6.4 Управление прибылью организаций потребительской кооперации
Система потребительской кооперации, относясь к некоммерческим организациям, не ставят своей целью получение максимальной прибыли. Вместе с тем получение оптимальных финансовых результатов от многоотраслевой коммерческой деятельности является основой расширенного воспроизводства, увеличивает возможности в реализации социальной миссии. В связи с этим в Концепции развития потребительской кооперации до 2015 г. отмечается, что ближайшей тактической задачей в области управления финансами является достижение безубыточной деятельности организаций потребительской кооперации ее ведущих отраслей, укрепление финансового состояния, обеспечение собственными оборотными средствами, повышение платежеспособности и финансовой устойчивости [14].
Повышение прибыльности организаций потребительской кооперации возможно лишь при значительном росте объемов хозяйственной деятельности розничного торговли и заготовительного оборота, выручки от продажи промышленной продукции, оптимизации организационной структуры, эффективном управлении доходами и расходами, оптимизации налоговых платежей.
Как свидетельствует практика работы организаций потребительской кооперации, основную долю прибыли им обеспечивает розничная торговля. Торговые предприятия в системе потребительской кооперации, функционируя в рыночных условиях, используют различные тактические подходы для достижения более высоких конечных результатов. Организация деятельности одних основывается на минимизации затрат, других, имеющих высокие расходы, на сокращении объемов деятельности.
Работа в условиях конкуренции заставляет их принимать решения по минимизации затрат и продавать товары с учетом требований покупателей на приемлемых для них условиях. Конечный финансовый результат деятельности - прибыль до налогообложения в организациях потребительской кооперации представляет собой алгебраическую сумму прибыли от продажи товаров, продукции, работ, услуг; результата (прибыли или убытка) от прочих поступлений (прочих доходов и расходов).
Основными показателями прибыли организации являются:
валовая прибыль;
прибыль от продаж;
прибыль (убыток) до налогообложения;
чистая прибыль.
Валовая прибыль в производственных организациях потребительской кооперации определяется как разность между выручкой от продажи товаров (продукции, работ, услуг) в действующих ценах без НДС, акцизов, аналогичных обязательных платежей и себестоимостью проданных товаров (продукции, работ, услуг). В торговых организациях валовая прибыль /доход/ рассчитывается как разница между выручкой нетто и стоимостью покупных товаров.
Финансовый результат (прибыль или убыток) от продаж определяется как разница между выручкой от продажи товаров (продукции, работ, услуг) и себестоимостью товаров, коммерческими и управленческими расходами. В торговых организациях прибыль от продаж рассчитывается как разница между валовой прибылью /доходом/ и издержками обращения.
К коммерческим расходам относятся расходы по сбыту продукции, включающие:
- расходы на транспортировку продукции и ее хранение;
- расходы на погрузочно-разгрузочные работы;
- комиссионные вознаграждения, уплаченные посредническим организациям;
- расходы на рекламу продукции (работ, услуг);
- представительские расходы;
- другие расходы, связанные со сбытом продукции.
К управленческим расходам относятся общехозяйственные расходы предприятия. Например, амортизационные отчисления, и расходы на ремонт основных средств управленческого и общехозяйственного назначения, заработная плата управленческого персонала, оплата информационных, консультационных аудиторских услуг и т.п.
Прибыль (убыток) до налогообложения характеризует финансовый результат (прибыль или убыток), полученный от деятельности организации за отчетный период. Он определяется как сумма прибыли (убытка) от продаж, процентов к получению, доходов от участия в других организациях, прочих доходов, уменьшенная на величину процентов к уплате, прочих расходов.
В составе прочих доходов (расходов) отражаются:
- поступления (расходы), связанные с предоставлением за плату во временное пользование активов организации;
- поступления (расходы) по предоставлению за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности;
- поступления (расходы) от продажи, выбытия и прочего списания основных средств, материалов, дебиторской задолженности и т. д.
