logo search
АндрееваЛЮ_ФинМен_Учебное пособие

4.2.1Показатели ликвидности компании

Показатели ликвидности компании – относительные показатели, позволяющие ответить на вопросы: будет ли фирма в состоянии погасить в срок свои обязательства и будет ли компания испытывать трудности при выполнении этих обязательств.

Ликвидность – способность превращения активов фирмы, ценностей в наличные деньги, мобильность активов; характеризует степень, в которой активы фирмы являются ликвидными, что позволяет ей вовремя уплачивать свои долги, а также использовать новые возможности инвестирования.

Ликвидность можно рассматривать с двух сторон: 1) как время, необходимое для обращения актива в денежную форму; 2) как вероятность продать актив по определенной цене.

Коэффициент текущей ликвидности (current ratio) – отношение оборотных средств к краткосрочным пассивам.

Поскольку этот коэффициент показывает, в какой мере краткосрочные пассивы покрываются активами, которые можно обратить в денежные средства в течение определенного периода времени, примерно совпадающими со сроками погашения этих пассивов, его используют как один из основных показателей платежеспособности. Согласно общепринятым международным стандартам, считается, что этот коэффициент должен находиться в пределах от 1 до 2 (иногда 3). Нижняя граница обусловлена тем, что оборотных средств должно быть достаточно по меньшей мере для погашения краткосрочных обязательств, иначе компания окажется под угрозой банкротства. Превышение верхней границы будет означать нерациональную структуру капитала. Особенно важен анализ динамики этого показателя.

Коэффициент текущей ликвидности можно рассчитать по формуле:

KС =

где

Ac (current assets) – оборотные активы;

Lc (current liabilities) – краткосрочные обязательства.

Пример. Имеются следующие данные Баланса некой компании А на 31 декабря 2003 г. (в тыс. у.д.е.):

Денежные средства 50

Высоколиквидные ценные бумаги 0

Дебиторская задолженность 350

Товарно-материальные запасы 300

Всего оборотные активы 700

Основные средства (первонач. стоимость) 1800

Начисленная амортизация 500

________

Основные средства (чистые) 1300

_________________________________________________

Всего активы 2000

Краткосрочные обязательства 300

Долгосрочные обязательства 800

__________

Всего обязательства 1100

Акционерный капитал 900

___________________________________________________

Всего пассивы 2000

Из баланса компании А видно, что оборотные активы компании составляют 700 тыс. у.д.е., краткосрочные обязательства 300 тыс. у.д.е., тогда коэффициент текущей ликвидности равен:

Коэффициент быстрой текущей ликвидности (quick ratio) – отношение ликвидной части оборотных активов к краткосрочным пассивам.

Это частный случай коэффициента текущей ликвидности, раскрывающий отношение наиболее ликвидной части оборотных средств (денежных средств, краткосрочных финансовых вложений, дебиторской задолженности), которая рассчитывается как разница оборотных средств и запасов, к краткосрочным пассивам. По международным стандартам уровень его должен быть выше 1. В России его оптимальное значение определено как 0,7–0,8.

Коэффициент быстрой ликвидности можно рассчитать по формуле:

Kq =

где

Ac (current assets)– оборотные активы;

Inv (inventories) – товарно-материальные запасы;

Lc (current liabilities) – краткосрочные обязательства;

Cash (cash) – денежные средства;

Ms (marketable securities) – легкореализуемые (высоколиквидные) ценные бумаги;

Acr (accounts recivable) – дебиторская задолженность.

Пример. Коэффициент быстрой ликвидности рассчитывается как отношение наиболее ликвидной части активов к краткосрочным обязательствам. Исходя из данных баланса компании А получаем:

Коэффициент абсолютной ликвидности (absolut quick ratio) – отношение денежных средств к краткосрочным обязательствам.

На Западе этот показатель рассчитывается редко. В России оптимальный уровень коэффициента абсолютной ликвидности считается равным 0,2–0,25.

Коэффициент абсолютной ликвидности рассчитывается по формуле:

Ka=

где

Cash – денежные средства наличные и на расчетном счету;

Lc (current liabilities) – краткосрочные обязательства.

Пример. Коэффициент абсолютной ликвидности компании А равен:

50 : 300 = 0,1(6) ≈ 0,2.

Чистый оборотный капитал (net current assets) – разность между оборотными активами и краткосрочными обязательствами.

Чистый оборотный капитал необходим для поддержания финансовой устойчивости предприятия, поскольку превышение оборотных средств над краткосрочными обязательствами означает, что предприятие не только может погасить свои краткосрочные обязательства, но и имеет достаточные финансовые ресурсы для расширения своей деятельности. Наличие чистого оборотного капитала служит для инвесторов и кредиторов положительным сигналом к вложению средств в данное предприятие.

Чистый оборотный капитал рассчитывается по формуле:

NAc = Ac- Lc,

где

NAc (net current assets) – чистые оборотные средства (активы);

Ac (current assets) – оборотные активы;

Lc (current liabilities) – краткосрочные обязательства.

Пример. Чистый оборотный капитал компании А равен:

700 - 300 = 400 (тыс. у.д.е.).

Анализ коэффициентов ликвидности не всегда вскрывает финансовую слабость или мощь компании, но он может выявить «из ряда вон выходящие» фирмы. Когда такое отклонение налицо, аналитик должен выяснить его причину. Возможно, отрасль оказалась чрезмерно ликвидной и фирма является вполне платежеспособной, но имеет относительно низкие показатели ликвидности. Считается, что фирма, оборотный капитал которой состоит преимущественно из денежных средств и краткосрочной дебиторской задолженности, более ликвидна, чем фирма, оборотный капитал которой состоит преимущественно из товарно-материальных запасов, поскольку для их реализации необходимы некоторое время и наличие потенциальных покупателей.