logo search
084324_2668D_shpory_po_finansovomu_menedzhmentu

Содержание и принципы финансовой политики государства.

Финансовая политика государства – это особая форма деятельности государства, направленная на мобилизацию финансовых ресурсов, их рациональное распределение и использование для осуществления его функций.

Проявляется финансовая политика в виде форм и методов мобилизации финансовых ресурсов и использовании их на различные потребности государства: развитие экономики, социальную защиту населения, потребность в финансовом законодательстве, практических действиях в области финансов разных государственных структур.

Финансовая политика, как способ воздействие финансов на экономическое и социальное развитие общества является составной частью экономической политики государства.

Основной целью финансовой политики является оптимальное распределение валового общественного продукта между отраслями народного хозяйства, социальными группами населения, территориями. На этой основе должны обеспечиваться стойкий рост экономики, усовершенствование ее структуры, создание условий для развития хозяйственных единиц разных форм собственности. В этих условиях важное значение также имеет создание надежных социальных гарантий населению.

Финансовая политика способствует обеспечению ресурсами целевых программ, сосредоточению средств на ключевых направлениях развития экономики, стимулированию роста эффективности производства, использованию местных ресурсов.

При разработки финансовой политики необходимо учитывать ряд требований, которым она должна отвечать:

– финансовая политика должна разрабатываться на основе научного подхода, предполагающего соответствие финансовой политики закономерностям общественного развития;

– учет специфики конкретных исторических условий, каждого этапа развития общества, особенностей внутреннего положения и международной обстановки, реальных экономических и финансовых возможностей государства;

– тщательное изучение предшествующего хозяйственного и финансового опыта, мирового опыта, новых тенденций и прогрессивных явлений;

– соблюдение комплексного подхода при выработке и проведении финансовой политики.

– учет множества факторов при многовариантности расчетов с использованием метода наложения финансовых мероприятий на конкретную экономическую ситуацию в стране, прогнозирование результатов при выработке концепции финансовой политики;

– наличие обширной и достоверной информации о финансовом потенциале, объективных возможностях государства, о состоянии дел в экономике, всестороннее использование математического моделирования и электронно-вычислительной техники и др.

Результативность финансовой политики тем выше, чем больше она учитывает потребности общественного развития, интересы всех слоев общества, конкретно-исторические условия.

ПРИНЦИПЫ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ

При разработке финансовой политики государства необходимо учитывать определенные принципы финансовой политики. Принципы финансовой политики государства в каждом конкретном случае, в каждом отдельно взятом государстве, в определенный период могут изменяться.

Первый принцип финансовой политики можно сформулировать как постоянное содействие развитию производства, поддержание предпринимательской активности и повышение уровня занятости населения.

Вторым принципом финансовой политики государства является мобилизация и использование финансовых ресурсов для обеспечения социальных гарантий. Более точно этот принцип можно сформулировать как поиск и постоянное совершенствование форм и методов мобилизации и использования финансовых ресурсов на цели социальных гарантий и других видов потребностей граждан.

Третий принцип финансовой политики – влияние с помощью финансовой политики на рациональное использование природных ресурсов, запрет технологий угрожающих здоровью граждан. С одной стороны, государство требует от производственных структур компенсацию затрат на обновление природной среды, а с другой, используя финансовые источники, – закрытие вредных производств и внедрение передовых ресурсосберегающих технологий.

ЗВЕНЬЯ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ

Для того, чтобы лучше уяснить содержание, задачи и требования к финансовой политике и разделить сферы финансовых отношений, исходя из их сущности и содержания, следует различать как самостоятельные составные части финансовой политики: налоговую политику, бюджетно-финансовую и денежно-кредитную.

Налоговая политика как неотъемлемая часть финансовой политики реализует интерес государства. Ее главное назначение состоит в изъятии части валового внутреннего продукта на общественные нужды, в мобилизации этих средств и перераспределении через бюджет.

Бюджетно-финансовая политика (фискальная политика) как составная часть финансовой политики связана с распределением фонда денежных средств государства и его использованием по отраслевому, целевому и территориальному назначению. Или более кратко – использование государственных расходов для воздействия на макроэкономические условия.

Денежно-кредитные отношения, представляющие основу финансовой политики государства, регулируются с помощью денежно-кредит­ной политики государства (монетарной политики). Денежно-кредитную политику можно охарактеризовать как действия, при помощи которых правительство старается влиять на макроэкономические условия, увеличивая или уменьшая денежную массу.

При этом используется три основных варианта:

– печатание все новых денег (сейчас это практикуется редко);

– прямой контроль над массой денег в денежном секторе;

– операции на открытом рынке.

ФИНАНСОВАЯ СТРАТЕГИЯ И ТАКТИКА

Главным субъектом финансовой политики является государство. Оно разрабатывает стратегию основных направлений финансового развития общества на отдаленную перспективу и определяет задачи на предстоящий период, средства и пути их достижения. В зависимости от характера поставленных задач финансовая политика подразделяется на финансовую стратегию и финансовую тактику.

Финансовая стратегия ориентирована на длительный период развития и предусматривает решение крупномасштабных задач в рамках определенных экономических стратегий государства. Финансовая тактика направлена на решение задач определенного этапа развития государства и связана с изменением форм и методов организации финансовых отношений исходя из его текущих потребностей.

Финансовая стратегия и тактика тесно связаны между собой. В качестве финансовой стратегии следует рассматривать финансовое оздоровление экономики и динамичный рост валового внутреннего продукта, повышение конкурентоспособности продукции. Такие цели можно достигнуть через сокращение дефицита бюджета, уменьшение инфляции, укреплении курса гривны, т.е. финансовую тактику.