-доходы (расходы), связанные с участием в уставных капиталах других организаций;
- расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями;
- штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров;
- активы, полученные безвозмездно, в том числе по договору дарения;
- поступления (возмещение) убытков; причиненных организации (организацией);
- прибыль (убыток) прошлых лет, выявленных в отчетном году;
- суммы кредиторской и депонентской (дебиторской) задолженности, по которым истек срок исковой давности;
- курсовые разницы;
- сумма дооценки (уценки) активов (за исключением внеоборотных активов);
- прочие доходы (расходы).
Сумма чистой прибыли (убытка), полученной предприятием за отчетный период, рассчитывается как разница между прибылью до налогообложения и текущим налогом на прибыль. Текущий налог на прибыль определяется исходя из условного расхода (условного дохода) по налогу на прибыль, исчисленного на основе бухгалтерской прибыли скорректированного на сумму постоянных налоговых обязательств, отложенных налоговых активов и отложенных налоговых обязательств.
Постоянное налоговое обязательство возникает, когда организация несет расходы или получает доходы, которые учитываются в бухгалтерском учете, но не включаются в расчет налога на прибыль. Отложенные налоговые активы и обязательства появляются, если доходы или расходы органиации в налоговом и бухгатерском учете признаются в разных периодах. В этом случае возникают временные разницы с которых исчисляется налог на прибыль.
В соответствии с ПБУ 18/ 02 постоянные налоговые обязательства определяются как произведение постоянных разниц на ставку налога на прибыль [11]. Отложенные налоговые активы (отложенные налоговые обязательства) - умножением вычитаемых временных разниц (налогооблагаемых временных разниц), возникающих в отчетном периоде, на ставку неалога на прибыль.
Различные стороны производственной, инвестиционной и финансовой деятельности организаций потребительской кооперации получают законченную денежную оценку в системе показателей прибыли. Их формирование представлено в Отчете о прибылях и убытках организации. Финансовый результат от всех видов деятельности организаций выражается показателем прибыли (убытка) до налогообложения, включающего прибыль от основной деятельности и прочих поступлений. Он представляет собой сумму прибыли (убытка) от продаж, процентов к получению, доходов от участия в других организациях, прочих доходов, уменьшенную на величину процентов к уплате, прочих расходов.
Объектом распределения является прибыль до налогообложения. Под ее распределением понимается направление прибыли в бюджет и по статьям использования в организации.
В организациях потребительской кооперации распределение прибыли осуществляется в соответствии с Положением о фондах потребительской кооперации [15]. Порядок распределения прибыли, и погашение непокрытого убытка осуществляется по итогам года в соответствии с Уставом и другими внутренними документами организаций потребительской кооперации и утверждается на собраниях пайщиков, участников, членов соответствующих организаций или соответствующими Советами.
Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) по итогам года определяется в бухгалтерском учете как разница между экономически обоснованными доходами и расходами, в том числе по обычным видам деятельности и прочим операциям финансово-хозяйственной деятельности.
В соответствии со статьей 24 Закона о потребительской кооперации «Доходы потребительского общества и их распределение» нераспределенная прибыль потребительского общества, полученная от его предпринимательской деятельности, направляется в фонды потребительского общества и (или) кооперативные выплаты.
Часть нераспределенной прибыли от предпринимательской деятельности может направляться в фонды потребительской кооперации (резервный, фонд развития потребительской кооперации, фонд поддержки социальной миссии потребительской кооперации, фонд внеоборотных активов производственной (социальной) сферы, фонд подготовки кадров, фонд социальной поддержки работников и пенсионеров). Другая ее часть отчисляется в паевой фонд и распределяется между членами потребительского общества в размере внесенного паевого взноса. Размер отчислений зависит от массы полученной прибыли и состояния оборотных средств.
В соответствии со статьей 31 Закона о потребительской кооперации «Основные принципы создания и деятельности союза» нераспределенная прибыль союза, полученная от его предпринимательской деятельности, направляется на покрытие расходов, включая создание фондов.
Распределение и использование прибыли в системе потребительской кооперации, в структуру которой включаются организации различных организационно-правовых форм имеет свои особенности.
