13.5 Анализ деловой активности, рентабельности и рыночной устойчивости
Коэффициенты оценки оборачиваемости активов (капитала) предприятия показывают, насколько быстро сформированные активы (используемый капитал) оборачиваются в процессе его хозяйственной деятельности. В определенной степени они являются индикаторами его деловой (производственно-коммерческой) активности. Для оценки оборачиваемости активов (капитала) предприятия используются следующие алгоритмы [9]:
а) количество оборотов всех используемых активов в периоде (КОа):
КОа = ОР / Ас, (89)
где ОР - объем реализации продукции в периоде;
Ас - средняя стоимость используемых активов в периоде (рассчитанная как средняя хронологическая).
б) количество оборотов оборотных активов в периоде (КОоа):
КОоа = ОР / ОАс (90)
где ОАс - средняя стоимость оборотных активов в периоде (рассчитанная как средняя хронологическая).
в) период оборота всех используемых активов в днях (ПОа):
ПОа = Ас / ОРо; (91) ПОа = Д / КОа, (92)
где ОРо - однодневный объем реализации продукции в периоде;
Д - число дней в периоде;
г) период оборота оборотных активов в днях (ПОоа):
ПОоа = ОАс / Оро; (93) ПОоа = Д/ КОоа (94)
д) период оборота внеоборотных активов в годах (ПОва):
ПОва = 1 / ОР : ВА; (95) ПОва = 100 / На, (96)
где ОР - годовой объем реализации продукции;
ВА - среднегодовая стоимость внеоборотных активов (рассчитанная как средняя хронологическая);
На - средняя норма амортизационных отчислений.
По рассмотренным принципиальным формулам количество оборотов и периоды оборота могут быть при необходимости рассчитаны и по отдельным элементам оборотных и внеоборотных активов.
Для оценки оборачиваемости капитала фирмы используются следующие основные показатели:
а) количество оборотов всего используемого капитала в периоде (КОк):
КОк = ОР / Кс, (97)
где Кс - средняя сумма всего используемого капитала в периоде (рассчитанная как средняя хронологическая).
б) количество оборотов собственного капитала в периоде (КОск):
КОск = ОР / СКс, (98)
СКс - средняя сумма собственного капитала предприятия в периоде (рассчитанная как средняя хронологическая).
в) количество оборотов привлеченного заемного капитала в рассматриваемом периоде (КОзк):
КОзк = ОР / ЗКс , (99)
где ЗКс - средняя сумма привлеченного заемного капитала в периоде (рассчитанная как средняя хронологическая).
г) период оборота всего используемого капитала днях (ПОк):
ПОк = Кс / ОРо; (100) ПОк = Д / КОк, (101).
д) период оборота собственного капитала в днях (ПОск):
ПОск = СКс / ОРо; (102) ПОск = Д / КОск (103)
е) период оборота привлеченного заемного капитала в днях (ПОзк):
ПОзк = ЗКс / ОРо; (104) ПОзк = Д / КОзк (105)
ж) период оборота общей кредиторской задолженности в днях (ПОокз):
ПОокз = ОКЗс / ОРо, (106)
где ОКЗс - средняя сумма кредиторской задолженности всех видов в периоде (рассчитанная как средняя хронологическая);
Коэффициенты оценки рентабельности (прибыльности) характеризуют способность предприятия генерировать необходимую прибыль в процессе своей хозяйственной деятельности и определяют общую эффективность использования активов и вложенного капитала. Для проведения такой оценки используются следующие основные показатели [9,11,16]:
а) коэффициент рентабельности активов или коэффициент экономической рентабельности (Ра). Он характеризует уровень чистой прибыли, генерируемой всеми активами фирмы по балансу:
Ра = ЧП / Ас, (107)
б) коэффициент рентабельности собственного капитала или коэффициент финансовой рентабельности (Рск). Он характеризует уровень прибыльности собственного капитала, вложенного в компанию:
Рск = ЧП / СКс, (108)
в) коэффициент рентабельности реализации продукции или коэффициент коммерческой рентабельности (Ррп). Он характеризует прибыльность операционной (производственно-коммерческой) деятельности фирмы:
Ррп = ЧПо / ОР, (109)
ЧПо - чистая прибыль от операционной деятельности в периоде;
г) коэффициент рентабельности текущих затрат (Ртз). Он характеризует уровень прибыли, полученной на единицу затрат на осуществление операционной деятельности предприятия. Для расчета этого показателя используется следующая формула:
Ртз = ЧПо / Ис, (110)
где Ис - сумма издержек производства (обращения) в периоде.
Коэффициенты рентабельности могут быть рассчитаны также по отдельным видам активов, формам привлеченного им капитала, отдельным объектам реального и финансового инвестирования.
