1.6. Ключевые проблемы и критические риски развития г.Новоалтайск, для преодоления которых необходимо участие федеральных органов исполнительной власти
1. Недостаток рабочих мест с конкурентоспособной заработной платой и условиями труда.
Уровень официальной безработицы в 2009 году составил 4,3%, количество безработных за этот период – 2080 человек. Это более, чем в 2 раза выше уровня 2008г. (уровень безработицы за год вырос с 2 % до 4,3 %), 2010г.-2,6%, 2011г.-0,9%, 2012г.-0,5%.
Следует также отметить, что в г. Новоалтайске около 20% населения трудоспособного возраста вовлечены в экономику г. Барнаула (маятниковая миграция). Фактически это означает, что данные 20% населения трудоспособного возраста не нашли адекватного применения своим силам и способностям в г. Новоалтайске (не нашли рабочие места, которые соответствовали бы их квалификационным характеристикам и запросам к уровню заработных плат).
Отчасти социальная острота повышенного уровня безработицы несколько сглаживается близостью краевого центра – г. Барнаула, где население г. Новоалтайска, оказавшись в кризисной ситуации, может найти себе работу. Однако, вовлеченность столь существенной доли населения в экономику другого города влечет за собой следующую проблему – недостаточную наполняемость местного бюджета, которая критическим образом зависит от перечислений НДФЛ, уплачиваемых по месту расположения предприятия. НДФЛ около 20% населения трудоспособного возраста уплачивается по месту их работы в г.Барнауле, в то время как данное население пользуется социальной инфраструктурой г.Новоалтайска.
2. Недостаточный уровень собственных доходов городского бюджета для развития социальной инфраструктуры (что частично вызвано проблемой, обозначенной выше). Существующие доходы не позволяют без помощи вышестоящих бюджетов осуществлять необходимые меры по развитию социальной и инженерной инфраструктуры. В частности, даже при поддержке из краевого бюджета у города нет шансов решить проблемы улучшения качества очистки питьевой воды, развития системы водо- и теплоснабжения, улучшить ситуацию с системой здравоохранения, обеспеченностью дошкольными образовательными учреждениями, улучшить инфраструктуру физической культуры и спорта, повысить качество дорог.
Это порождает риск увеличения отставания качества городской среды от современных требований, что повлечет дальнейшее увеличение отставания в развитии бизнеса, а также снизит привлекательность города как места постоянного жительства, что негативно скажется на миграционной активности населения.
3. Критическая зависимость экономики города от развития ОАО «Алтайвагон».
Удельный вес ОАО «Алтайвагон» в выпуске промышленной продукции города до 2008г. (до начала финансового кризиса) превышал 80%. В 2009 г. он составлял 60% от общего объема выпуска промышленной продукции в финансовом выражении, в 2011-2012 более 70%.
Поступления НДФЛ в городской бюджет от ОАО «Алтайвагон» в 2007-2008 г.г. и 2010-2012 г.г. составили 20-21% от общего объема поступлений НДФЛ в бюджет городского округа и 10-11% от собственных доходов бюджета. В 2009 году в результате падения объемов производства на ОАО «Алтайвагон» снизилось число рабочих мест, сократился ФОТ, а вместе с ним снизился и НДФЛ (в 2009 году ОАО «Алтайвагон» перечислил в бюджет на 47% меньше налога, чем в 2008 году).
ОАО «Алтайвагон» обеспечивает основную занятость в промышленном производстве города, причем удельный вес предприятия в численности занятых в промышленном производстве нарастал с 2005 по 2008 г. и 2009-2010 годах превышал 40%, 2011-2012 – более 50%, что говорит о существенной зависимости бюджета муниципального образования от градообразующего предприятия.
В целом можно сделать вывод о необходимости диверсификации экономики города с целью минимизации рисков, связанных с зависимостью от градообразующего предприятия, а также о необходимости развития новых бизнесов на территории города с целью создания новых конкурентоспособных рабочих мест для его жителей.
- Российская Федерация
- Паспорт комплексного инвестиционного плана (кип)
- Введение
- I. Анализ социально-экономического положения моногорода и результат диагностики его состояния
- 1.1. Анализ демографической ситуации, трудовых ресурсов, ситуации на рынке труда и в сфере занятости населения моногорода
- Численность постоянного населения в 2005-2012 годах (на начало года)
- 1.1.2. Рынок труда
- Показатели численности населения в трудоспособном возрасте
- Структура занятости населения Новоалтайска, 2012 г.
- Средняя заработная плата, 2005-2012 гг.
- Уровень безработицы в 2005-2012 гг.
- Показатели и финансовое обеспечение муниципальной целевой программы «Содействия занятости населения города Новоалтайска» за 2012 год
- 1.2. Анализ финансово-экономического положения и технологических связей градообразующего предприятия. Выявление критических рисков
- 1.2.1. Общая информация о градообразующем предприятии
- Выпуск продукции оао «Алтайвагон», штук вагонов, 2000-2012г.
- Основные показатели по градообразующему предприятию за 2005 -2012 гг.