Финансовые результаты деятельности полного товарищества определяются по бухгалтерскому балансу. Не являясь юридическим лицом, оно не уплачивает налога на прибыль как самостоятельный хозяйствующий субъект. Прибыль товарищества распределяется между участниками в соответствии с учредительным договором, в котором определяется доли его участников. Каждый участник (юридическое лицо), получив часть прибыли, учитывает ее в составе прибыли в качестве прочего дохода, и из общей суммы прибыли до налогообложения исчисляется текущий налог на прибыль. Если участником является физическое лицо, то доля прибыли прибавляется к его доходам и с полученной суммы уплачивается налог на доходы физических лиц.
Прибыль товарищества на вере облагается налогами по ставкам в зависимости от вида предпринимательской деятельности. Распределяемая между участниками товарищества прибыль учитывается ими в составе прочих доходов и облагается налогом у источника (коммандитного товарищества) по ставке, установленной на доходы, получаемые от долевого участия в других организациях. Хозяйственные общества и учреждения, являющиеся организациями потребительской кооперации по Закону, имеют право также формировать фонды потребительской кооперации, за исключением паевого, за счет средств нераспределенной прибыли.
Прибыль обществ с ограниченной ответственностью облагается налогом на прибыль и распределяется в общеустановленном для юридических лиц порядке. Каждому участнику по итогам работы за год после внесения в бюджет налогов выплачивается доля прибыли пропорционально его доле в уставном капитале, затем определяются направления прибыли на развитие организации и материальное поощрение работников.
При участии потребительских обществ в реализации социальных программ федеральные и региональные органы законодательной власти имеют право снижать налоговые ставки и предоставлять дополнительные налоговые льготы по налогу на имущество, налогу на прибыль, налогу на вмененный доход и др., а также освобождать предприятия потребительской кооперации от уплаты ряда местных налогов, что имеет место в ряде регионов РФ.
- «Российский университет кооперации»
- Сыктывкарский филиал
- Л.И. Ильина
- Корпоративные финансы
- Введение
- 1. Теоретические основы корпоративных финансов
- 1.1 Содержание корпоративных финансов
- 1.2 Принципы организации и инструментарий управления финансами организаций (корпораций)
- 1.3 Функции финансов организаций
- 2. Особенности финансов субъектов хозяйствования в рф
- 2.1 Понятие организационно-правовой формы хозяйствования и ее правовое регулирование
- 2.2 Финансы хозяйственных товариществ и обществ
- 2.3 Финансы производственных кооперативов и унитарных предприятий
- 2.4 Финансы государственных корпораций и государственных компаний
- Гражданский кодекс рф, часть 1. Федеральный закон от 30.11.1994 № 51-фз (в ред. От 28.11.2011 № 337-фз). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
- 3. Система корпоративного финансового управления
- 3.1 Цели деятельности организации в корпоративном управлении
- 3.2 Цели, задачи и функции управления корпоративными финансами
- 3.3 Организационная структура корпоративного финансового управления
- 4. Фундаментальные концепции корпоративных финансов
- 4.1 Методологические принципы корпоративных финансов
- 4.2 Теоретические концепции корпоративных финансов
- 4.3 Современные теории корпоративных финансов
- 5. Особенности финансов отраслей экономики
- 5.1 Особенности финансов сельского хозяйства
- 5.2 Особенности финансов строительства
- 5.3 Особенности финансов транспорта и связи
- 5.4 Особенности финансов торговли
- 5.5 Особенности финансов жилищно-коммунального и дорожного хозяйства
- 5.6 Особенности финансов малого и среднего предпринимательства
- Гражданский кодекс рф, часть 1. Федеральный закон от 30.11.1994 № 51-фз (в ред. От 28.11.2011 № 337-фз). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
- Налоговый кодекс рф, части 1 и 2. Федеральный закон от 31.07.1998 № 146-фз, от 5.08.2000 № 117-фз (в ред. От 29.06.2012 № 97-фз). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
