуществлять контроль и координацию деятельности всех организаций - участников потребительской кооперации. По рекомендации наблюдателей, назначаемых вышестоящими союзами потребительских обществ, могут назначаться и увольняться члены органов управления в потребительских обществах и нижестоящих союзах потребительских обществ.
Определены полномочия союзов потребительских обществ по защите прав пайщиков потребительских обществ и интересов потребительских обществ. Так, для защиты прав пайщиков потребительского общества - члена союза и интересов такого потребительского общества совет союза при наличии оснований вправе назначить наблюдателя, в обязанности которого входит анализ финансового состояния потребительского общества или союза потребительских обществ.
Дальнейшая законотворческая деятельность в системе потребительской кооперации требует принципиально новые подходов к регулированию кооперативных отношений. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 16.12.1993 г. «Об общеправовом классификаторе отраслей законодательства» [7] кооперативное законодательство не выделено в самостоятельную отрасль, но реально существующие разновидности кооперативных организаций, принятые и готовящиеся законы о различных видах кооперации, свидетельствуют о фактическом признании этого сектора экономики.
Необходимо разработать и принять нормативно-правовые акты по предотвращению банкротства в системе, поскольку Закон о банкротстве не распространяется на союзы потребительских обществ; создать правовую основу взаимодействия потребительской кооперации с отраслями агропромышленного комплекса; разработать формы и методы регулирования развития внешнеэкономической деятельности в системе потребительской кооперации в целях развития международной интеграции в рамках Международного кооперативного альянса.
6.2 Издержки обращения торговых организаций потребительской кооперации
На основе расходов по обычным видам деятельности формируется себестоимостьпродаж. Расходы отраслей потребительской кооперации, осуществляющих товарное обращение, представляют собой расходы на продажу (издержки обращения).
Расходы на продажу (издержки обращения) в народном хозяйстве - выраженные в денежной форме затраты живого и овеществленного труда по доведению товаров от производства до потребителей и характеризуют величину потребленных ресурсов. Отношение розничного (заготовительного) оборота или прибыли к потребленным ресурсам (издержкам обращения) или отдельно к их составляющим позволяет оценить эффективность торговой или заготовительной деятельности.
Состав и структура затрат в организациях розничной торговли имеет определенные особенности. Так, у розничных организаций могут отсутствовать некоторые виды транспортных расходов, например плата за подачу вагонов. Удельный вес других групп расходов может быть существенно выше. К примеру, при организации выездной торговли возрастает не только размер собственно транспортных расходов, но и плата за экспедиционные операции. При недостаче или порче грузов претензии могут предъявляться не только юридическим, но и физическим лицам - штатным работникам организации. Расходы на хранение, подработку, подсортировку и упаковку товаров имеют наибольший удельный вес в структуре расходов торговых организаций, специализирующихся на продаже продовольственных товаров.
В составе расходов на хранение у розничных организаций весьма существенными являются затраты на содержание холодильного оборудования (стоимость электроэнергии, воды, смазочных материалов и др.) и на оплату услуг сторонних организаций по техническому обслуживанию холодильного оборудования, причем в местах не только хранения товаров, но и их непосредственной продажи.
Для целей финансового и экономического анализа, а также в случаях, когда часть деятельности организаций розничной торговли подпадает под действие специального налогового режима, может оказаться целесообразным ведение раздельного учета таких расходов по местам их осуществления. Также учитываются расходы, связанные с подсортировкой, подработкой и упаковкой товара.
В организациях розничной торговли возникает необходимость перетаривания приобретенных товаров. Кроме того, при осуществлении продаж может возникнуть необходимость использования разных видов тары - в зависимости от места и условий продажи. Поэтому расходы на тару могут иметь весьма существенный удельный вес, а их отражение в учете - характеризоваться отдельными особенностями.
В настоящее время необходимость возврата тары поставщику чаще всего определяется условиями договора поставки, а не нормативными документами соответствующих министерств или ведомств. Основная причина этого - тенденция к удешевлению изготовления тары с одновременным удорожанием транспортных расходов и расходов на хранение.