Рыночная привлекательность компаний связана с их инвестиционной и контрагентской деятельностью и означает уровень доверия к ним со стороны фактических и потенциальных инвесторов, кредиторов, покупателей продукции. Стремление к повышению рыночной привлекательности фирмы проявляется в так называемой рыночной активности. Чаще всего показатели рыночной активности рассчитываются для компаний, котирующих акции на организованном фондовом рынке (публичные компании). Целесообразность общения с рынком (в целях мобилизации финансовых ресурсов, в спекулятивных целях, с позиции оценки конъюнктуры рынков и т.п.) оценивается по результатам анализа ряда финансовых индикаторов. К наиболее значимым из них относятся [11]:
1) Прибыль на акцию (Earning Per Share, EPS):
EPS = (ЧП – Дпа) /Ао, (111)
где ЧП - чистая прибыль за период;
Дпа – дивиденды по привилегированным акциям;
Ао – общее за период число обыкновенных акций.
Показатель предназначен для широкого круга инвесторов. Оказывает существенное влияние на рыночный курс акций, поскольку он рассчитан на широкую публику - владельцев обыкновенных акций. Позволяет оценить, сколько чистой прибыли получено компанией на одну акцию.
Рост этого показателя способствуют увеличению операций с ценными бумагами данной компании, повышению ее инвестиционной привлекательности. Повышение цены акций компании, находящихся в обращении не приносит непосредственного дохода эмитенту, но способствует росту косвенных доходов: дохода от капитализации, резервного заемного потенциала компании и т. п.
2) Показатель ценности (коэффициент котируемости) акции (Price/Earning Ratio, P/E):
P/E = Рка / EPS, (112)
где Рка – рыночный курс акций;
Показатель позволяет определить, как рынок оценивает полученную компанией отдачу на одну акцию. Он служит индикатором спроса на акции и показывает, сколько готовы платить инвесторы за 1 руб. чистой прибыли.
Относительно высокий рост этого показателя в динамике указывает на то, что инвесторы ожидают более быстрого роста прибыли данной фирмы по сравнению с другими. Акции компаний (или отдельных сегментов рынка, или рынка в целом) с низким значением индикатора Р/Е могут рассматриваться как объект выгодного приобретения (при условии, что динамика доходов компании будет нарастать).
Компаниям, имеющим относительно высокое значение коэффициента устойчивости экономического роста, характерно, как правило, и высокое значение показателя Р/Е. Значение Р/Е может ощутимо варьировать по странам, рынкам: в настоящее время на мировых финансовых рынках Р/Е варьирует в пределах 10—12. В истории были ситуации, когда значение Р/Е было очень высоким (например, в Китае оно достигало 60), что впоследствии привело к падению рынка.
Показатель ценности акции анализируется в совокупности с показателем прибыли на акцию. Если значение EPS не уменьшилось, а значение Р/Е выросло, то это может восприниматься как позитивный признак.
3) Дивидендная доходность акции (Dividend Yield, DY) характеризует процент возврата на капитал, вложенный в акции компании, получаемого в виде дивидендных выплат. Косвенный (доход или убыток), выражается в изменении цены на акции данной фирмы и характеризуется показателем капитализированной доходности. Показатель рассчитывается по формуле:
DY = Д / Рка, (113)
где Д – дивиденд, выплачиваемый по акциям.
В компаниях, расширяющих свою деятельность путем капитализирования большей части прибыли, значение этого показателя относительно невелико.
4) Дивидендный выход (Dividend Payout, DP) характеризует долю чистой прибыли, оплаченной в виде дивидендов и рассчитывается: по формуле:
D = Д / EPS (114).
Наиболее наглядное толкование этого показателя — доля чистой прибыли, выплаченная акционерам в виде дивидендов. Значение коэффициента зависит от инвестиционной политики фирмы. С этим показателем тесно связан коэффициент реинвестирования прибыли, характеризующий се долю, направленную на развитие производственной деятельности. Сумма значений показателя дивидендного выхода и коэффициента реинвестирования прибыли равна единице.
5) Коэффициент рыночной оценки акции (Market-to-Book Ratio) есть отношение рыночной цены акции к ее книжной (учетной) стоимости и рассчитывается по формуле:
Market-to-Book Ratio = Рка / Уса (115).
Книжная стоимость характеризует долю собственного капитала, приходящегося на одну акцию. Таким образом, она складывается из номинальной стоимости (т. е. стоимости, проставленной на акции, по которой она учтена в акционерном капитале), доли эмиссионной прибыли (накопленной разницы между рыночной ценой проданных акций и их номинальной стоимостью) и доли накопленной и вложенной в развитие фирмы прибыли. Значение коэффициента рыночной оценки больше единицы означает, что потенциальные акционеры, приобретая акцию, готовы дать за нее цену, превышающую бухгалтерскую оценку реального капитала, приходящегося на эту акцию на данный момент.
