6.3 Торговая наценка и методы ее формирования в торговых организациях потребительской кооперации
Разница между объемом продаж (оборотом розничной или оптовой торговли) по ценам рынка и объемом продаж по ценам их закупки, взятым без налога на добавленную стоимость и акцизов (начисленных производителями товаров), представляет собой валовую прибыль /доход/ от торговой деятельности, или сумму торговых (оптовых) надбавок (наценок).
Торговая надбавка (наценка) определяется продавцом исходя из конъюнктуры рынка (сложившегося спроса и предложения) В торговую надбавку включают расходы на продажу, в том числе транспортные и другие расходы розничных торговых организаций, а также налог на добавленную стоимость.
Торговая (оптовая) надбавка (наценка) и определение свободной цены продажи в целом (окончательной) выступает предметом ценовой политики торговой организации.
Торговые надбавки (доход от торговой деятельности) используются организациями для возмещения расходов на продажу и других затрат, связанных с осуществлением их хозяйственной деятельности и образованием прибыли от продаж. Тем самым организации обеспечивают самоокупаемость текущей хозяйственной деятельности и создают условия для самофинансирования в предстоящем периоде (создавая фонды развития материально-технической базы, пополняя собственные оборотные средства и т. п.).
При установлении цен предложения производителем, оптовыми посредниками торговой надбавки, рыночных цен на товары в розничной торговле учитывают одни и те же факторы:
- уровень потребительского спроса на тот или иной товар (продукцию);
- эластичность спроса, сложившегося на товарном рынке;
- реакцию рынка на изменение выпуска предприятием определенной продукции или на увеличение объема продаж товаров;
- уровень цен на аналогичные товары конкурентов; меры государственного регулирования цен или торговых (оптовых) надбавок.
По небольшому числу товаров органы исполнительной власти субъектов РФ устанавливают и регулируют размеры торговых надбавок к свободной отпускной цене предприятия-изготовителя или к цене закупки товаров (продукции). В этом случае торговые предприятия руководствуются при определении торговых надбавок этими постановлениями органов исполнительной власти. Однако указанный метод определения торговых надбавок не является простым техническим расчетом и требует пояснений.
Многие государства принимают участие в регулировании цен путем ограничения доходов в торговой отрасли и другими методами. Так, в период послевоенного восстановления в ФРГ, Франции, Англии, Канаде, Швеции и в других странах с развитыми рыночными отношениями использовали различное по форме, но непременное регулирование цен как необходимое условие выхода из экономического кризиса.
Все эти страны проявляли осторожность в деле освобождения рыночных цен. В Англии этот процесс занял два десятилетия, а во Франции полная либерализация цен началась с 1 января 1987 г. С этого времени цены стали определять свободно на основе конкуренции. Однако и сегодня некоторые специальные режимы ценообразования продолжают действовать. Правительство Франции оставило за собой возможность регламентировать цены при ограниченной конкуренции, а также в случае установления чрезмерно высоких цен. Вмешательство государства в процесс ценообразования может выражаться в виде декретов Государственного совета, предусматривающих такие меры, как блокирование цен, их установление, установление или ограничение маржи (прибыль в процентах к объему продаж), контролируемая свобода цен, свобода цен под надзором, договорные цены [29].
Заботясь о развитии сельскохозяйственного производства, в странах Европейского Союза цены устанавливают свободно. Однако по Римскому договору предусмотрены такие гарантии, как ориентировочная цена (назначение примерной цены), максимальная и минимальная цены (они предполагают вмешательство органов управления Европейским Союзом).
В России свободные цены (с некоторыми ограничениями) начали вводить после 1992 г., и с 1995 г. цены стали определяться свободно на основе конкуренции. В каждом субъекте РФ определен перечень товаров народного потребления, на которые государственное регулирование цен (тарифов) осуществляется исполнительными органами власти.
Сущность рыночного метода к установлению торговых надбавок состоит в том, что, цена определяется рынком. Величина торговой надбавки определяется в таком случае как разница между рыночной ценой и ценой закупки товара.
Торговые предприятия европейских стран в области ассортиментной ценовой политики применяют очень эффективный дифференцированный подход к использованию торговых надбавок на основной товар и принадлежности к нему. Это позволяет установить на основной товар привлекательно низкую цену и высокую — на обязательную принадлежность к основному товару.
В торговле в последние годы стали использовать цены со скидками и зачетами. Наиболее часто применяются скидки за количество закупаемого товара, сезонные, скидки производителей товаров за выполнение службами товародвижения определенных функций по продаже товаров, его хранению и др.