При определении конкретного перечня расходов на продажу организации потребительской кооперации руководствуется ПБУ 10/99 «Расходы организации». Расходы на продажу включают следующие статьи затрат [10]:
- транспортные расходы, включая оплату транспортных услуг сторонних организаций за перевозку товаров, оплату услуг организаций по погрузке товаров в транспортные средства и выгрузке из них, плату за экспедиционные операции и услуги, плата за временное хранение грузов на станциях, пристанях, в портах, аэропортах, плата за обслуживание подъездных путей и складов не общего пользования и т.п. Расходы связанные с доставкой (включая погрузочно-разгрузочные работы) товаров транспортом и персоналом организации, подлежат включению в соответствующие калькуляционные статьи затрат (расходы на оплату труда, амортизация основных средств и др.);
- расходы на оплату труда торгово-производственного, административно-хозяйственного и управленческого персонала за фактически выполненную работу по сдельным расценкам, тарифным ставкам и должностным окладам в соответствии с принятыми формами и системами заработной платы с учетом премий за производственные показатели, стимулирующие и компенсирующие выплаты;
- отчисления с сумм оплаты труда на социальные нужды (регулируется с 2010 г. Федеральным Законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования»), страховых взносов на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (регулируется Федеральным законом от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний») [5,6];
- расходы на аренду и содержание торгово-складских зданий, сооружений, помещений, оборудования и инвентаря, расходы на отопление, освещение, водоснабжение, канализацию и другие коммунальные услуги, расходы на содержание и ремонт сигнализационных устройств; расходы на проведение противопожарных мероприятий; плата сторонним организациям за пожарную и сторожевую охрану (складов, магазинов, столовых и т.п.);
- суммы амортизационных отчислений на полное восстановление объектов основных средств (при начислении амортизации организации руководствуются положением ПБУ 6/01 «Учет основных средств» и Методическими указаниями по учету основных средств, Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 № 1 «O классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы», а также самостоятельно принятыми нормами отчислений исходя из срока полезного использования конкретного объекта) [7,12];
- расходы на ремонт объектов основных средств, включая все виды ремонта (текущего, среднего и капитального), а также арендованных основных средств. В случае неравномерного осуществления ремонта основных средств в течение года торговые организации могут образовывать резерв расходов на ремонт основных средств за счет ежемесячных отчислений. Излишне образованный в отчетном году резерв сторнируется в конце отчетного года. При превышении фактических расходов над суммой образованного резерва сумма превышения относится на расходы на продажу;
- расходы на топливо, газ, электроэнергию для производственных нужд. Данная статья в большей мере используется в организациях общественного питания;
- износ санитарной и специальной одежды более правильно было бы назвать «амортизация санитарной и специальной одежды» так как в соответствии с Методическими указаниями по бухгалтерскому учету специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды, утвержденными приказом Минфина России от 26.12.2002 г. № 135н стоимость санитарной одежды погашается путем начисления амортизации [13];
- расходы на хранение, подработку, подсортировку и упаковку товаров, включая стоимость использованных материалов (оберточной бумаги, пакетов, клея, шпагата, гвоздей, стружки, опилок, соломы, проволоки и т.п.), плату за услуги сторонних организаций за фасовку и упаковку товаров, расходы на содержание холодильного оборудования, стоимость потребленного льда, расходы на дезинфекцию дератизацию и т.п.;
- расходы на рекламу, включая расходы на оформление витрин, выставок, образцов товаров, разработку и печатание рекламных изданий, иллюстрированных прейскурантов, каталогов, брошюр, альбомов, проспектов, плакатов, афиш, рекламных писем, на рекламные мероприятия через средства массовой информации (объявления в печати, передачи по радио, телевидению), на световую и наружную рекламу, на изготовление стендов, муляжей, рекламных щитов и указателей, на уценку товаров, полностью или частично потерявших свое первоначальное качество во время экспонирования в витринах, торговых залах магазинов и др.;