- 6.1 Основы организации и регулирования финансов организаций потребительской кооперации
- 6.3 Торговая наценка и методы ее формирования в торговых организациях потребительской кооперации
- 6.4 Управление прибылью организаций потребительской кооперации
- Управление фондами потребительской кооперации
- Паевой фонд. Первоначальный паевой фонд формируется из паевых взносов, вносимых пайщиками при создании потребительского общества. Паевой фонд является:
- Иные фонды. Фонд внеоборотных активов производственной сферы (социальной сферы) может быть создан наряду с неделимым фондом. Источниками формирования фонда являются средства:
- 6.6 Управление оборотным капиталом торговых организаций потребительской кооперации
- 2. Налоговый кодекс рф, части 1 и 2. Федеральный закон от 31.07.1998 № 146-фз, от 5.08.2000 № 117-фз (в ред. От 29.06.2012 № 97-фз). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
- 7. Управление доходами и расходами организаций
- 7.1 Понятие доходов организации, их классификация
- 7.2 Понятие расходов организаций, их классификация
- 7.3 Управление доходами от обычных видов деятельности
- 7.4 Методы управления расходами организаций
- 7.5 Планирование себестоимости продажи продукции и выручки от продаж
- 1. Налоговый кодекс рф, части 1 и 2. Федеральный закон от 31.07.1998 № 146-фз, от 5.08.2000 № 117-фз (в ред. От 29.06.2012 № 97-фз). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
- 8. Управление прибылью организаций
- 8.1 Экономическое содержание, функции и виды прибыли
- 8.2 Методы планирования прибыли
- 8.3 Формирование, распределение и использование прибыли
- 8.4 Особенности распределения прибыли организаций различных организационно-правовых форм и отраслей экономики
- 1. Налоговый кодекс рф, части 1 и 2 (в ред. От 30.11.2011. № 359-фз). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
- 9. Управление финансовым результатом организации и его регулирование
- 9.1 Влияние учетной политики на финансовый результат деятельности организации
- 9.2 Взаимосвязь выручки, расходов и прибыли от продаж. Точка безубыточности
- 9.3 Запас финансовой прочности
- 9.4 Производственный, финансовый и совокупный левериджи
- 10.2 Формы обновления основного капитала
- 10.3 Источники финансирования основного капитала
- 10.4 Принятие управленческих решений в области внеоборотных активов
- 11. Управление оборотными активами
- 11.1 Экономическое содержание оборотного капитала и классификация оборотных средств
- 11.2 Операционный, производственный и финансовый циклы организации
- 11.4 Методика определения потребности в оборотном капитале
- 11.5 Определение потребности в текущих запасах. Оптимизация текущих запасов
- 11.6 Источники финансирования оборотных средств
- 11.7 Эффективность использования оборотного капитала
- 12. Управление источниками финансирования активов
- 12.1 Понятие финансовых ресурсов их состав и структура
- 12.2 Формирование собственного капитала
- 12.3 Формирование заемного капитала
- Задания для самостоятельной работы
- Гражданский кодекс рф, часть 1. Федеральный закон от 30.11.1994 № 51-фз (в ред. От 28.11.2011 № 337-фз). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
- 13. Анализ финансового состояния организации
- 13.1 Характеристика финансового состояния и методы его анализа
- 13.2 Информационная база и методика анализа финансового состояния
- 13.3 Анализ ликвидности и платежеспособности
- 13.4 Анализ финансовой устойчивости
- 13.5 Анализ деловой активности, рентабельности и рыночной устойчивости
- Гражданский кодекс рф, часть 1. Федеральный закон от 30.11.1994 № 51-фз (в ред. От 28.11.2011 № 337-фз). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
- 14. Финансовое планирование и бюджетирование в организациях
- 14.1 Содержание, виды и методы финансового планирования
- 14.2 Прогнозирование финансовой деятельности
- 14.3 Текущее планирование финансовой деятельности
- 14.4 Понятие и методика бюджетирования
- 14.5 Формирование сводного бюджета компании
- Ильина Луиза Ивановна, д.Э.Н., профессор Корпоративные финансы