6) коэффициент Q-Тобина (или q-отношение, q-ratio) представляет собой рыночную характеристику инвестиционной привлекательности фирмы и показывает, сколько готов платить инвестор за каждый рубль балансовой стоимости собственного капитала компании (стоимости чистых активов). Показатель является основным в арсенале профессиональных рейдеров, выявляющих недооцененные на фондовом рынке фирмы с целью их враждебного поглощения [11,15].
Существует два подхода к его исчислению:
- в первом случае сопоставляются рыночная капитализация фирмы и величина ее чистых активов в рыночной оценке:
q = MVs / MVno, (116)
- во втором случае сравниваются совокупная рыночная цена акций и облигаций фирмы с восстановительной стоимостью активов фирмы, очищенной от краткосрочных обязательств:
Q = (MVs + MVd) / RCa, (117)
где MVs - совокупная рыночная цена акций компании, т.е. рыночная капитализация;
MVno - величина чистых активов в рыночной оценке;
MVd – рыночная стоимость долговых обязательств компании;
RCa – текущая рыночная стоимость активов компании за минусом краткосрочных обязательств.
Значение коэффициента Тобина меньше единицы означает недооцененность рынком акций компаний, которые могут стать объектом поглощения. Чем выше значение коэффициента Тобина для конкретного предприятия, тем оно является более перспективным для инвестиционного сообщества.
Задания для самостоятельной работы
Дайте понятие финансового состояния организации
Назовите методы анализа финансового состояния организации.
Охарактеризуйте информационную базу анализа финансового состояния.
Поясните, почему бухгалтерская (финансовая) отчетность рассматривается в качестве основного элемента информационной базы анализа финансового состояния?
Какие формы бухгалтерской (финансовой отчетности используются для анализа финансового состояния?
Опишите содержание углубленного анализа финансового состояния.
По каким принципам выделены блоки в системе аналитических коэффициентов?
Дайте экономическую интерпретацию показателей ликвидности.
Какими показателями характеризуется финансовая устойчивость организации?
В чем смысл расчета показателей оборачиваемости?
Поясните логику расчета коэффициента Тобина.
Определите коэффициент обеспеченности запасов и оборотных активов собственными оборотными средствами, если по данным бухгалтерской отчетности, запасы – 7,8 млн. руб., собственный капитал – 10,8 млн. руб., внеоборотные активы – 9,2 млн. руб., оборотный капитал – 14,8 млн. руб.
Определите коэффициент текущей ликвидности, если по данным бухгалтерской отчетности, долгосрочные обязательства – 4,4 млн. руб., краткосрочные обязательства – 12,6 млн. руб., оборотные активы – 14,8 млн. руб., внеоборотные активы – 9,2 млн. руб.
Определите величину собственных средств в обороте организации с учетом долгосрочных обязательств, если по данным бухгалтерской отчетности заемный капитал – 15,2 млн. руб., в том числе долгосрочные обязательства – 2,2 млн. руб., собственный капитал –10,8 млн. руб., оборотный капитал – 14,8 млн. руб.
Рекомендуемая литература
- «Российский университет кооперации»
- Сыктывкарский филиал
- Л.И. Ильина
- Корпоративные финансы
- Введение
- 1. Теоретические основы корпоративных финансов
- 1.1 Содержание корпоративных финансов
- 1.2 Принципы организации и инструментарий управления финансами организаций (корпораций)
- 1.3 Функции финансов организаций
- 2. Особенности финансов субъектов хозяйствования в рф
- 2.1 Понятие организационно-правовой формы хозяйствования и ее правовое регулирование
- 2.2 Финансы хозяйственных товариществ и обществ
- 2.3 Финансы производственных кооперативов и унитарных предприятий
- 2.4 Финансы государственных корпораций и государственных компаний
- Гражданский кодекс рф, часть 1. Федеральный закон от 30.11.1994 № 51-фз (в ред. От 28.11.2011 № 337-фз). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
- 3. Система корпоративного финансового управления
- 3.1 Цели деятельности организации в корпоративном управлении
- 3.2 Цели, задачи и функции управления корпоративными финансами
- 3.3 Организационная структура корпоративного финансового управления
- 4. Фундаментальные концепции корпоративных финансов
- 4.1 Методологические принципы корпоративных финансов
- 4.2 Теоретические концепции корпоративных финансов
- 4.3 Современные теории корпоративных финансов
- 5. Особенности финансов отраслей экономики
- 5.1 Особенности финансов сельского хозяйства
- 5.2 Особенности финансов строительства
- 5.3 Особенности финансов транспорта и связи
- 5.4 Особенности финансов торговли