- потери товаров, включая убытки от недостачи потери от порчи товаров сверх норм естественной убыли в тех случаях, когда конкретные виновники не установлены, а также потери от списания долгов по недостачам товарно-материальных ценностей, денежных средств и другого имущества, во взыскании которых отказано судом вследствие необоснованности исков. Списание товаров в пределах норм естественной убыли производят в случаях, если при ее приемке или инвентаризации выявлена фактическая недостача. Для равномерного включения таких расходов в расходы на продажу ежемесячно начисляется резерв на списание естественной убыли товаров в пределах действующих норм. Потери и недостачи товаров отражаются по покупным ценам;
- расходы на тару, включая амортизацию тары-оборудования, расходы на ремонт, стоимость тары, списанной из-за естественного износа, расходы перевозку, погрузку и выгрузку тары, очистку и обработку (дезинфекцию) тары и другие расходы;
- прочие расходы, включая уплачиваемые суммы налогов, с6оров и иных обязательных платежей; амортизацию нематериальных активов; расходы по обеспечению нормальных условий труда и техники безопасности; расходов на устройство и содержание комнат отдыха, умывальников, душей, раздевалок, шкафчиков для специальной одежды; оплата консультационных, информационных, аудиторских и иных подобных услуг сторонних организаций; оплата услуг почтовой, телефонной, телеграфной и факсимильной связи; расходы на приобретение канцелярских принадлежностей и бланков, на подписку на периодические издания и иные расходы.
Для целей учета, анализа, планирования и оценки состояния издержек обращения их классифицируют по различным признакам. В потребительской кооперации по отраслям деятельности, связанными с процессами товарного обращения, различают издержки торговли, заготовок и общественного питания.
В зависимости от размещения кооперативных предприятий на территории потребсоюзов, средних объемов их деятельности, доли крупных организаций и предприятий в общей их совокупности, условий торговой деятельности, уровня коммерческой деятельности под влиянием других факторов наблюдаются существенные различия в уровнях издержек обращения по потребсоюзам и потребительским обществам.
Многолетняя практика деятельности потребительской кооперации свидетельствует, что уровень издержек обращения кооперативной розничной торговли намного превышает его величину в оптовой торговле. Это обусловлено следующими причинами: розничная торговля по сравнению с оптовой характеризуется более высоким уровнем расходов, связанных с содержанием материально-технической базы, оплатой труда; значительными материальными потерями (расходами по таре, потерями товаров и технологическими отходами); наличием большого числа мелких хозяйственных структур (магазинов, палаток и т.п.) по сравнению с оптовой (складов); продажей товаров оптовыми базами крупными партиями, медленной оборачиваемостью товаров в розничном звене, относительно высоким уровнем механизации труда работников оптовой торговли и влиянием других факторов.
Более высоким уровнем издержек обращения по сравнению с розничной торговлей характеризуется и отрасль общественного питания, в связи с тем, что в ней одновременно осуществляется три вида расходов – производство, продажа и потребление.
По признаку зависимости расходов от объема продаж они делятся на постоянные и переменные. К постоянным относятся статьи затрат, которые не зависят непосредственно от величины и структуры объема продаж (расходы на продажу, аренду, амортизация, оплата труда по окладам и тарифным ставкам, ремонт основных средств, содержание зданий, сооружений, помещений, инвентаря).
Переменными называются издержки обращения, величина которых находится в непосредственной зависимости от объемов продаж (расходы на перевозку товаров, их упаковку и подработку, рекламу, представительские расходы, оплата процентов по кредитам, оплата труда по сдельным расценкам и др.).
Основными факторами, снижающими уровень расходов на продажу, являются:
- рост объема продаж;
- повышение производительности труда работников торговли, заготовок и общественного питания за счет экстенсивных и интенсивных факторов;
- ускорение оборачиваемости оборотных средств, вложенных в товарные запасы;
- эффективное использование торговых площадей, внедрение новых технологий;
- повышение качества и формирование ассортимента товаров, обеспечивающего конкурентные преимущества;
- сокращение потерь товаров при транспортировке и хранении.
