logo search
ВСЕ ОТВЕТЫ

Вопрос 2. Государственное регулирование финансовой устойчивости страховых организаций.

Обеспечение финансовой устойчивости и платежеспособности страховых организаций. Данное направление государственного регулирования страхования гарантирует страховую защиту имущественных интересов юридических и физических лиц путем применения определенных методов. Нормативные правовые акты страхового законодательства, их нормы обусловливают существование и действие таких методов. К ним, в частности, относятся рассматриваемые ниже методы.

Метод установления минимально допустимой величины уставного капитала страховщиков. Основой финансовой устойчивости страховых организации являются, как указано в ч. 1 ст. 25 Закона РФ «Об организации страхового дела в РФ», наличие у них оплаченного уставного капитала, а также система перестрахования. Нормы ч. 2 и ч. 3 ст. 25 этого Закона устанавливают минимально необходимые размеры оплаченного в денежной форме уставного капитала надень подачи страховой организацией документов в ФОНСД для получе­ния лицензии. Эти размеры приведены выше

Метод перестрахования и сострахования является одним из возможных средств обеспечения финансовой устойчивости и платежеспособности страховых организаций.

Понятие, организационные и экономические условия перестрахования определены в ст. 13 Закона РФ «Об организации страхового дела в РФ» и ст. 967 ГК РФ. Так, согласно ч. 1 ст. 13 Закона перестра­хованием является страхование одним страховщиком (перестрахователем) на определенных договором перестрахования условиях рис­ка исполнения всех или части своих обязательств перед страховате лем у другого страховщика (перестраховщика). Практически аналогичное определение понятия перестрахования дается и в ч. 1 ст. 967 ГК РФ. Как в Законе (ч. 2 ст. 13), так и в ГК РФ (ч. 3 ст. 967) сказано о том, что ответственность по основному договору страхо­вания в полном объеме несет перестрахователь, заключивший дого­вор перестрахования с перестраховщиком.

Нормой ч. 2 ст. 967 ГК РФ перестрахование практически отождествляется со страхованием предпринимательских рисков. Неправомерность применения правил и условий страхования предпринимательских рисков к перестрахованию достаточно подробно и аргументированно доказывается в

В соответствии с нормами ст. 12 Закона РФ «Об организации страхового дела в РФ» и ст. 953 ГК РФ объект страхования может быть застрахован по одному договору страхования совместно несколькими страховщиками (сострахователями). При этом в ст. 953 ГК РФ отмечается, что если в таком договоре не определены права и обязанности (страховая ответственность) каждого из страховщиков, то при страховом случае они отвечают перед страхователем (выгодоприобретателем) солидарно, то есть поровну производят выплату страхового возмещения (обеспечения).

Метод формирования и размещения (инвестирования) страховых резервов также направлен на обеспечение финансовой устойчивости и платежеспособности страховых организаций. В соответствии с ч. 1 ст. 26 рассматриваемого Закона для обеспечения выполнения принятых обязательств страховщики в порядке и на условиях, установлен­ных законодательством РФ, образуют из полученных страховых взносов (страховых премий) необходимые для предстоящих страховых выплат страховые резервы по личному и имущественному страхованию. В аналогичном порядке страховщики вправе создавать и резерв предупредительных (превентивных) мероприятий (РПМ).

Состав, назначение и методы расчета страховых резервов устанавливаются Правилами формирования страховых резервов по страхованию иному, чем страхование жизни, утвержденными приказом Росстрахнадзора от 18.03.94 г. № 02-02/04124. В соответствии с этими Правилами страховщики разрабатывают и утверждают свои Поло­жения о порядке формирования технических резервов и Положения о порядке формирования и использовании резерва предупредительных мероприятий.

Аналогичным образом на основании Правил формирования страховых резервов по страхованию жизни, утвержденных ФОНСД, страховщики разрабатывают свои положения о формировании и использовании страховых резервов по страхованию жизни. При от­сутствии у страховщика такого Положения Разъяснениями Росст­рахнадзора № 09/02-16р/02 от 27.12.94 г. рекомендуется применять для расчета страховых резервов по страхованию жизни метод, из­ложенный в Разъяснениях (в ред. письма Росстрахнадзора от 05.04.95 г. № 09/2-12р/02 и от 24.04.95 г.)

Страховые резервы, образуемые страховщиками, не подлежат изъятию в федеральный и иные бюджеты (ч. 1 ст. 26 Закона РФ «Об организации страхового дела в РФ»).

Нормой ч. 3 ст. 26 указанного Закона страховщикам предостав­ляется право инвестировать или иным образом размещать страхо­вые резервы и другие средства. Инвестирование (размещение) стра­ховых резервов регулируется Правилами размещения страховщика­ми страховых резервов, утвержденными приказом Минфина РФ от 22.02.99 г. № 16 н. Под размещением страховых резервов согласно данным Правилам следует понимать активы страховщика, прини­маемые в покрытие страховых резервов, перечень которых приве­ден в этом документе. При этом в Правилах предписывается разме­щать страховые резервы, руководствуясь принципами диверсифи­кации, возвратности, прибыльности и ликвидности. Для соблюдения этих принципов Правилами размещения страховых резервов уста­новлены требования к структуре активов, принимаемых в покрытие страховых резервов.

Метод установления экономических нормативов по объему страховой ответственности (обязательств) страховщика способствует обеспечению финансовой устойчивости и платежеспособности страховых организаций.

Статья 27 Закона «Об организации страхового дела в РФ» устанавливает требования, которые страховщики обязаны соблюдать, чтобы гарантировать страховые выплаты при наступлении страховых случаев по договорам имущественного и личного страхования,

В частности, для обеспечения своей платежеспособности страховщики обязаны соблюдать нормативное соотношение между активами и принятыми ими страховыми обязательствами. Расчет нормативного соотношения осуществляется в соответствии с Методикой расчета нормативного размера маржи платежеспособности (нормативного размера свободного от любых обязательств собствен­ного капитала), представленной в Положении о порядке расчета страховщиками нормативного соотношения активов и принятых ими страховых обязательств утвержденном приказом Минфина России от 02.11.01 г. № 90н. В соответствии с этой Методикой нормативный размер маржи платежеспособности рассчитывается страховщиками отдельно по страхованию жизни и по иным видам стра­хования. Общий размер маржи платежеспособности страховщика определяется путем сложения соответствующих ее размеров по ука­занным видам страховой деятельности.

Если нормативный размер маржи платежеспособности окажется меньше минимальной величины уставного капитала, то за норма­тивный размер маржи платежеспособности страховщика принима­ется законодательно установленная минимальная величина устав­ного капитала. Фактический размер маржи платежеспособности страховщика не должен быть меньше ее нормативного размера.

Согласно п. 3.6 Условий лицензирования страховой деятельнос­ти на территории РФ максимальный объем страхового обязательства страховщика по отдельному риску договора страхования не должен превышать 10 % его собственных средств.

В соответствии с ч. 2 ст. 27 Закона РФ «Об организации страхового дела в РФ» страховщики, принявшие обязательства в объемах, превышающих возможности их исполнения за счет собственных средств и страховых резервов, обязаны застраховать у перестраховщиков риск исполнения соответствующих обязательств.