Необходимость дифференцированного подхода к установлению цен подтверждает и анализ кривой спроса, которая показывает, что одновременно имеются покупатели, готовые купить товар по разным ценам - высоким и низким. Поэтому для торговых предприятий очень важно уметь назначать высокие цены на товары, которые пользуются высоким спросом, и низкие цены на товары, которые по другим ценам не могут быть приобретены. Все эти цены должны быть проанализированы, и совокупная величина продаж должна обеспечивать получение необходимой прибыли.
Во всем мире предприятия вносят коррективы в свои цены с учетом различий в потребителях, товарах, местностях и т. п. Они продают товары или услуги по двум или более разным ценам без учета различий в расходы на продажу. В этом случае цены называют дискриминационными. Дискриминационные цены могут быть дифференцированы с учетом:
♦ различий покупателей (применяют скидки для детей, студентов, пожилых людей и т. п.);
♦ времени продажи товара или предоставления услуги. Цены могут изменяться в зависимости от сезона, дня недели, в пред-и послепраздничные дни, в течение суток. Так, в предпраздничные дни цены обычно повышаются, а после праздника - снижаются и т. п.;
♦ местонахождения товара. Многие предприятия продают один и тот же товар по разным ценам в зависимости от месторасположения своих магазинов: в престижных или обычных районах города и т. п.
Использование дискриминационных цен возможно при соблюдении определенных условий:
♦ рынок должен поддаваться сегментированию, а его сегменты должны отличаться интенсивностью спроса;
♦ необходимо исключить возможность перепродажи товаров из сегмента, где они продаются по низкой цене, в сегмент, где предприятие предлагает этот товар по высокой цене;
♦ конкуренты не должны иметь возможность реализовать более дешево аналогичные товары в сегменте, где предприятие предлагает его по высокой цене;
♦ дополнительные поступления в результате ценовой дискриминации должны возмещать величину расходов по сегментированию рынка;
♦ способы установления дискриминационных цен не должны вызывать обиду и неприязнь у покупателей.
Установление дискриминационных цен не должно противоречить ценовому законодательству организаций потребительской кооперации по уточнению величины торговых надбавок и рыночных цен с учетом форм и методов расчетов за товары и условий их доставки. Так, в случае предоставления товаров на продажу расходы на продажу, возможно, корректировать (уменьшить) на величину уплаты процентов за пользование кредитами (на уровне величины расходов по данной статье). При доставке товаров предприятию транспортом поставщика расходы на продажу уменьшаются на величину транспортных расходов. На товары, предложенные на продажу и доставленные транспортом поставщика, уровень расходов на продажу, возможно, скорректировать как на величину уплаты процентов за пользование займом, так и на величину транспортных расходов.
- «Российский университет кооперации»
- Сыктывкарский филиал
- Л.И. Ильина
- Корпоративные финансы
- Введение
- 1. Теоретические основы корпоративных финансов
- 1.1 Содержание корпоративных финансов
- 1.2 Принципы организации и инструментарий управления финансами организаций (корпораций)
- 1.3 Функции финансов организаций
- 2. Особенности финансов субъектов хозяйствования в рф
- 2.1 Понятие организационно-правовой формы хозяйствования и ее правовое регулирование
- 2.2 Финансы хозяйственных товариществ и обществ
- 2.3 Финансы производственных кооперативов и унитарных предприятий
- 2.4 Финансы государственных корпораций и государственных компаний
- Гражданский кодекс рф, часть 1. Федеральный закон от 30.11.1994 № 51-фз (в ред. От 28.11.2011 № 337-фз). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
- 3. Система корпоративного финансового управления
- 3.1 Цели деятельности организации в корпоративном управлении
- 3.2 Цели, задачи и функции управления корпоративными финансами
- 3.3 Организационная структура корпоративного финансового управления
- 4. Фундаментальные концепции корпоративных финансов
- 4.1 Методологические принципы корпоративных финансов
- 4.2 Теоретические концепции корпоративных финансов
- 4.3 Современные теории корпоративных финансов
- 5. Особенности финансов отраслей экономики
- 5.1 Особенности финансов сельского хозяйства
- 5.2 Особенности финансов строительства
- 5.3 Особенности финансов транспорта и связи
- 5.4 Особенности финансов торговли
- 5.5 Особенности финансов жилищно-коммунального и дорожного хозяйства