- 5.5 Особенности финансов жилищно-коммунального и дорожного хозяйства
- 5.6 Особенности финансов малого и среднего предпринимательства
- Гражданский кодекс рф, часть 1. Федеральный закон от 30.11.1994 № 51-фз (в ред. От 28.11.2011 № 337-фз). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
- Налоговый кодекс рф, части 1 и 2. Федеральный закон от 31.07.1998 № 146-фз, от 5.08.2000 № 117-фз (в ред. От 29.06.2012 № 97-фз). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
- 6.1 Основы организации и регулирования финансов организаций потребительской кооперации
- 6.3 Торговая наценка и методы ее формирования в торговых организациях потребительской кооперации
- 6.4 Управление прибылью организаций потребительской кооперации
- Управление фондами потребительской кооперации
- Паевой фонд. Первоначальный паевой фонд формируется из паевых взносов, вносимых пайщиками при создании потребительского общества. Паевой фонд является:
- Иные фонды. Фонд внеоборотных активов производственной сферы (социальной сферы) может быть создан наряду с неделимым фондом. Источниками формирования фонда являются средства:
- 6.6 Управление оборотным капиталом торговых организаций потребительской кооперации
- 2. Налоговый кодекс рф, части 1 и 2. Федеральный закон от 31.07.1998 № 146-фз, от 5.08.2000 № 117-фз (в ред. От 29.06.2012 № 97-фз). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
- 7. Управление доходами и расходами организаций
- 7.1 Понятие доходов организации, их классификация
- 7.2 Понятие расходов организаций, их классификация
- 7.3 Управление доходами от обычных видов деятельности
- 7.4 Методы управления расходами организаций
- 7.5 Планирование себестоимости продажи продукции и выручки от продаж
- 1. Налоговый кодекс рф, части 1 и 2. Федеральный закон от 31.07.1998 № 146-фз, от 5.08.2000 № 117-фз (в ред. От 29.06.2012 № 97-фз). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
- 8. Управление прибылью организаций
- 8.1 Экономическое содержание, функции и виды прибыли
- 8.2 Методы планирования прибыли
- 8.3 Формирование, распределение и использование прибыли
- 8.4 Особенности распределения прибыли организаций различных организационно-правовых форм и отраслей экономики
- 1. Налоговый кодекс рф, части 1 и 2 (в ред. От 30.11.2011. № 359-фз). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
- 9. Управление финансовым результатом организации и его регулирование
- 9.1 Влияние учетной политики на финансовый результат деятельности организации
- 9.2 Взаимосвязь выручки, расходов и прибыли от продаж. Точка безубыточности
- 9.3 Запас финансовой прочности
- 9.4 Производственный, финансовый и совокупный левериджи
- 10.2 Формы обновления основного капитала
- 10.3 Источники финансирования основного капитала
- 10.4 Принятие управленческих решений в области внеоборотных активов
- 11. Управление оборотными активами
- 11.1 Экономическое содержание оборотного капитала и классификация оборотных средств
- 11.2 Операционный, производственный и финансовый циклы организации
- 11.4 Методика определения потребности в оборотном капитале
- 11.5 Определение потребности в текущих запасах. Оптимизация текущих запасов
- 11.6 Источники финансирования оборотных средств
- 11.7 Эффективность использования оборотного капитала
- 12. Управление источниками финансирования активов
- 12.1 Понятие финансовых ресурсов их состав и структура
- 12.2 Формирование собственного капитала
- 12.3 Формирование заемного капитала
- Задания для самостоятельной работы
- Гражданский кодекс рф, часть 1. Федеральный закон от 30.11.1994 № 51-фз (в ред. От 28.11.2011 № 337-фз). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
- 13. Анализ финансового состояния организации
- 13.1 Характеристика финансового состояния и методы его анализа
- 13.2 Информационная база и методика анализа финансового состояния
- 13.3 Анализ ликвидности и платежеспособности
- 13.4 Анализ финансовой устойчивости
- 13.5 Анализ деловой активности, рентабельности и рыночной устойчивости
- Гражданский кодекс рф, часть 1. Федеральный закон от 30.11.1994 № 51-фз (в ред. От 28.11.2011 № 337-фз). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
- 14. Финансовое планирование и бюджетирование в организациях
- 14.1 Содержание, виды и методы финансового планирования
- 14.2 Прогнозирование финансовой деятельности
- 14.3 Текущее планирование финансовой деятельности
- 14.4 Понятие и методика бюджетирования
- 14.5 Формирование сводного бюджета компании
- Ильина Луиза Ивановна, д.Э.Н., профессор Корпоративные финансы