logo
КИПы (2) / 50

1.6. Ключевые проблемы и критические риски развития г.Новоалтайск, для преодоления которых необходимо участие федеральных органов исполнительной власти

1. Недостаток рабочих мест с конкурентоспособной заработной платой и условиями труда.

Уровень официальной безработицы в 2009 году составил 4,3%, количество безработных за этот период – 2080 человек. Это более, чем в 2 раза выше уровня 2008г. (уровень безработицы за год вырос с 2 % до 4,3 %), 2010г.-2,6%, 2011г.-0,9%, 2012г.-0,5%.

Следует также отметить, что в г. Новоалтайске около 20% населения трудоспособного возраста вовлечены в экономику г. Барнаула (маятниковая миграция). Фактически это означает, что данные 20% населения трудоспособного возраста не нашли адекватного применения своим силам и способностям в г. Новоалтайске (не нашли рабочие места, которые соответствовали бы их квалификационным характеристикам и запросам к уровню заработных плат).

Отчасти социальная острота повышенного уровня безработицы несколько сглаживается близостью краевого центра – г. Барнаула, где население г. Новоалтайска, оказавшись в кризисной ситуации, может найти себе работу. Однако, вовлеченность столь существенной доли населения в экономику другого города влечет за собой следующую проблему – недостаточную наполняемость местного бюджета, которая критическим образом зависит от перечислений НДФЛ, уплачиваемых по месту расположения предприятия. НДФЛ около 20% населения трудоспособного возраста уплачивается по месту их работы в г.Барнауле, в то время как данное население пользуется социальной инфраструктурой г.Новоалтайска.

2. Недостаточный уровень собственных доходов городского бюджета для развития социальной инфраструктуры (что частично вызвано проблемой, обозначенной выше). Существующие доходы не позволяют без помощи вышестоящих бюджетов осуществлять необходимые меры по развитию социальной и инженерной инфраструктуры. В частности, даже при поддержке из краевого бюджета у города нет шансов решить проблемы улучшения качества очистки питьевой воды, развития системы водо- и теплоснабжения, улучшить ситуацию с системой здравоохранения, обеспеченностью дошкольными образовательными учреждениями, улучшить инфраструктуру физической культуры и спорта, повысить качество дорог.

Это порождает риск увеличения отставания качества городской среды от современных требований, что повлечет дальнейшее увеличение отставания в развитии бизнеса, а также снизит привлекательность города как места постоянного жительства, что негативно скажется на миграционной активности населения.

3. Критическая зависимость экономики города от развития ОАО «Алтайвагон».

Удельный вес ОАО «Алтайвагон» в выпуске промышленной продукции города до 2008г. (до начала финансового кризиса) превышал 80%. В 2009 г. он составлял 60% от общего объема выпуска промышленной продукции в финансовом выражении, в 2011-2012 более 70%.

Поступления НДФЛ в городской бюджет от ОАО «Алтайвагон» в 2007-2008 г.г. и 2010-2012 г.г. составили 20-21% от общего объема поступлений НДФЛ в бюджет городского округа и 10-11% от собственных доходов бюджета. В 2009 году в результате падения объемов производства на ОАО «Алтайвагон» снизилось число рабочих мест, сократился ФОТ, а вместе с ним снизился и НДФЛ (в 2009 году ОАО «Алтайвагон» перечислил в бюджет на 47% меньше налога, чем в 2008 году).

ОАО «Алтайвагон» обеспечивает основную занятость в промышленном производстве города, причем удельный вес предприятия в численности занятых в промышленном производстве нарастал с 2005 по 2008 г. и 2009-2010 годах превышал 40%, 2011-2012 – более 50%, что говорит о существенной зависимости бюджета муниципального образования от градообразующего предприятия.

В целом можно сделать вывод о необходимости диверсификации экономики города с целью минимизации рисков, связанных с зависимостью от градообразующего предприятия, а также о необходимости развития новых бизнесов на территории города с целью создания новых конкурентоспособных рабочих мест для его жителей.