- Оборот, млн. Руб.
- Платежи в бюджет, в т.Ч. Местный, млн. Руб.
- Экологическая программа оао «Алтайвагон» на 2012 год
- Основные показатели деятельности оао «Алтайвагон»
- Труд и заработная плата
- Анализ результатов антикризисных мер Правительства в 2008 - 2010 г.Г. По оао «Алтайвагон»
- Меры государственной поддержки предприятия в 2008-2009 гг. И в 2010-2012 гг.
- Анализ тенденций развития в сфере основной деятельности предприятия
- Прогноз производства основных видов продукции транспортного машиностроения в 2010-2012 гг. (по оценкам Минэкономразвития)
- Производственные и технические показатели
- «Создание сибирского испытательного центра вагоностроения – иц «Сибирь»;
- 1.3. Развитие местной промышленности и малого бизнеса
- 1.3.1. Общая характеристика промышленности города Новоалтайска
- Показатели оборота промышленного производства предприятий и организаций по состоянию на 01.01.2013 г., млн. Руб.
- 2. Оао "Белоярский мачтопропиточный завод" производит:
- 4. Оао "Новоалтайский хлебокомбинат":
- 1.3.2. Общая характеристика сферы малого предпринимательства г. Новоалтайска
- Основные показатели развития малого предпринимательства в городе Новоалтайске в 2008-2012 годах
- Поступление налогов от смсп в бюджет города (млн. Руб.)
- Финансово-кредитная и информационно-консультационная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства
- 1.4.1. Образование
- Динамика основных показателей системы образования в г. Новоалтайске в 2008-2012 годах
- 1.4.2. Культура
- 1.4.3. Физическая культура и спорт
- Инфрастуктура физической культуры и спорта г. Новоалтайска, 2009-2012 гг.
- 1.4.4. Состояние жилищного фонда
- Основные показатели состояния жилого фонда города
- Сравнительный анализ реализации №185-фз от 21.07.2007 г. «о Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» за 2008-2011 годы
- 1.4.5. Водоснабжение и водоотведение
- 1.4.6. Теплоснабжение
- 1.4.7. Газификация
- 1.4.8. Электроснабжение
- 1.4.9. Дорожное хозяйство
- 1.4.10. Городской пассажирский транспорт. Анализ состояния и обоснование проблемы
- 1.4.11. Экология
- Структура собственных доходов бюджета в 2007-2012 гг.
- 1.6. Ключевые проблемы и критические риски развития г.Новоалтайск, для преодоления которых необходимо участие федеральных органов исполнительной власти
- II. Выбор целей и разработка сценариев будущего
- 2.1. Выявленные возможности развития моногорода и их использование для преодоления критических рисков
- 2.2. Постановка целей комплексного инвестиционного плана развития города
- 2.3. Разработка возможных сценариев реализации целей проекта, согласование со стратегией развития региона
- III. Система мероприятий
- 3.1 Системный мегапроект: Инвестиционный проект
- «Индустриальный парк «Новоалтайск Южный»
- 1.Предпроектная и проектная стадия.
- 1.1 Предпроектная фаза.
- 1.1.1 Разработка Концепции индустриального парка.
- 1.1.2 Реализация инвестиционных проектов резидентов индустриального парка
- 3.1.2. Резидент 2 - базовый «якорный» проект «строительство производственно-складского центра»
- 3.2. Мегапроект 1: формирование пояса нового промышленного развития города в рамках проекта индустриального парка
- Краткое описание инвестиционных проектов
- 5. Привлечь туристический поток путём организации промышленного туризма.
- 3.3. Мегапроект 2: сохранение конкурентоспособности градообразующего предприятия оао «алтайвагон»
- 3.4. Мегапроект 3: развитие малого и среднего бизнеса как фактор социально-экономической стабильности города
- 3.5 Мегапроект 4. Инфраструктурное обеспечение социального развития
- 3.5.1 Проекты развития инженерной и социальной инфраструктуры:
- Капитальный ремонт жилья и переселение граждан из ветхого и аварийного жилья
- 3.5.2 Развитие социальной инфраструктуры
- IV. Краткая характеристика мероприятий по срокам реализации и источникам финансирования
- V. Система управления кип
- 5.1. Перечень нормативных правовых актов
- 5.2. Соглашения и договора (или их проекты), заключаемые в целях реализации Плана
- 5.3. Создание системы управления для управления реализацией Плана
- Структура управления и контроля реализации комплексного инвестиционного плана города Новоалтайска Рабочая группа по разработке киПов моногородов Алтайского края
- 5.4. Система мониторинга комплексного инвестиционного плана развития города
- VI. Ожидаемые результаты, предполагаемые эффекты от реализации комплексного инвестиционного плана развития
- 6.1. Изменение структуры выпуска промышленной продукции в денежном выражении
- Рост выпуска продукции промышленного производства г. Новоалтайска (2009г., 2020г.)
- 6.2. Баланс трудовых ресурсов
- 6.3. Целевые показатели комплексного инвестиционного плана г.Новоалтайска