- 5.6 Особенности финансов малого и среднего предпринимательства
- Гражданский кодекс рф, часть 1. Федеральный закон от 30.11.1994 № 51-фз (в ред. От 28.11.2011 № 337-фз). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
- Налоговый кодекс рф, части 1 и 2. Федеральный закон от 31.07.1998 № 146-фз, от 5.08.2000 № 117-фз (в ред. От 29.06.2012 № 97-фз). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
- 6.1 Основы организации и регулирования финансов организаций потребительской кооперации
- 6.3 Торговая наценка и методы ее формирования в торговых организациях потребительской кооперации
- 6.4 Управление прибылью организаций потребительской кооперации
- Управление фондами потребительской кооперации
- Паевой фонд. Первоначальный паевой фонд формируется из паевых взносов, вносимых пайщиками при создании потребительского общества. Паевой фонд является:
- Иные фонды. Фонд внеоборотных активов производственной сферы (социальной сферы) может быть создан наряду с неделимым фондом. Источниками формирования фонда являются средства:
- 6.6 Управление оборотным капиталом торговых организаций потребительской кооперации
- 2. Налоговый кодекс рф, части 1 и 2. Федеральный закон от 31.07.1998 № 146-фз, от 5.08.2000 № 117-фз (в ред. От 29.06.2012 № 97-фз). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
- 7. Управление доходами и расходами организаций
- 7.1 Понятие доходов организации, их классификация
- 7.2 Понятие расходов организаций, их классификация
- 7.3 Управление доходами от обычных видов деятельности
- 7.4 Методы управления расходами организаций
- 7.5 Планирование себестоимости продажи продукции и выручки от продаж
- 1. Налоговый кодекс рф, части 1 и 2. Федеральный закон от 31.07.1998 № 146-фз, от 5.08.2000 № 117-фз (в ред. От 29.06.2012 № 97-фз). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
- 8. Управление прибылью организаций
- 8.1 Экономическое содержание, функции и виды прибыли
- 8.2 Методы планирования прибыли
- 8.3 Формирование, распределение и использование прибыли
- 8.4 Особенности распределения прибыли организаций различных организационно-правовых форм и отраслей экономики
- 1. Налоговый кодекс рф, части 1 и 2 (в ред. От 30.11.2011. № 359-фз). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
- 9. Управление финансовым результатом организации и его регулирование
- 9.1 Влияние учетной политики на финансовый результат деятельности организации
- 9.2 Взаимосвязь выручки, расходов и прибыли от продаж. Точка безубыточности
- 9.3 Запас финансовой прочности
- 9.4 Производственный, финансовый и совокупный левериджи
- 10.2 Формы обновления основного капитала
- 10.3 Источники финансирования основного капитала
- 10.4 Принятие управленческих решений в области внеоборотных активов
- 11. Управление оборотными активами
- 11.1 Экономическое содержание оборотного капитала и классификация оборотных средств
- 11.2 Операционный, производственный и финансовый циклы организации
- 11.4 Методика определения потребности в оборотном капитале
- 11.5 Определение потребности в текущих запасах. Оптимизация текущих запасов
- 11.6 Источники финансирования оборотных средств
- 11.7 Эффективность использования оборотного капитала
- 12. Управление источниками финансирования активов
- 12.1 Понятие финансовых ресурсов их состав и структура
- 12.2 Формирование собственного капитала
- 12.3 Формирование заемного капитала
- Задания для самостоятельной работы
- Гражданский кодекс рф, часть 1. Федеральный закон от 30.11.1994 № 51-фз (в ред. От 28.11.2011 № 337-фз). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
- 13. Анализ финансового состояния организации
- 13.1 Характеристика финансового состояния и методы его анализа
- 13.2 Информационная база и методика анализа финансового состояния
- 13.3 Анализ ликвидности и платежеспособности
- 13.4 Анализ финансовой устойчивости
- 13.5 Анализ деловой активности, рентабельности и рыночной устойчивости
- Гражданский кодекс рф, часть 1. Федеральный закон от 30.11.1994 № 51-фз (в ред. От 28.11.2011 № 337-фз). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
- 14. Финансовое планирование и бюджетирование в организациях
- 14.1 Содержание, виды и методы финансового планирования
- 14.2 Прогнозирование финансовой деятельности
- 14.3 Текущее планирование финансовой деятельности
- 14.4 Понятие и методика бюджетирования
- 14.5 Формирование сводного бюджета компании
- Ильина Луиза Ивановна, д.Э.Н., профессор Корпоративные финансы