logo search
otvetZF_NNGU_GOS2012

24. Государственный долг. Внутренние и внешние займы

Функционирование государственного кредита ведет к образованию государственного долга. Различают капитальный и текущий государственный долг.

Капитальный государственный долг - это сумма выпущенных и непогашенных долговых обязательств, включая проценты. Текущий государственный долг - это расходы по выплате доходов кредиторам и по погашению обязательств, срок оплаты которых наступил.

Сократить государственный долг можно: ростом налоговых поступлений, сокращением бюджетных расходов, аннулированием (прощением) долга.

Управление государственным долгом - это совокупность мероприятий государства: - по выплате доходов кредиторам; - по погашению займов; - по изменению условий уже выпущенных займов; - по выпуску новых займов.

Следует различать: государственный долг (обязательства правительства) и общегосударственный долг (обязательства правительства и органов управления низовыми звеньями в составе государства).

Методы управления государственным долгом: - рефинансирование, - конверсия; - унификация; - консолидация; - аннулирование государственного долга.

Для внутренних займов: рефинансирование, конверсия, унификация, консолидация. Для внешних займов: рефинансирование и аннулирование.

Рефинансирование - погашение старой государственной задолженности путем выпуска новых займов. Конверсия - изменение доходности займов. Унификация - объединение нескольких займов в один. Консолидация - увеличение срока действия уже выпущенных займов.

Государственные займы можно классифицировать по ряду признаков:

•   по субъектам заемных отношений – займы, размещаемые центральным и территориальными органами власти;

•   по обращению на рынке – рыночные, которые свободно покупаются и продаются, и нерыночные, которые не могут менять своих владельцев;

•   по валюте заимствований - внутренние и внешние;

•   в зависимости от срока привлечения средств – краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (от 1 года до 5 лет), долгосрочные ( от 5 лет и выше);

•   по методу определения дохода долговые обязательства государства бывают с твердым или плавающим доходом;

•   по обеспеченности – закладные и беззакладные ;

•   по характеру выплачиваемого дохода – выигрышные, процентные, беспроигрышные и др. признакам.

Внутренний государственный кредит может выступать в следующих формах: государственные займы, обращение части вкладов населения в государственные займы, заимствование средств общегосударственного ссудного фонда, казначейские ссуды, гарантированные займы.

Государственные займы как форма государственного кредита характеризуется тем, что временно свободные денежные средства населения, предприятий и организаций привлекаются на финансирование общественных потребностей путем выпуска и реализации облигаций, казначейских обязательств и других видов государственных ценных бумаг.

Государственные внутренние займы классифицируются по нескольким признакам. По праву эмиссии они делятся на выпускаемые центральным правительством, республиканскими правительствами и местными органами власти.

По признаку держателей ценных бумаг займы могут подразделяться на реализуемые только среди населения и универсальные, т.е. предназначенные для размещения среди физических и юридических лиц.

В зависимости от формы выплаты доходов займы делятся на процентные, выигрышные, процентно-выигрышные, беспроигрышные и беспроцентные (целевые). Владельцы долговых обязательств процентного займа получают твердый доход ежегодно путем оплаты купонов или один раз при погашении займа путем начисления процентов к номиналу ценных бумаг (без ежегодных выплат).

По выигрышным займам весь доход держатели облигаций получают в форме выигрышей в момент погашения облигаций. Условиями выпуска процентно-выигрышных займов предусматривается выплата части дохода по купонам, а другой части - в форме выигрышей. Беспроигрышные выпуски займов гарантируют, что в течение срока действия займа выигрыш упадет на каждую облигацию. Беспроцентные (целевые) займы не предусматривают выплату доходов держателям облигаций, но гарантируют получение соответствующего товара, спрос на который полностью пока не удовлетворяется.

По срокам погашения займы делятся на краткосрочные (срок погашения до года), среднесрочные (до 5 лет) и долгосрочные (свыше 5 – 30 лет). В нашей стране предусмотрена возможность функционирования всех видов ценных бумаг государства.

По методам размещения займы подразделяются на добровольные, размещаемые по подписке и принудительные. Каждому методу размещения займов соответствует свой способ реализации. Облигации добровольных займов свободно продаются и покупаются банковскими учреждениями. Принудительные займы в СССР распространялись среди кредиторов в силу постановления правительства, предусматривающего строгую ответственность за уклонение от покупки облигаций. В настоящее время в нашей стране действуют только добровольные займы.

Государственные займы могут быть облигационными и безоблигационными . Облигационные займы сопровождаются эмиссией ценных бумаг государства. Безоблигационные займы оформляются подписанием соглашений, договоров, а также путем записей в долговых книгах и выдачей особых свидетельств.

В тесной связи с государственными займами находится вторая форма государственного кредита, функционирование которой в СССР опосредовалось системой сберегательных учреждений (банков, касс и т.п.): обращение части вкладов населения в государственные займы, при которой в отличие от первой сберегательные учреждения предоставляли кредит государству за счет заемных средств. Наличие посредника между государством и населением в лице сберегательных учреждений и предоставление займа последними государству за счет заемных средств без ведома их реального владельца (населения) позволяют выделить эти отношения в качестве особой формы государственного кредита.

Казначейские ссуды выражают отношения оказания финансовой помощи предприятиям и организациям органами государственной власти и управления за счет бюджетных средств на условиях срочности, платности и возвратности. В настоящее время в нашей стране эта форма государственного кредита активно не используется.

Международный государственный кредит представляет совокупность отношений, в которых государство выступает на мировом финансовом рынке в роли заемщика или кредитора. Эти отношения принимают форму государственных внешних займов. Они предоставляются на условиях возвратности, срочности и платности. Сумма полученных займов с начисленными процентами включается в государственный долг страны. Предоставление внешних займов осуществляется за счет бюджетных средств или специальных правительственных фондов. Основной целью государственных внешних займов является содействие укреплению экономического потенциала, преодоление финансовых трудностей страны-получателя, оказание продовольственной помощи.

Государственные внешние займы предоставляются в денежной или товарной форме. Как правило, они бывают среднесрочными или долгосрочными. Денежные займы выпускаются в валюте страны-кредитора, страны-заемщика или валюте третьей страны. Погашение займов по соглашению сторон осуществляется товарными поставками или валютой. Погашение займов и выплата процентов по ним может производиться по истечении льготного периода, предоставляющего отсрочку погашения займа на 3-5 лет после его использования.