logo search
КИПы (2) / 50

«Создание сибирского испытательного центра вагоностроения – иц «Сибирь»;

  • «Обработка оси и формирование колесной пары»;

    2-ая очередь:

    • «Создание высокоэффективного вагоносборочного производства (IV–Vпролеты ПТК)»

    Цель проекта– улучшение качества вновь создаваемых моделей вагонов для своевременного реагирования на требования рынка в условиях все более ожесточающейся конкурентной борьбы, увеличение загрузки производственных мощностей ОАО "Алтайвагон" за счет вложения средств в техническое перевооружение производства на головном предприятии; снижение себестоимости изготовления железнодорожных вагонов.

    Суть проекта:

    1. Создание испытательного центра (ИЦ), признанного в качестве компетентной независимой организации для проведения испытаний в целях сертификации технических средств железнодорожного транспорта, поставляемых железнодорожному транспорту государств – участников «Соглашения между железнодорожными администрациями государств – участников Содружества Независимых Государств, Литовской Республики, Эстонской Республики о проведении согласованной политики по сертификации железнодорожного транспорта от 28 мая 1999г.».

    Спрос на услуги ИЦ

    Анализ ситуации в отрасли показывает, что в связи с увеличением объемов строительства железнодорожных вагонов спрос на услуги ИЦ будет расти пропорционально объему производства вагонов.

    Потребителями услуг ИЦ станут вагоностроительные предприятия России и ближнего зарубежья.

    Целесообразность создания ИЦ заключается в следующем:

    • Ускорение тестирования и улучшение качества вновь создаваемых моделей вагонов, что позволит своевременно реагировать на требования рынка в условиях все более ожесточающейся конкурентной борьбы;

    • Предоставление ОАО «Алтайвагон» независимости от других испытательных центров, которые, как правило, находятся под влиянием его конкурентов;

    • Оказание влияния на вагоностроение и ремонт вагонов в районе Восточной, Западной Сибири и Дальнего Востока, а также Средней Азии.

    1. Автоматизация производства железнодорожных колесных пар (до 36 000 шт. в год), обновление и замена устаревшего оборудования в связи с увеличением объёмов производства по изготовлению новых вагонов до 9 000 ед./год.

    Участок по обработке оси и формированию колесной пары – это целый комплекс автоматических линий, состоящий из сравнительно небольшого количества станков. Его можно разделить на три основные линии:

    • по обработке оси;

    • по обработке колеса;

    • по формированию колесной пары.

    Комплекс имеет единое компьютерное управление. Технические решения, предусмотренные в проекте линии, позволят сократить количество оборудования, освободить площади, нуждающиеся в капитальном ремонте, уменьшить потребность в обслуживающем персонале. Кроме того, технологическая цепочка будет универсальной, позволит обрабатывать разные типы осей из заготовок, полученных любым методом, без специальной переналадки станков.

    Линия позволяет не только качественно обрабатывать ось, но и качественно растачивать колеса, качественно формировать колесную пару без участия человека. Мощность линии позволит изготавливать до 36 000 колесных пар в год, что рассчитано на комплектацию 9 000 вагонов. Создание данной линии позволит полностью обеспечить потребности предприятия в комплектующих для сборки тележки, снизить себестоимость изготовления вагона и зависимость от внешних поставщиков. Снижение себестоимости способно существенно повысить конкурентоспособность предприятия, как на внутреннем, так и на внешнем рынке.

    3. Создание высокоэффективного вагоносборочного производства на базе производственно-технического комплекса (ПТК) ОАО "Алтайвагон". Этот этап предусматривает создание окрасочного и сборочного потоков в V и IV пролётах ПТК ОАО "Алтайвагон" соответственно.

    Рисунок. Схема организации окрасочного и сборочного потоков в V и IV пролётах

    Освоение новых производственных площадей ПТК будет осуществляться в несколько этапов.

    1. Внедрение в производство окрасочно-сушильного комплекса.

    В проектируемом окрасочно-сушильном комплексе планируется расположение двух линий для окрашивания и сушки вагонов, позволяющих осуществлять подготовку поверхности и окрашивание вагонов длиной до 25 м.

