logo search
фин организации Ильина

Вопрос 9. Особенности финансов торговли

Организации и предприятия сферы товарного обращения, являясь связующим звеном между производством продукции и ее потреблением, способствуют завершению кругооборота общественного продукта в товарной форме и тем самым обеспечивают его непрерывность. Спецификой торговли является сочетание операций производственного характера (сортировка, фасовка, упаковка, переработка и хранение сельскохозяйственных продуктов и т.д.) с операциями, связанными со сменой форм стоимости, т. е. непосредственно с реализацией продукции.

В составе затрат торговых предприятий отсутствует стоимость закупаемых товаров. Торговое предприятие закупает уже произведенные товары, осуществляя затраты лишь на доведение их до потребителей. Имеются свои особенности в составе и структуре оборотных средств, значительная часть которых вложена в товарные запасы. В источниках формирования оборотных средств значительную долю составляют краткосрочные кредиты банков. Особенностью отраслевой структуры основных фондов является сочетание собственных и арендованных основных фондов.

Существенной особенностью финансов торговли является то, что в отличие от других отраслей экономики выручка от реализации товаров поступает преимущественно в налично-денежной форме. До 80 % поступлений наличных денег в кассы банков идут от торговых организаций. В связи с этим важной задачей организации финансов являются правильное ведение кассового хозяйства, контроль за поступлением выручки в кассы магазинов, за инкассированием выручки и правильным ее использованием.

Финансовое состояние торговых организаций во многом зависит от оптимальности издержек обращения и длительности времени реализации товаров покупателям. Поэтому важным финансовым показателем деятельности торговых предприятий является скорость обращения оборотных средств, т.е. время от момента оплаты полученных от поставщиков товаров до их реализации населению. Все эти особенности учитываются при формировании финансовых ресурсов и их использовании.

Организация финансов в потребительской кооперации имеет свои особенности, обусловленные характером кооперативной собственности и организационным построением системы потребительской кооперации. Потребительская кооперация является многоотраслевой системой, осуществляющей торговую, производственную и заготовительную деятельность Средства потребительских обществ формируются из паевых и вступительных взносов пайщиков, а впоследствии пополняются из прибыли и других средств.

За счет паевых взносов в потребительских обществах создается паевой фонд, вступительные взносы являются основным источником образования неделимого фонда. За счет паевого и неделимого фондов формируются основные фонды и собственные оборотные средства предприятий потребительской кооперации. Каждый член потребительского общества имеет долю в его собственности в размере внесенного паевого взноса. В качестве паевого взноса в паевой фонд потребительского общества пайщики могут вносить денежные средства, ценные бумаги, земельные участки или земель­ные доли, другое имущество либо имущественные или иные права, имеющие денежную оценку. Размеры паевых взносов определяются общим собранием потребительского общества;

При выбытии из кооператива паевые взносы возвращаются. Члены потребительской кооперации имеют право на часть прибыли, остающейся у предприятий после уплаты налогов и других обязательных платежей (кооперативные выплаты). Размер отчислений зависит от массы полученной прибыли и состояния оборотных средств.

В потребительской кооперации имеют место такие формы хозяйствования, как концерны, консорциумы, акционерные общества и общества с ограниченной ответственностью, арендные, совместные и малые предприятия, что обусловливает централизацию и внутрисистемное перераспределение финансовых ресурсов.

До 1 января 2005 г. действовала статья 297 Налогового кодекса РФ, закреплявшая особенности формирования расходов организаций системы потребительской кооперации, в состав которых они могли включать дополнительно: отчисления на содержание потребительских обществ и их союзов, проценты, выплачиваемые за привлекаемые у пайщиков и других граждан заемные средства, отчисления в фонд развития потребительской кооперации.

С 1 января 2005 г. в системе потребительской кооперации РФ введено Положение «О фондах потребительской кооперации в Российской Федерации», предусматривающее формирование в потребительской кооперации системы фондов, нацеленных не только на стимулирование экономической деятельности, но и поддержку ее социальной миссии. Наряду с паевым, неделимым и резервным фондами к ним относятся:

-фонд поддержки социальной миссии потребительской кооперации - фонд, предназначенный для покрытия расходов по оказанию помощи беднейшим слоям граждан из числа пайщиков потребительской кооперации виде льготного или бесплатного обеспечения товарами, работами, услугами, а также их духовно-нравственного развития. Источником формирования фонда является нераспределенная прибыль.

-фонд внеоборотных активов производственной сферы (социальной сферы), создаваемый наряду с неделимым фондом. Формирование фонда осуществляется по мере вложения средств в создание и приобретение внеоборотных активов при достаточности средств однократно и в полной сумме, равной стоимости объектов внеоборотных активов, введенных в эксплуатацию, при нехватке средств ежегодно и в сумме, равной сумме начисленного износа (амортизации) объектов внеоборотных активов, введенных в эксплуатацию;

-фонд подготовки кадров используется в целях оплаты услуг образовательных учреждений для тех категорий работников, расходы на обучение и повышение квалификации которых не могут быть включены в расходы по обычным видам деятельности;

-фонд социальной поддержки работников и пенсионеров.

Указанные иные фонды могут быть созданы за счет средств:

Создание в потребительской кооперации системы фондов будет способствовать совершенствованию социально-экономической деятельности системы в направлении развития и стимулирования инвестиционных возможностей, улучшения финансового состояния, укрепления кадрового потенциала и позволят полнее реализовать ее социальную миссию.