2.3. Разработка возможных сценариев реализации целей проекта, согласование со стратегией развития региона
По отношению к проблемам, на решение которых направлены мероприятия КИПа, может быть развернуто 3 сценария дальнейших действий:
Инерционный сценарий;
Сценарий мобилизации регионального потенциала развития;
Активизация развития в рамках федеральных приоритетов.
Инерционный сценарийпредполагает отсутствие целенаправленных, скоординированных действий по преодолению рисков, связанных с зависимостью города от градообразующего предприятия.
Развитие производства в г. Новоалтайске в рамках данного сценария будет базироваться преимущественно на посткризисном восстановительном росте путем загрузки существующих производственных мощностей, что фактически законсервирует развитие при достижении объема выпуска промышленной продукции в 19-20млрд.руб./год (докризисный уровень).
Структура выпуска промышленной продукции кардинальных изменений не претерпит. Градообразующее предприятие будет постепенно восстанавливать свои объемы производства, однако, ужесточающиеся рыночные условия (снижение объема рынка, увеличение численности конкурентов в отрасли) будут ставить под удар его конкурентоспособность. Возможно, что доля градообразующего предприятия в общем выпуске промышленной продукции по сравнению с докризисным уровнем (80%) несколько сократится, составив около 70%, однако произойдет это за счет ухудшения позиций градообразующего предприятия, а не за счет опережающего развития других производств.
Существенного увеличения поступлений в муниципальный бюджет по сравнению с докризисным уровнем данный сценарий не предполагает. Дополнительные рабочие места в рамках данного сценария будут предоставляться производствами, восстанавливающими свой прежний объем выпуска, и малыми предприятиями. Оценочно, при таком сценарии развития может быть создано до 500 дополнительных рабочих мест. При этом с учетом оптимизации численности персонала градообразующего предприятия (высвобождения около 1% трудовых ресурсов предприятия в год), уровень официально зарегистрированной безработицы способен достичь 5% от численности населения трудоспособного возраста.
В связи с недостатком собственных финансовых ресурсов муниципального бюджета, уровень износа инженерной и социальной инфраструктуры при реализации данного сценария может неоправданно возрасти.
Сценарий мобилизации регионального потенциала развития предполагает объединение усилий муниципального и регионального уровней для преодоления рисков развития моногорода. Подобное объединение усилий позволит решить ряд задач, стоящих перед городом, однако не позволит решить проблему комплексно и не обеспечит достижение целей, обозначенных в КИП.
В рамках данного сценария в экономику города может быть привлечено около 2-2,5млрд. инвестиций, объем промышленного производства города в рамках данного сценария способен достичь 25 млрд. рублей/год.
Позиции градообразующего предприятия будут более стабильными, чем в рамках инерционного сценария: обновление производственных фондов предприятия (с целью повышения его конкурентоспособности) может быть произведено через привлечение региональных кредитных ресурсов. Доля выпуска продукции градообразующего предприятия в общем выпуске промышленной продукции снизится за счет опережающего развития новых создаваемых производств и составит около 65-70%.
Дополнительные поступления в муниципальный бюджет в рамках данного сценария составят около 100 млн. рублей в целом за период запуска и реализации новых производственных проектов. Новые промышленные производства создадут около 1000 дополнительных рабочих мест, что позволит снизить уровень официально зарегистрированной безработицы до 2-2,5%.
При этом цели диверсификации производства при данном сценарии не будут достигнуты. Также, в связи с недостаточностью финансовых ресурсов, не будут решены задачи модернизации инженерной и социальной инфраструктур города.
Активизация развития в рамках федеральных приоритетов. Снижение рисков развития моногорода в данном случае рассматривается как задача, максимально соответствующая федеральным приоритетам. Данный сценарий ориентирован на использование для развития города возможностей как муниципального и регионального, так и федерального уровней.
Благодаря реализации данного сценария в экономику города можно будет привлечь более 17 млрд. рублей инвестиций, в том числе 17 млрд. рублей внебюджетных инвестиций. Выпуск продукции промышленного производства г.Новоалтайска в рамках реализации данного сценария составит 38 млрд. рублей/год. Доля выпуска продукции градообразующего предприятия в общем выпуске промышленной продукции снизится за счет опережающего развития новых создаваемых производств и составит около 45-50%.
Реализация данного сценария позволит комплексно решить проблемы моногорода, достичь целей, поставленных в КИП, в том числе обеспечить диверсификацию экономики города, и создать базу для его устойчивого развития в долгосрочном периоде.
Сценарий активизации развития в рамках федеральных приоритетов в наибольшей степени соответствует задачам и целевым индикаторам, обозначенным в Стратегии социально-экономического развития Алтайского края до 2025 года.
- Российская Федерация
- Паспорт комплексного инвестиционного плана (кип)
- Введение
- I. Анализ социально-экономического положения моногорода и результат диагностики его состояния
- 1.1. Анализ демографической ситуации, трудовых ресурсов, ситуации на рынке труда и в сфере занятости населения моногорода
- Численность постоянного населения в 2005-2012 годах (на начало года)
- 1.1.2. Рынок труда
- Показатели численности населения в трудоспособном возрасте
- Структура занятости населения Новоалтайска, 2012 г.
- Средняя заработная плата, 2005-2012 гг.
- Уровень безработицы в 2005-2012 гг.