    С целью улучшения качества окрашивания вагонов в обе линии окрасочно-сушильного комплекса будут приобретены и установлены дробеочистные установки. На сегодняшний день подготовка поверхности вагона под окрашивание на ОАО «Алтайвагон» осуществляется ручным способом и не позволяет произвести ее высококачественную очистку. Дробеструйная очистка, не применяемая до настоящего времени на ОАО «Алтайвагон», позволит произвести очистку поверхности вагонов от ржавчины, окалины и прочих загрязнений, довести шероховатость поверхности перед окрашиванием до значений, требуемых ГОСТ. Это позволит сократить количество ЛКМ, требующихся для окраски вагона, увеличит сцепляемость лакокрасочного слоя с поверхностью вагона и срок службы покрытия.

    Приобретаемое оборудование окрасочно-сушильного комплекса позволит значительно улучшить эргономические показатели вагона за счет улучшения качества окрашивания. Кроме того конструкция и оснащение окрасочных, сушильных и дробеочистных камер позволит улучшить условия и повысить уровень безопасности труда, за счет применения современной системы приточно-вытяжной вентиляции, системы удаления летучих веществ ЛКМ и пыли, применения новых СИЗ.

    Для обеспечения требований поставщика оборудование окрасочных камер будет позволять нанесение ЛКМ различных систем, в том числе и ЛКМ на водной основе.

    Внедрение в производство окрасочно-сушильного комплекса позволит освободить малярное отделение обшивочно-малярного цеха.

    1. Внедрение в производство потока сборки люкового полувагона нового поколения.

    Позволит изготовление 24 п/вагонов нового поколения в течение 2 рабочих смен.

    Для обеспечения более качественного изготовления узлов полувагона планируется применение новейшего сварочного оборудования и материалов. Внедряемые линии для изготовления боковых и торцевых стен с применением автоматизированных методов сварки позволят повысить качество и прочность сварных соединений, улучшить прочность эргономичность вагона. С целью уменьшения трудоемкости изготовления на сборочном потоке будут установлены кантователи сварки кузова вагона, что позволит варить вертикальные швы кузова в нормальном положении.

    1. Внедрение логистического комплекса.

    Позволит разместить требуемое количество металлопроката и комплектующих в соответствии с требованиями техники безопасности, обеспечить своевременную их подачу на сборочные участки. В зимнее время складские места поперечных пролетов обеспечат обогрев металлопроката до температуры цеха, что сведет к минимуму температурные деформации при газопламенной резке, а так же предотвратит попадание снега и воды на заготовительный участок и сборочное производство. Кроме того в поперечных пролетах будет расположен участок сборки тележек с нагрузкой 25 т на ось (производительность которого позволит полностью укомплектовать тележками выпускаемые вагоны нового поколения) и позиция обогрева вагонов, изготовленных действующим производством в осенне-зимний период. Так же в логистическом комплексе (3 пролет) будет расположен заготовительный участок, обеспечивающий качественный раскрой, стыковку и гибку деталей полувагонов нового поколения.

    Реализацией данных инвестпроектов, а также с началом освоения на Рубцовском филиале ОАО «Алтайвагон» как мелкого и среднего, так и крупного литья (с 2009г.) себестоимость продукции предприятия существенно снижается, повышая его конкурентоспособность.

    SWOT-анализ ОАО «Алтайвагон»

    Сильные стороны (S)

    Слабые стороны (W)

    Выгодное географическое положение:

      • близость к крупным операторам-перевозчикам (ТК «Новотранс», «ЗапСибТрансСервис», «Красопергруз», транспортной фирмы ТОО «Богатырь Транс» (ТОО «Богатырь Аксес Комир» - крупнейший в мире угольный разрез);

      • близость к «Транссибирской магистрали» и «вывозящим» регионам (Кузбасс, Северный Казахстан).

    Удаленность от основных поставщиков сырья, высокие транспортные издержки.

    Наличие собственного литейного производства по выпуску крупного, мелкого и среднего литья.

    Зависимость от поставщиков тормозного оборудования и крупного вагонного литья (дефицит на рынке).

    Широкая география поставок, в том числе на экспорт, высокий % конечных потребителей продукции.

    Большая потребность в оборотных средствах по причине высокой материалоемкости производства, зависимость от кредитных ресурсов.

    Возможности (O)

    Угрозы (T)

    Более быстрое, чем прогнозируется, восстановление спроса на грузовые вагоны (обусловленное более благоприятной, чем прогнозная, конъюнктурой мировой и российской экономики)

    Резкое повышение цен на сырье (металлопрокат) и покупные комплектующие.

    В период, когда многие производители приостановили производство, у предприятия есть возможность резко увеличить собственную долю рынка за счет агрессивной маркетинговой политики.

    Агрессивная политика конкурентов (снижение цен на вагоны).