17. Государственный бюджет рф и его функции
Совокупность бюджетных отношений по формированию и использованию бюджетного фонда страны составляет понятие государственного бюджета. По экономической сущности государственный бюджет — это денежные отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода (частично и национального богатства) в связи с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления.
Государственный бюджет объединяет главные доходы и расходы государства. Бюджет — это единство основных финансовых категорий (налогов, государственного кредита, государственных расходов) в их действии, т. е. через бюджет осуществляются постоянная мобилизация ресурсов и их расходование.
Централизация средств имеет важное экономическое и политическое значение, т.к. мобилизуемые доходы служат одним из главных орудий претворения в жизнь намечаемых государством мероприятий. Это дает возможность маневрировать ресурсами, сосредоточивать их на решающих участках экономического и социального развития, осуществлять единую экономическую и финансовую политику на территории страны.
Будучи экономической формой существования реальных, объективно обусловленных распределительных отношений, государственный бюджет рассматривается в качестве самостоятельной экономической категории. Эта категория, являясь частью финансов, характеризуется теми же чертами, которые присущи финансам в целом, имея при этом одновременно ряд особенностей. К ним можно отнести следующее: государственный бюджет является особой экономической формой перераспределительных отношений, связанной с обособлением части национального дохода в руках государства с целью использования ее на удовлетворение потребностей всего общества и отдельных его государственно-территориальных образований; с помощью государственного бюджета происходит перераспределение национального дохода между отраслями народного хозяйства, субъектами страны, сферами общественной деятельности; пропорции бюджетного перераспределения стоимости в большей мере, чем у других звеньев финансов, определяются потребностями расширенного воспроизводства в целом и задачами, стоящими перед обществом на конкретном этапе его экономического развития; область государственного бюджетного распределения занимает центральное место в составе государственных финансов, что обусловлено ключевым положением государственного бюджета по сравнению с другими финансовыми звеньями.
С позиции законодательного установления государственного бюджета он рассматривается как основной финансовый план государства.
Государственный бюджет с точки зрения экономической категории выполняет распределительную (перераспределительную) и контрольную функции. Благодаря первой происходят концентрация денежных средств в руках государства и их использование с целью удовлетворения общегосударственных потребностей. С помощью второй функции становится возможным определить, насколько своевременно и полно финансовые ресурсы поступают в распоряжение государства, как фактически складываются пропорции в распределении бюджетных средств, эффективно ли они используются.
Сфера действия распределительной функции определяется тем, что в отношения с государственным бюджетом вступают почти все участники общественного производства. Основным объектом бюджетного перераспределения является чистый доход, однако это не исключает возможности перераспределения через бюджет и части стоимости необходимого продукта, а иногда и национального богатства.
Контрольная функция позволяет через формирование и использование фонда денежных средств государства "сигнализировать" о том, как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы от разных субъектов хозяйствования, соответствует ли размер централизованных ресурсов государства объему его потребностей. Основу контрольной функции составляет движение бюджетных ресурсов, отражаемое в соответствующих показателях бюджетных поступлений и расходных назначений.
Основными функциями государственного бюджета как основного финансового плана государства, утверждаемого законодательным органом власти, с экономико-законодательной точки зрения являются: перераспределение национального дохода и ВВП; государственное регулирование и стимулирование экономики; финансовое обеспечение социальной политики, контроль за образованием и использованием централизованного фонда денежных средств.
Через государственный бюджет перераспределяется до 40% ВВП. Бюджет широко используется для межотраслевого и территориального перераспределения финансовых ресурсов с учетом требований наиболее рационального размещения производительных сил, подъема экономики и культуры на всей территории России, включая республики, края, области, районы. Бюджет способствует формированию рациональной структуры общественного производства, улучшению пропорций, более эффективному использованию государственных средств.
Через расходы и налоги бюджет выступает важным инструментом регулирования и стимулирования экономики и инвестиций, повышения эффективности производства. Государственная поддержка оказывается передовым отраслям хозяйства — авиастроению, атомной промышленности, энергомашиностроению и некоторым другим, в частности, связанным с освоением космоса и защитой природной среды. Для регулирования экономики используется налоговая политика путем применения соответствующего налогового механизма.
Важное значение имеет социальная направленность бюджетных средств. В социальной политике основными приоритетами являются поддержка наименее защищенных слоев населения (пенсионеров, инвалидов, студентов, малообеспеченных семей), а также функционирование учреждений здравоохранения, образования и культуры, решение жилищной проблемы.
В процессе бюджетного планирования и исполнения бюджета осуществляется контроль за финансово-хозяйственной деятельностью народного хозяйства. В условиях становления рыночных отношений значение бюджетного контроля в процессе мобилизации ресурсов и их использовании усиливается.
Функции государственного бюджета осуществляются на основе использования бюджетного механизма, который является реальным воплощением бюджетной политики и отражает конкретную нацеленность бюджетных отношений на решение экономических и социальных задач.
- 1. Производство и его основные факторы. Производственная функция.
- 2. Кривая производственных возможностей (кпв). Альтернативная стоимость.
- 3. Система показателей эластичности и их практическое применение.
- Относительное (процентное) изменение цены (%∆p)
- Перекрестная эластичность спроса.
- 4. Понятие и виды издержек. Графическая интерпретация издержек производства.
- 5. Теория потребительского поведения. Понятие полезности. Выбор потребителя.