- Показатели и финансовое обеспечение муниципальной целевой программы «Содействия занятости населения города Новоалтайска» за 2012 год
- 1.2. Анализ финансово-экономического положения и технологических связей градообразующего предприятия. Выявление критических рисков
- 1.2.1. Общая информация о градообразующем предприятии
- Выпуск продукции оао «Алтайвагон», штук вагонов, 2000-2012г.
- Основные показатели по градообразующему предприятию за 2005 -2012 гг.
- Оборот, млн. Руб.
- Платежи в бюджет, в т.Ч. Местный, млн. Руб.
- Экологическая программа оао «Алтайвагон» на 2012 год
- Основные показатели деятельности оао «Алтайвагон»
- Труд и заработная плата
- Анализ результатов антикризисных мер Правительства в 2008 - 2010 г.Г. По оао «Алтайвагон»
- Меры государственной поддержки предприятия в 2008-2009 гг. И в 2010-2012 гг.
- Анализ тенденций развития в сфере основной деятельности предприятия
- Прогноз производства основных видов продукции транспортного машиностроения в 2010-2012 гг. (по оценкам Минэкономразвития)
- Производственные и технические показатели
- «Создание сибирского испытательного центра вагоностроения – иц «Сибирь»;
- 1.3. Развитие местной промышленности и малого бизнеса
- 1.3.1. Общая характеристика промышленности города Новоалтайска
- Показатели оборота промышленного производства предприятий и организаций по состоянию на 01.01.2013 г., млн. Руб.
- 2. Оао "Белоярский мачтопропиточный завод" производит:
- 4. Оао "Новоалтайский хлебокомбинат":
- 1.3.2. Общая характеристика сферы малого предпринимательства г. Новоалтайска
- Основные показатели развития малого предпринимательства в городе Новоалтайске в 2008-2012 годах
- Поступление налогов от смсп в бюджет города (млн. Руб.)
- Финансово-кредитная и информационно-консультационная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства
- 1.4.1. Образование
- Динамика основных показателей системы образования в г. Новоалтайске в 2008-2012 годах
- 1.4.2. Культура
- 1.4.3. Физическая культура и спорт
- Инфрастуктура физической культуры и спорта г. Новоалтайска, 2009-2012 гг.
- 1.4.4. Состояние жилищного фонда
- Основные показатели состояния жилого фонда города
- Сравнительный анализ реализации №185-фз от 21.07.2007 г. «о Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» за 2008-2011 годы
- 1.4.5. Водоснабжение и водоотведение
- 1.4.6. Теплоснабжение
- 1.4.7. Газификация
- 1.4.8. Электроснабжение
- 1.4.9. Дорожное хозяйство
- 1.4.10. Городской пассажирский транспорт. Анализ состояния и обоснование проблемы
- 1.4.11. Экология
- Структура собственных доходов бюджета в 2007-2012 гг.
- 1.6. Ключевые проблемы и критические риски развития г.Новоалтайск, для преодоления которых необходимо участие федеральных органов исполнительной власти
- II. Выбор целей и разработка сценариев будущего
- 2.1. Выявленные возможности развития моногорода и их использование для преодоления критических рисков
- 2.2. Постановка целей комплексного инвестиционного плана развития города
- 2.3. Разработка возможных сценариев реализации целей проекта, согласование со стратегией развития региона
- III. Система мероприятий
- 3.1 Системный мегапроект: Инвестиционный проект
- «Индустриальный парк «Новоалтайск Южный»
- 1.Предпроектная и проектная стадия.
- 1.1 Предпроектная фаза.
- 1.1.1 Разработка Концепции индустриального парка.
- 1.1.2 Реализация инвестиционных проектов резидентов индустриального парка
- 3.1.2. Резидент 2 - базовый «якорный» проект «строительство производственно-складского центра»
- 3.2. Мегапроект 1: формирование пояса нового промышленного развития города в рамках проекта индустриального парка
- Краткое описание инвестиционных проектов
- 5. Привлечь туристический поток путём организации промышленного туризма.
- 3.3. Мегапроект 2: сохранение конкурентоспособности градообразующего предприятия оао «алтайвагон»
- 3.4. Мегапроект 3: развитие малого и среднего бизнеса как фактор социально-экономической стабильности города
- 3.5 Мегапроект 4. Инфраструктурное обеспечение социального развития
- 3.5.1 Проекты развития инженерной и социальной инфраструктуры:
- Капитальный ремонт жилья и переселение граждан из ветхого и аварийного жилья
- 3.5.2 Развитие социальной инфраструктуры
- IV. Краткая характеристика мероприятий по срокам реализации и источникам финансирования
- V. Система управления кип
- 5.1. Перечень нормативных правовых актов
- 5.2. Соглашения и договора (или их проекты), заключаемые в целях реализации Плана
- 5.3. Создание системы управления для управления реализацией Плана
- Структура управления и контроля реализации комплексного инвестиционного плана города Новоалтайска Рабочая группа по разработке киПов моногородов Алтайского края
- 5.4. Система мониторинга комплексного инвестиционного плана развития города
- VI. Ожидаемые результаты, предполагаемые эффекты от реализации комплексного инвестиционного плана развития
- 6.1. Изменение структуры выпуска промышленной продукции в денежном выражении
- Рост выпуска продукции промышленного производства г. Новоалтайска (2009г., 2020г.)
- 6.2. Баланс трудовых ресурсов
- 6.3. Целевые показатели комплексного инвестиционного плана г.Новоалтайска