В современных условиях в целях обеспечения бесперебойной торговли с минимальными затратами необходимо:
- управлять затратами, связанными с формированием товарных запасов, что позволяет избежать потерь от сбыта;
анализировать (рассчитывать) издержкоемкость по отдельным товарам и товарным группам в целях выявления факторов, определяющих основные виды расходов, оказывающих влияние на обоснование цен, торговых надбавок, выявления резервов экономии расходов на торговую деятельность и оценке прибыли и рентабельности по товарам и товарным группам;
производить прогнозирование и планирование издержек обращения по отдельным статьям и общему объему с разделением их составляющих на постоянные и переменные;
применять методы управления расходами на основании действующих общих правил организации бухгалтерского учета при выборе организациями своей учетной политики;
осуществлять разработку и реализацию целевых программ по экономии издержек обращения и сокращению затрат торговых организаций с учетом результатов их хозяйственной деятельности.
Прогнозы издержек обращения областными, краевыми и республиканскими союзами потребительских обществ, крупными и некоторыми другими торговыми организациями могут разрабатываться на 2-3 предстоящих года. Целью разработки таких прогнозов является определение ожидаемой прибыли на предстоящие годы. Без знания своих возможностей по получению определенной прибыли предприятия не могут принять решения по прогнозу хозяйственной деятельности на предстоящий период и не могут выявить источники финансирования развития материально-технической базы [29].
Процесс прогнозирования издержек обращения состоит из следующих этапов:
♦ анализ показателей издержек обращения в увязке с конечными результатами за 3-5 предшествующих лет и их критическая оценка;
♦ определение тенденций изменения издержек обращения по статьям и общему объему;
♦ изучение доли общей величины издержек обращения в доходах от торговой деятельности за предшествующие годы (3-5 лет), выявление причин изменения и прогнозирование этой доли;
♦ расчеты влияния факторов на изменения издержек обращения по отдельным статьям и общему объему в прогнозируемом периоде.
Прогнозирование выступает неотъемлемым элементом функционирования механизма экономического управления, который тесно взаимосвязан с другими элементами этого механизма - рынком и планом. Прогноз позволяет принять обоснованные рыночные и плановые решения, добиться успехов в хозяйственной деятельности.
Обычно прогнозы разрабатывают по основным статьям издержек обращения (занимающим более 70% в их совокупной величине). Остальную часть расходов оценивают по их доле в издержках обращения за прошлые 3-5 лет. Затем суммируют основные статьи расходов и их остальную часть, и на этой основе устанавливают общую величину издержек обращения.
Основными методами прогнозирования и планирования издержек обращения по отдельным статьям являются: опытно-статистический метод; технико-экономические расчеты, основанные на использовании норм, нормативов и лимитов; прямые расчеты издержек обращения по статьям исходя из базисной величины с учетом особенностей формирования и тенденций изменения отдельных элементов затрат; экономико-математическое моделирование путем учета влияния основных факторов на уровень расходов по статьям и в целом по предприятию.
Одним из принципов разработки планов является оптимизация их показателей. Соответственно этому плановые уровни и сумма издержек обращения должны представлять собой величину рациональных расходов. Уменьшение этих расходов является одним из условий снижения розничных цен и укрепления своих позиций на рынке в условиях конкуренции. Поэтому при наличии нерациональных расходов и потерь их размер по уровню и соответственно сумме должен быть выше плановых показателей. На практике завышенные плановые уровень и сумма расходов на продажу не позволяют при сопоставлении с ними фактических показателей дать правильную оценку процессу расходования средств.
Организации потребительской кооперации должны выполнять расчеты ожидаемых изменений издержек обращения в предстоящем периоде. Такие расчеты позволяют увязать перспективы развития материально-технической базы, подготовки кадров и достижение высоких конечных результатов с финансовыми ресурсами и служат основой совершенствования планирования издержек обращения.
