logo search
Финансы и кредит

Вопрос 38. Финансовая политика

Финансовая политика представляет собой совокупность мероприятий, которые осуществляет государство для регу­лирования процессов формирования, распределения и исполь­зования финансовых ресурсов.

Основными направлениями финансовой политики явля­ются: налоговая политика; денежно-кредитная политика; бюд­жетная политика.

На каждом этапе социально-экономического развития страны государство выделяет определенные приоритеты, для достижения которых необходимо проведение соответствую­щих направлений финансовой политики. Важными направле­ниями финансовой политики являются бюджетная и налого­вая политика.

Приоритетом бюджетной политики на современном эта­пе социально-экономического развития страны является обес­печение собственной платежеспособности государства. Для этого необходимо привести обязательства государства в со­ответствие с имеющимися у него финансовыми ресурсами. Избыточные обязательства должны быть сокращены, не под­лежащие отмене — выполнены. С этой целью будет опреде­лен перечень предприятий которые должны обеспечиваться услугами естественных монополий за государственный счет, остальные предприятия должны отключаться от пользования услугами естественных монополий в общем порядке. Тот же порядок пользования услугами естественных монополий дол­жен быть распространен и на домашние хозяйства, которым в перспективе будет предоставляться минимальная социальная защита, и все расходы в основном будут осуществляться за счет собственных доходов домашних хозяйств или их семей­ных бюджетов.

Также существенно должны сократиться расходы через субсидии на поддержку предприятий жилищно-коммуналь­ного хозяйства (в дальнейшем предполагается выделение адресных субсидий конкретным нуждающимся домашним хо­зяйствам). Предполагается уменьшение инвестиционных суб­сидий в дорожное строительство, на целевые комплексные программы, отдельным промышленным предприятиям на ре­гиональном и местном уровнях.

Субсидии являются достаточно распространенным явле­нием и в зарубежной практике государственного регулиро­вания экономики.

Наиболее часто встречающиеся субсидии — ценовые и инвестиционные. Ценовые субсидии предоставляются для сни­жения цен на конкретные товары и услуги, например на го­рючее и минеральные удобрения для сельского хозяйства, а инвестиционные компенсируют часть капиталовложений ин-, вестора в объект (отрасль, подотрасль, развивающийся рай­он, научные исследования, освоение новых зарубежных рын­ков), намеченных государственной экономической програм­мой.

Еще один вид субсидий — поддержка нерентабельных субъектов хозяйствования, покрытие их убытков или финан­сирование независимо от их рентабельности. Значительное число государственных компаний в ряде стран хронически не покрывают свои затраты. Поэтому государство не только ежегодно покрывает дефицит от их текущей деятельности, но и выделяет субсидии на их модернизацию и расширение. Особенно крупные бюджетные субсидии выплачивались в странах Западной Европы государственным железным доро­гам, почте и телеграфу.

В нашей стране сейчас также вплотную перешли к проб­леме функционирования государственных предприятий, эф­фективности их деятельности, решается проблема их частичной приватизации, поскольку многие из представленных го­сударственных предприятий, во-первых, не являются рен­табельными, а во-вторых, сложившийся механизм их функ­ционирования не обеспечивает открытости их деятельности.

Предполагается значительно сократить избыточные фе­деральные обязательства. Все виды помощи, направляемой из федерального бюджета, или бюджетные обязательства бу­дут выполняться через финансирование конкретных нужда­ющихся в этой помощи. Также должна произойти отмена ка­тегориальных льгот, и эта мера должна компенсироваться по­вышением реальной заработной платы и денежного доволь­ствия. Но региональные бюджеты, если они имеют такую возможность, могут осуществлять компенсацию или недофи­нансирование федеральных обязательств.

В соответствии с проводимой бюджетной политикой госу­дарство концентрирует свои усилия на выполнении базовых функций и прежде всего финансировании социальной сфе­ры, обеспечивающей систему социальной защиты и инвести­ции в "человеческий капитал". Для этого государство прово­дит мероприятия по повышению заработной платы работни­кам бюджетной сферы, прежде всего врачам и учителям, увеличивает размеры пенсий, социальных пособий и стипен­дий, сохраняет льготы ветеранам войны. Осуществляет це­лый ряд других финансовых мер, направленных на борьбу с бедностью.

Важным направлением финансовой политики является налоговая политика. В системе мероприятий по реализации налоговой политики важным звеном является повышение уров­ня справедливости и нейтральности налоговой системы, пред­полагающее выравнивание условий налогообложения для всех категорий налогоплательщиков за счет отмены имеющихся необоснованных льгот; отмены неэффективных налогов, преж­де всего налога с продаж; корректировка порядка определе­ния налоговой базы по отдельным налогам.

Предполагается также значительно упростить процеду­ры обжалования решений и действий налоговых органов, в том числе за счет создания специализированных коллегий адво­катов по налоговым спорам в судах общей юрисдикции и ар­битражных судах.

Одним из важных направлений налоговой политики яв­ляется дальнейшее снижение налогового бремени. Эта зада­ча может быть реализована через снижение налоговой на­грузки на фонд оплаты труда; снижение ставки НДС.

В целом приоритетным направлением налоговой полити­ки является упрощение налоговой системы, сокращение числа налогов и сборов, унификация правил исчисления отдельных налогов и порядка их уплаты.

В будущем, по мере развития финансово-экономическо­го потенциала бюджетов субъектов Российской Федерации и выравнивания экономических условий функционирования субъектов будут созданы условия для отказа от деления на­логов на "собственные" и "регулирующие" и от понятия нор­мативы отчислений от налогов.

Все налоги и поступления будут только собственными и поступать в соответствующий бюджет: федеральный, регио­нальные либо местные.