logo search
otvetZF_NNGU_GOS2012

23. Сущность и функции государственного кредита. Классификация государственных займов.

Государственный кредит – совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и физическими и юридическими лицами - с другой, при которых государство выступает в качестве заемщика, кредитора и гаранта.

Функции государственного кредита:

1) Через распределительную функцию государственного кредита осуществляется формирование централизованных денежных фондов государства или их использование на принципах срочности, платности и возвратности. Выступая в качестве заемщика, государство обеспечивает дополнительные средства для финансирования своих расходов.

2) Регулирующая функция государственного кредита: вступая в кредитные отношения, государство вольно или невольно воздействует на состояние денежного обращения, уровня процентных ставок на рынке денег и капиталов, на производство и занятость. Сознательно используя государственный кредит как инструмент регулирования экономики, государство может проводить ту или иную финансовую политику.

3) Контрольная функция государственного кредита органически вплетается в контрольную функцию финансов. Однако она имеет свои специфические особенности:

  1. тесно связана с деятельностью государства и состоянием централизованного фонда денежных средств;

  2. охватывает движение стоимости в двустороннем порядке поскольку предполагает возвратность и возмездность получения средств.

  3. Осуществляется не только финансовыми структурами, но и кредитными институтами.

В основном контролируется целевое использование средств, сроки их возврата и своевременность уплаты процентов.

Государственный кредит подразделяется на внутренний и внешний (международный).

Внутренний государственный кредит может выступать в следующих формах: государственные займы, обращение части вкладов населения в государственные займы, казначейские ссуды, гарантированные займы, заимствование средств общегосударственного ссудного фонда.

Государственные займы как форма государственного кредита характеризуются тем, что временно свободные денежные средства населения, организаций и предприятий привлекаются на финансирование общественных потребностей путем выпуска и реализации облигаций, казначейских обязательств и других видов государственных ценных бумаг.

Вторая форма государственного кредита, функционирование которой опосредствуется системой сберегательных учреждений: обращение части вкладов населения в государствен­ные займы. Такое обращение осуществляется через покупку ценных бумаг или рыночных ценных бумаг (облигаций, казначейских обязательств), а также путем оформления безолигационных займов (подписание соглашений (договоров) выдача особых свидетельств).

Казначейские ссуды как форма государственного кредита выражают отношение оказания финансовой помощи предприятиям и организациям органами государственной власти и управления за счет бюджетных средств на условиях срочности, платности и возвратности.

Заимствование средств общегосударственного ссудного фонда как форма государственного кредита характеризуется тем, что государственные кредитные учреждения непосредственно передают часть кредитных ресурсов на покрытие расходов правительства.

Внешний (международный) государственный кредит вставляет собой совокупность отношений, в которых государство выступает на мировом финансовом рынке в роли заемщика, кредитора или гаранта. Эти отношения принимают форму государственных внешних займов, которые предоставляются на условиях возвратности, срочности, платности, как и внутренние займы. Сумма полученных внешних займов с начисленными процентами включается в государственный долг страны. Предоставление внешних займов осуществляется за счет бюджетных средств или специальных правительственных фондов.

Основной целью государственных внешних займов является содействие укреплению экономического потенциала, преодоление финансовых трудностей страны-получателя, оказание продовольственной помощи.

Государственные займы классифицируются по ряду признаков.

  1. По субъектам заемных отношений — займы, размещаемые центральными и территориальными органами власти.

  2. По месту размещения — внутренние и внешние.

  3. По обращению на рынке — рыночные и нерыночные. Рыночные займы свободно продаются и покупаются. При финансировании бюджетного дефицита являются основными.

  4. В зависимости от срока привлечения средств — краткосрочные (со сроком погашения до 1 года), среднесрочные (от 1 года до 5 лет), долгосрочные (от 5 лет и более).

  5. По обеспеченности долговых обязательств — закладные и беззакладные. Закладные облигации обеспечиваются залогом, например определенным имуществом. Более часто их выпускают местные органы власти. Обеспечением беззакладных облигаций служит все имущество государства или данного муниципалитета.

  6. По характеру выплачиваемого дохода государственные займы делятся на: выигрышные, процентные, с нулевым купоном. Выплата дохода по выигрышным облигациям осуществляется на основе тиражей выигрышей. Процентные облигации, доход по которым выплачивается один, два или четыре раза в год на основе купонов. Краткосрочные заемные инструменты (некоторые долгосрочные долговые обязательства) государства продаются со скидкой с номинала, а вы купаются по номиналу. Такие облигации получили название облигаций с нулевым, купоном.

  7. По методу определения дохода долговые обязательства государства бывают с твердыми или плавающими ставками. В одних случаях фиксированная ставка по ценным бумагам является причиной роста расходов государства на выплату процентов, в других же она может отпугнуть инвесторов, ожидающих повышения процента.

  8. В зависимости от обязанности заемщика твердо соблюдать сроки погашения займа, установленные при его выпуске заемные инструменты подразделяются на обязательства с правом досрочного погашения и без права досрочного погашения. Различают два варианта погашения задолженности: единовременно и частями.

  9. По методам размещения займы подразделяются на добровольные, размещаемые по подписке, и принудительные.

  10. Государственные займы могут быть облигационными и безоблигационными. Облигационные займы сопровождаются эмиссией ценных бумаг государства. Безоблигационные оформляются подписанием соглашений, договоров, а также путем записей в долговых книгах и выдачей особых свидетельств. В настоящее время безоблигационные займы используются на межправительственном уровне.