Каждый из факторов оказывает определенное влияние на расходы в торговле. Такие процессы, как непрерывный рост объемов хозяйственной деятельности, концентрация и специализация, рост производительности труда, ускорение оборачиваемости средств, вложенных в товарные запасы, соблюдение режима экономии, повышение уровня работы коммерческого аппарата на основе использования маркетинговых исследований и т. п. создают предпосылки для снижения уровня расходов на продажу.
При прогнозировании расходов на оплату труда следует исходить из оптимизации соотношения темпов роста объемов деятельности с темпами роста фонда оплаты труда и темпов прироста производительности труда с темпами прироста заработной платы.
Величину транспортных расходов возможно прогнозировать на основе экономико-математической модели, функции которой отражают изменения объема и структуры продаж, тарифов на перевозки грузов, среднего расстояния перевозок.
Затраты по оплате процентов за пользование займами возможно прогнозировать на основе экономико-математической модели, в которой отражены оборачиваемость товаров в днях, доля собственных в оплате за товары и процентные ставки за предлагаемые займы.
Расходы по эксплуатации и содержанию материально-технической базы определяют на перспективу в соответствии с темпами роста среднегодовой стоимости основных фондов и объемов хозяйственной деятельности и с учетом темпов роста расходов на амортизацию в связи с повышением доли активной части основных фондов.
На основе обобщения вышеуказанных расчетов торговые организации в системе потребительской кооперации обосновывают планы капитальных вложений и другие показатели и учитывают все эти расходы при планировании расходов на предстоящий год.
Расчет величины издержек обращения при прогнозировании и планировании может быть выполнен на основе выделения условно-постоянных и переменных расходов, а также методом обоснования плановых расчетов по статьям затрат.
- «Российский университет кооперации»
- Сыктывкарский филиал
- Л.И. Ильина
- Корпоративные финансы
- Введение
- 1. Теоретические основы корпоративных финансов
- 1.1 Содержание корпоративных финансов
- 1.2 Принципы организации и инструментарий управления финансами организаций (корпораций)
- 1.3 Функции финансов организаций
- 2. Особенности финансов субъектов хозяйствования в рф
- 2.1 Понятие организационно-правовой формы хозяйствования и ее правовое регулирование
- 2.2 Финансы хозяйственных товариществ и обществ
- 2.3 Финансы производственных кооперативов и унитарных предприятий
- 2.4 Финансы государственных корпораций и государственных компаний
- Гражданский кодекс рф, часть 1. Федеральный закон от 30.11.1994 № 51-фз (в ред. От 28.11.2011 № 337-фз). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
- 3. Система корпоративного финансового управления
- 3.1 Цели деятельности организации в корпоративном управлении
- 3.2 Цели, задачи и функции управления корпоративными финансами
- 3.3 Организационная структура корпоративного финансового управления
- 4. Фундаментальные концепции корпоративных финансов
- 4.1 Методологические принципы корпоративных финансов
- 4.2 Теоретические концепции корпоративных финансов
- 4.3 Современные теории корпоративных финансов
- 5. Особенности финансов отраслей экономики
- 5.1 Особенности финансов сельского хозяйства
- 5.2 Особенности финансов строительства
- 5.3 Особенности финансов транспорта и связи
- 5.4 Особенности финансов торговли
- 5.5 Особенности финансов жилищно-коммунального и дорожного хозяйства
- 5.6 Особенности финансов малого и среднего предпринимательства
- Гражданский кодекс рф, часть 1. Федеральный закон от 30.11.1994 № 51-фз (в ред. От 28.11.2011 № 337-фз). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
- Налоговый кодекс рф, части 1 и 2. Федеральный закон от 31.07.1998 № 146-фз, от 5.08.2000 № 117-фз (в ред. От 29.06.2012 № 97-фз). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
- 6.1 Основы организации и регулирования финансов организаций потребительской кооперации
