logo search
polnaya_versia_1

23.Дайте общую хар-ку методов принятия решений.

Методы принятия решений могут быть различными:

- метод, основанный на интуиции управляющего, осно­ванного на ранее накопленном опыте и сумме знаний в конк­ретной области деятельности;

-метод, основанный на понятии «здравого смысла», ког­да менеджер обосновывает их последовательными доказатель­ствами, основанными на ранее накопленном опыте;

-метод, основанный на научно-практическом подходе, предполагающий выбор оптимальных решений, с применением современных технических средств, на основе переработки боль­ших объемов информации, помогающих обосновывать принима­емые решения.

Безусловно, наибольший интерес представляют методы. основанные на научно-пpактическом подходе. Совершенствова­ние инструментария научного исследования имеет очень боль­шое значение и является основой успеха и эффективности при­нимаемых управленческих решений. Чем глубже человек про­никает в сущность изучаемых явлений, тем более точные мето­ды исследования ему требуются и тем более рациональные ва­рианты решений он получает.

Приведем классификацию научно-практических методов принятия решений на группы и состав этих групп.

Первый класс представляют общенаучные методы, вклю­чая:

а) системный анализ;

б) комплексный анализ;

в) дифференциацию и интеграцию;

г) программно-целевое планирование.

Второй класс представлен традиционными способами об­работки информации и принятия решений, в которые входят:

а) метод сравнения;

б) метод относительных и средних величин;

в) графический метод;

г) метод группировки;

д) балансовый метод.

Третий класс составляют способы принятия решений на основе детерминированного факторного анализа, включая:

а) метод цепных подстановок;

б) индексный метод;

в) метод абсолютных разниц;

г) метод относительных разниц;

д) интегральный метод;

е) метод пропорционального деления(долевого участия);

ж) метод дифференциального исчисления;

з) метод взвешенных конечных разностей;

и) метод простого прибавления неразложимого остатка;

к) логарифмический метод;

л) метод коэффициентов;

м) метод дробления приращения факторов.

Четвертый класс составляют способы принятия решений на основе стохастическоrо факторного анализа:

а) корреляционного анализа;

б) дисперсионного анализа;

в) компонентного анализа;

г) современного многомерного факторного регрессивного анализа.

Пятый класс составляют способы принятия решений на основе оптимизации показателей эффективности:

а) методы линейного программирования;

б) методы динамического программирования;

в) методы теории массового обслуживания;

г) методы теории игр;

д) методы теории исследования операций;

е) методы управления запасами ресурсов;

ж) методы распознавания образов.

Шестой класс составляют способы принятия решений на основе оптимизации показателей эффективности:

а) метод GАР-анализа («продукт-рынок»);

б) метод матрицы BCG (Бостонской консультативной груп­пы);

в) модель Томпсона и Стрикланда;

г) портфельная матричная модель Мак-Кинси DPM;

д) модель «7S»;

е) модель комплексного делового анализа PIMS;

ж) модель ситуационного SWОТ-анализа.

Седьмой класс составляют способы, связанные с управле­нием персоналом, включая:

а) континуум лидерского поведения Танненбаума-Шмидта;

б) ситуационная модель Фидлера;

в) модель зрелости исполнителей Херсея и Бланшарда;

г) модель «путь-цель» Торенса, Митчелла и Хауса;

д) ситуационная модель Стинсона-Джонсона;

е) модель принятия решений Врума-Йеттона-Яго.

Восьмой класс составляют методы, основанные на инст­рументах управления качеством. К этим методам относятся: семь основных «инструментов» (seven basic tools) и семь новых «инструментов» (seven new tools) повышения качества.

Семь основных инструментов качества включают:

  1. стратификацию;

  2. контрольный листок;

  3. гистограмму;

  4. диаграмму Парето;

  5. диаграмму Исикавы;

  6. диаграмму рассеяния;

  7. контрольные карты.

Семь новых инструментов повышения качества состав­ляют:

  1. аффинная диаграмма;

  2. интерреляционная диаграмма;

  3. диаграмма древа;

  4. матричная диаграмма;

  5. лист матрицы;

  6. сетевой план;

  7. древо ошибок.

Девятый класс составляют методы теории квалиметрии. Эти методы традиционно содержат такие этапы, каждый из которых характеризуются множеством методов.

Десятый класс составляют методы комплексного эконо­мического анализа хозяйственной деятельности организации. Этот класс методов составляют:

а) методы выявления и подсчета резервов при АХД;

б) методы функционально-стоимостного анализа;

в) методы маржинального анализа;

г) методы анализа формирования и размещения капитала;

д) методы анализа эффективности и интенсивности использования капитала предприятия;

е) методы анализа эффективности использования основно­го капитала;

ж) методы анализа использования материальных ресурсов предприятия;

з) методы анализа использования трудовых ресурсов предприятия;

и) методы анализа маркетинговой деятельности предприя­тия.

к) методы анализа производства и реализации продукции;

л) методы анализа себестоимости продукции;

м) методы анализа финансовых результатов деятельности предприятия;

н) методы анализа прибыли и рентабельности;

о) методы анализа использования прибыли предприятия;

п) методы анализа эффективности инвестиционной деятель­ности;

р) методы анализа финансового состояния. предприятия;

с) методы диагностики кризиса и риска банкротства на пред­приятии.