logo search
nado

Вопрос 23 - Управление материально-производственными запасами на предприятии.

Материально-производственные запасы – это часть имущества предприятия, которая предназначена для использования при производстве продукции, выполнении работ и оказании услуг (при этом запасы могут подвергаться обработке и переработке).

Классификация МПЗ:

1. Виды:

- производственные запасы

- незавершенное производство

- запасы готовой продукции

2. По потребности в запасах каждого вида

- Текущие обеспечивают непрерывность производственного и торгового процесса между очередными поставками.

- Страховые предназначены для непрерывного обеспечения материалами (товарами) производственного (торгового) процесса в случае различных непредвиденных обстоятельств

- Сезонные образуются при сезонном характере производства, потребления или транспортировки.

Преимущества наличия у предприятия ТМЗ:

    1. Бесперебойное выполнение установленной производственной программы.

    2. Скидки за покупку крупной партии товаров

    3. Один из возможных способов избегания падения покупательной способности денег

    4. Снижение издержек административного характера

    5. Избегание проблем снабжение в неблагоприятные периоды

    6. Снижение риска недопоставки сырья

Недостатки наличия у предприятия ТМЗ

  1. Нарушение ритма работы производственного процесса, приводит к простоям оборудования или даже к необходимости перестройки технологического процесса.

  2. Отток денежных средств из оборота

  3. Образование неликвидных запасов

Управление запасами представляет сложный комплекс мероприятий, в котором задачи финансового менеджмента тесным образом переплетаются с задачами производственного менеджмента и маркетинга.

Цель — обеспечение бесперебойного процесса производства и реализации продукции при минимизации текущих затрат по обслуживанию запасов.

Этапы формирования политики управления запасами.

1. Анализ ТМЗ в предшествующем периоде:

2. Определение целей формирования запасов.

а) обеспечение текущей производственной деятельности (текущие запасы сырья и материалов);

б) обеспечение текущей сбытовой деятельности (текущие запасы готовой продукции);

в) накопление сезонных запасов, обеспечивающих хозяйственный процесс в предстоящем периоде (сезонные запасы сырья, материалов и готовой продукции) и т.п.

3. Оптимизация размера основных групп текущих запасов.

4. Оптимизация общей суммы ТМЗ, включаемых в состав оборотных активов.

5. Построение эффективных систем контроля за движением запасов на предприятии.

6. Реальное отражение в финансовом учете стоимости ТМЗ в условиях инфляции.

Для обеспечения бесперебойной работы предприятия определяют оборачиваемость МПЗ

Продолжительность оборота =

Оптимальный уровень запаса:

; где

F – расходы на один заказ,

D – общая потребность в сырье на период,

H – издержки по хранению единицы товара

Кроме того сколько товаров и материалов следует заказывать необходимо знать когда именно следует сделать новый заказ - Точка запаса:

ТЗ=Время реализации заказа * Дневной расход

Методы оптимизации запасов:

1. Резервный запас

Учитывая степень неопределённости, которой характеризуется потребность в запасах и время реализации заказа, рекомендуется создать резервный (буферный) запас.

2. Метод «Точно в срок»

Метод контроля и управления запасами, в соответствии с которым запасы приобретаются и вводятся в производство именно в тот момент, когда в них возникает необходимость.

3. Метод АВС

Разделение всей совокупности запасов товарно-материальных ценностей на три категории:

«А»: наиболее дорогостоящие виды запасов с продолжительным циклом заказа, которые требуют постоянного мониторинга в связи с серьезностью финансовых последствий, вызываемых их недостатком.

отгрузки изготовленной из них готовой продукции покупателям.

ППЦ = П0см+П0Нз+П0гп

где ППЦ — продолжительность производственного цикла предприятия, в днях;

П0СМ — период оборота среднего запаса сырья, материалов и полуфабрикатов, в днях;

П0НЗ — период оборота среднего объема незавершенного производства, в днях;

П0гп — период оборота среднего запаса готовой продукции, в днях.