logo search
Финансовое право Каменков

3.3. Полномочия Комитета государственного контроля Республики Беларусь (кгк)

в области финансового контроля

Комитет государственного контроля Республики Беларусь (в частности, Департамент финансовых расследований КГК и Департамент финансового мониторинга КГК) занимает осо­бое место в системе органов финансового контроля на территории Республики Беларусь.

Особенности структурного построения КГК

Систему органов КГК образуют Комитеты государственного контроля областей и г. Минска (по решению Президента Республики Беларусь могут создаваться комитеты госконтроля рай­онов и городов республики).

КГК возглавляется Председателем КГК Республики Беларусь, который несет персональную от­ветственность за выполнение возложенных на КГК и его территориальные органы задач. Пер­вый заместитель и заместители Председателя КГК назначаются на должность и освобождают­ся от должности Президентом Республики Беларусь по представлению Председателя Комите­та государственного контроля.

-66.

а — —

Основные направления деятельности КГК

    1. контроль за исполнением республиканского бюджета, соблюдением законодательства в об­ласти финансовых и налоговых отношений в системе местных бюджетов и государственных це­левых бюджетных и внебюджетных фондов;

    2. контроль за расходованием средств республиканского и местных бюджетов на содержание государственных органов, сохранностью и использованием государственного имущества;

    3. контроль за законностью использования юридическими лицами, индивидуальными пред­принимателями государственных ресурсов;

    4. контроль за соблюдением государственными органами, банками законодательства, регули­рующего использование кредитных и валютных средств;

    5. контроль за состоянием контрольно-ревизионной работы в государственных органах, а также за проведением проверок (ревизий) иных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

    6. контроль за финансово-хозяйственной деятельностью государственных органов, предста­вительств и учреждений Республики Беларусь, действующих за рубежом и финансируемых за счет средств республиканского бюджета;

    7. контроль за исполнением Национальным банком Республики Беларусь и иными банками, стра­ховыми и небанковскими финансовыми организациями законодательства, регулирующего отно­шения государственной собственности, хозяйственные, финансовые и налоговые отношения;

    8. контроль за соблюдением участниками рынка ценных бумаг, а также Национальным банком Республики Беларусь и инылй! юридическими лицами, осуществляющими деятельность по регу­лированию этого рынка, законодательства при выпуске, размещении и обращении ценных бумаг;

    9. контроль за соблюдением законодательства при осуществлении валютных операций на территории Республики Беларусь.

Общая характеристика полномочий КГК и его территориальных органов

Общая характеристика полномочий должностных лиц КГК и его территориальных органов

1

2

КГК и его территориальные органы имеют следующие пол­номочия:

  • получать от государственных органов, иных организаций и индивидуальных предпринима­телей информацию, необходи­мую для проведения проверки;

  • получать от Национального банка Республики Беларусь и иных банков отчетную, бухгал­терскую и статистическую ин­формацию, необходимую для проведения проверок, сведения об операциях, состоянии счетов;

  • безвозмездно пользоваться ин­формационными банками дан­ных государственных органов, иных организаций государст­венной формы собственности;

Председатель КГК:

  • руководит деятельностью КГК, его территориальных орга­нов, коллегии КГК; организует их работу;

  • обеспечивает комплектование КГК и его органов высококва­лифицированными специалистами;

  • информирует Президента Республики Беларусь о деятельно­сти КГК и его органов, вносит предложения в органы государ­ственной власти по вопросам совершенствования такой деяте­льности, а также о совершенствовании законодательства;

  • представляет КГК в государственных и иных органах, меж­дународных организациях, заключает по поручению Прези­дента Республики Беларусь договоры по вопросам финансо­во-экономического контроля;

  • утверждает в пределах бюджетных ассигнований штатное расписание КГК и его территориальных органов, а также поло­жения о подразделениях КГК.

Председатели территориальных органов КГК осуществля­ют руководство деятельностью соответствующих органов, из­дают приказы и иные распоряжения, дают соответствующие требованиям законодательства указания, обязательные для исполнения подчиненными им сотрудниками.

4 1

2

  • проводить проверки деятельнос­ти государственных органов, иных организаций и индивидуальных предпринимателей;

  • привлекать к участию в провер­ках представителей правоохрани­тельных, контролирующих орга­нов, а также специалистов других государственных органов, незави­симо от подчиненности и форм соб­ственности;

  • выносить в пределах своей ком­петенции обязательные для испол­нения решения о взыскании в бюд­жет невнесенных платежей, эконо­мических санкций (штрафов); об устранении выявленных наруше­ний, а также в иных случаях, пре­дусмотренных законодательством;

  • направлять материалы проверок в государственные органы для при­нятия мер;

Коллегии КГК и его территориальных органов имеют следующие полномочия:

  • рассмотрение наиболее важных вопросов по осуществле­нию государственного контроля, требующих обсуждения и выработки решений;

  • рассмотрение сообщений и объяснений руководителей государственных органов и иных должностных лиц по во­просам, относящимся к компетенции КГК (и его террито­риальных органов соответственно).

При проведении проверок (ревизий) должностные лица КГК и его территориальных органов по предъявлении предписания на проведение проверки и документа, удосто­веряющего личность должностного лица, имеют следую­щие права:

  • иметь доступ на территорию и в различные помещения (кроме жилых) государственных органов, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в соответствии с законодательством (включая доступ в организации, посе­щение которых ограничено в соответствии с законодатель­ством, а также допуск к сведениям, составляющим госу­дарственные секреты);

1

2

  • обращаться в компетентные ор­ганы с представлением о возбужде­нии дела о ликвидации организа­ций либо об аннулировании лицен­зий;

  • осуществлять контроль за прове­дением валютных операций;

  • принимать иные предусмотрен­ные законодательством меры в пре­делах своей компетенции, направ­ленные на выявление и устранение нарушений законодательства Рес­публики Беларусь.

  • проверять наличие денежных средств, ценных бумаг, ма­териальных и иных ценностей, а также порядок их хране­ния и использования;

  • требовать от руководителей государственных органов и иных организаций всех документов, необходимых для про­ведения проверки (в том числе объяснений по вопросам, связанным с проверкой), а также требовать проведения проверок подчиненных им субъектов;

  • опечатывать кассы (кассовые помещения), склады, архи­вы, а также изымать необходимые документы в случаях и в порядке, предусмотренных законодательством;

  • требовать от должностных лиц в установленных законо­дательством случаях декларации о доходах и имуществе.

У Нормативные источники

      1. Закон Республики Беларусь от 9 февраля 2000 г. № 369-3 «О Комитете государственного контроля Республики Беларусь». Гл. 3.

      2. Указ Президента Республики Беларусь от 5 декабря 1996 г. № 510 «О Комитете государст­венного контроля Республики Беларусь».

      3. Указ Президента Республики Беларусь от 2 ноября 2001 г. № 617 «О мерах по совершенст­вованию системы органов Комитета государственного контроля Республики Беларусь».

      4. Указ Президента Республики Беларусь от 14 марта 2003 г. № 405 «Об образовании Департа­мента финансового мониторинга Комитета государственного контроля Республики Беларусь».