- 6. Общая характеристика типов рыночных структур (совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия, монополия)
- 7. Показатели национального производства. Валовый внутренний продукт, валовый национальный доход и чистый национальный доход. Номинальный и реальный ввп.
- 8. Показатели общего уровня цен (индексы цен).
- 9. Совокупный спрос и совокупное предложение. Макроэкономическое равновесие.
- Макроэкономическое равновесие
- 10. Инфляция, ее определение, виды. Механизмы, причины и последствия инфляции. Антиинфляционная политика государства.
- 11. Характеристика рынка труда. Понятие и виды безработицы. Кривая Филипса и ее экономический смысл.
- 12. Экономический рост. Основные типы и факторы экономического роста.
- 13. Цикличность как закономерность экономического развития. Виды циклов.
- 14. Понятие «Финансы». Социально – экономическая сущность и функции финансов.
- 15. Содержание и принципы финансовой политики государства
- 16. Финансовая система государства
- 17. Государственный бюджет рф и его функции
- 18. Состав и структура доходов федерального, регионального и местных бюджетов
- Доходы федерального бюджета.
- Доходы бюджетов субъектов рф.
- 19. Бюджетный дефицит и методы его покрытия
- 20. Федеральные налоги
- 21. Налоги субъектов рф.
- 22. Местные налоги и сборы
- 23. Сущность и функции государственного кредита. Классификация государственных займов.
- 24. Государственный долг. Внутренние и внешние займы
- 25. Классификация бюджетных расходов рф
- 26. Бюджетное устройство и бюджетная система рф
- 27. Бюджетный процесс в рф
- 28. Внебюджетные специальные фонды государства
- Пенсионный фонд рф
- Фонд социального страхования рф
- Фонд обязательного медицинского страхования
- 29. Финансовый контроль.
- 30. Затраты предприятия на производство продукции и выручка
- 31. Прибыль предприятия. Планирование и направления использования прибыли.
- 32. Основные фонды и другие внеоборотные активы. Источники их формирования и финансирования воспроизводства.
- 33. Оборотные средства предприятия, их назначение и источники формирования.
- 34. Состав и структура доходов федерального, регионального, местного бюджетов
- 37. Методический инструментарий оценки стоимости денег во времени
- 38. Методы анализа финансового состояния предприятия
- Основные методы анализа
- 39. Анализ ликвидности (платежеспособности) и кредитоспособности предприятия.
- 40. Анализ финансовой устойчивости предприятия
- 41. Оценка стоимости капитала. Взвешивание по балансовой и рыночной стоимости.
- 42. Финансовые отчеты (балансовый отчет, отчет о прибылях и убытках, кассовый план, другие стандартизированные отчеты)
- 43. Эффект финансового рычага, финансовый риск
- 44. Определение порога рентабельности (безубыточности производства).
- 45. Эффект операционного рычага, предпринимательский риск
- 46. Комплексное оперативное управление оборотными активами и краткосрочными обязательствами.
- 47 Управление товарными материальными запасами
- 48 Управление дебиторской задолженностью
- 49 Краткосрочное и долгосрочное финансовое планирование управление
- 50 Общие основы управления денежными потоками предприятия
- Отчет о движении денежных средств предприятия
- 2. Анализ денежных потоков предприятия в предшествующем периоде - выявление уровня достаточности формирования денежных средств, эффективности их использования
- 51. Методы анализа денежных потоков
- 52. Планирование денежных потоков и разработка платежного календаря
- 53 .Синхронизация и оптимизация денежных потоков предприятия
- 54. Диагностика банкротства предприятия
- 55 Дивидендная политика компании, выкуп и дробление акций.
- 56. Анализ эффективности инвестиционных проектов.
- 57. Виды и особенности прямых иностранных инвестиций (пии)в России
- 58 Портфельные иностранные инвестиции в России
- 59. Риск и доходность: теория портфеля. Альтернатива «риск-доходность» в финансовом менеджменте.
- 60. Методы управления финансовыми рисками
- 61. Хеджирование финансового риска. Инструменты хеджирования.
- 62. Страхование, функции страхования, характеристика видов страхования
- 63 Роль и место рынка ценных бумаг в финансовой системе государства
- 64. Облигации как инструмент заемного финансирования.
- 65. Функционирование фондовых бирж, профессиональные участники фондовых бирж
- 66. Обыкновенные акции как инструмент собственного финансирования
- 67 Производные ценные бумаги
- 68 Основные принципы фундаментального и технического анализа фондового рынка
- 69 Рынок корпоративных ценных бумаг в России
- 70 Понятие денежной массы и денежной базы. 89 Понятие «денежный оборот», его содержание и структура.
- 71 Сущность кредиты, его функции
- 72 Понятие валютной системы и ее особенности на современном этапе. Конвертируемая валюта ее виды.
- 73 Характеристика элементов кредитной системы, ее структура
- Структура кредитной системы
- 74 Задачи и функции центральных банков
- 75 Понятие ссудного и банковского процента
- 76 Активные операции коммерческих банков
- 77 Пассивные операции коммерческих банков
- 78. Информационная безопасность в финансовых системах
- 79. Аис в страховании
- 80 Аис в налоговых органах
- 81. Информационные технологии в биржевом деле.
- 82. Аис и аит на предприятиях
- 83. Аис в банках