- 6.3 Торговая наценка и методы ее формирования в торговых организациях потребительской кооперации
- 6.4 Управление прибылью организаций потребительской кооперации
- Управление фондами потребительской кооперации
- Паевой фонд. Первоначальный паевой фонд формируется из паевых взносов, вносимых пайщиками при создании потребительского общества. Паевой фонд является:
- Иные фонды. Фонд внеоборотных активов производственной сферы (социальной сферы) может быть создан наряду с неделимым фондом. Источниками формирования фонда являются средства:
- 6.6 Управление оборотным капиталом торговых организаций потребительской кооперации
- 2. Налоговый кодекс рф, части 1 и 2. Федеральный закон от 31.07.1998 № 146-фз, от 5.08.2000 № 117-фз (в ред. От 29.06.2012 № 97-фз). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
- 7. Управление доходами и расходами организаций
- 7.1 Понятие доходов организации, их классификация
- 7.2 Понятие расходов организаций, их классификация
- 7.3 Управление доходами от обычных видов деятельности
- 7.4 Методы управления расходами организаций
- 7.5 Планирование себестоимости продажи продукции и выручки от продаж
- 1. Налоговый кодекс рф, части 1 и 2. Федеральный закон от 31.07.1998 № 146-фз, от 5.08.2000 № 117-фз (в ред. От 29.06.2012 № 97-фз). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
- 8. Управление прибылью организаций
- 8.1 Экономическое содержание, функции и виды прибыли
- 8.2 Методы планирования прибыли
- 8.3 Формирование, распределение и использование прибыли
- 8.4 Особенности распределения прибыли организаций различных организационно-правовых форм и отраслей экономики
- 1. Налоговый кодекс рф, части 1 и 2 (в ред. От 30.11.2011. № 359-фз). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
- 9. Управление финансовым результатом организации и его регулирование
- 9.1 Влияние учетной политики на финансовый результат деятельности организации
- 9.2 Взаимосвязь выручки, расходов и прибыли от продаж. Точка безубыточности
- 9.3 Запас финансовой прочности
- 9.4 Производственный, финансовый и совокупный левериджи
- 10.2 Формы обновления основного капитала
- 10.3 Источники финансирования основного капитала
- 10.4 Принятие управленческих решений в области внеоборотных активов
- 11. Управление оборотными активами
- 11.1 Экономическое содержание оборотного капитала и классификация оборотных средств
- 11.2 Операционный, производственный и финансовый циклы организации
- 11.4 Методика определения потребности в оборотном капитале
- 11.5 Определение потребности в текущих запасах. Оптимизация текущих запасов
- 11.6 Источники финансирования оборотных средств
- 11.7 Эффективность использования оборотного капитала
- 12. Управление источниками финансирования активов
- 12.1 Понятие финансовых ресурсов их состав и структура
- 12.2 Формирование собственного капитала
- 12.3 Формирование заемного капитала
- Задания для самостоятельной работы
- Гражданский кодекс рф, часть 1. Федеральный закон от 30.11.1994 № 51-фз (в ред. От 28.11.2011 № 337-фз). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
- 13. Анализ финансового состояния организации
- 13.1 Характеристика финансового состояния и методы его анализа
- 13.2 Информационная база и методика анализа финансового состояния
- 13.3 Анализ ликвидности и платежеспособности
- 13.4 Анализ финансовой устойчивости
- 13.5 Анализ деловой активности, рентабельности и рыночной устойчивости
- Гражданский кодекс рф, часть 1. Федеральный закон от 30.11.1994 № 51-фз (в ред. От 28.11.2011 № 337-фз). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
- 14. Финансовое планирование и бюджетирование в организациях
- 14.1 Содержание, виды и методы финансового планирования
- 14.2 Прогнозирование финансовой деятельности
- 14.3 Текущее планирование финансовой деятельности
- 14.4 Понятие и методика бюджетирования
- 14.5 Формирование сводного бюджета компании
- Ильина Луиза Ивановна, д.Э.Н., профессор Корпоративные финансы