logo search
ВСЕ ОТВЕТЫ

Вопрос 1. Бюджетный процесс и полномочия его основных участников, направления реформирования бюджетного процесса. Бюджетный процесс

В соответствии с Бюджетным кодексом, правительство России вносит на рассмотрение Государственной Думы проект федерального бюджета на очередной финансовый год не позднее 26 августа. Федеральный бюджет разрабатывается в соответствии с положениями ежегодного Бюджетного послания Президента РФ.Федеральный бюджет рассматривается Госдумой в трёх чтениях (внесены изменения в Кодекс). В первом чтении принимаются основные параметры бюджета. По Бюджетному кодексу, в процессе первого чтения Госдума не имеет права увеличивать доходы и дефицит федерального бюджета, если на эти изменения отсутствует положительное заключение правительства. Госдума может отклонить проект бюджета; в этом случае формируется согласительная комиссия совместно с правительством. Во втором чтении Госдума утверждает бюджет по разделам, а в третьем — по подразделам. После принятия федерального бюджета Госдумой он утверждается Советом Федерации и подписывается Президентом РФ.

До 2002 в процессе принятия федерального бюджета депутатам удавалось существенно увеличить некоторые его расходные статьи (как правило, социальные). В последние годы бюджет принимается в том виде, в каком он был внесён правительством. Бюджетный процесс - регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюд­жетных фондов, а также по контролю за их исполнением (ст. 6 БК РФ). Участники бюджетного процесса - Президент РФ, органы законодательной (представительной) власти, органы исполнительной власти, органы денежно-кредитного регулирования, органы государственного и муниципального финансового контроля, государственные внебюджетные фонды; главные распорядители и получатели бюджетных средств, бюджетные учреждения, государственные и муниципаль­ные унитарные предприятия, другие получатели бюджет­ных средств, а также кредитные организации, осуществля­ющие операции со средствами бюджетов. Основные задачи бюджетного процесса: выявление материальных и финансовых резервов госу­дарства; максимально приближенный к реальности расчет доходов бюджетов; максимально точный расчет расходов бюджетов; обеспечение максимальной сбалансированности бюджетов; согласование бюджетов с реализуемой экономической программой; осуществление бюджетного регулирования в целях пе­рераспределения источников доходов между бюджетами разного уровня. 4 стадии: Этапы бюджетного процесса 1) составление проектов бюджетов - преро­гатива Правительства РФ, соответствующих органов исполни­тельной власти субъектов РФ и органов местного самоу­правления. Непосредственное составление проектов бюджетов осуществляют минфин РФ, финансовые орга­ны субъектов РФ и муниципальных образований. 2) рассмотрение и утверждение бюджетов - В составе исполнительной власти, финансовые органы 3) Исполнение бюджетов - 1 чтение – 30 дней, 2 чтение – 35, 3 чтение – 15 дней. 4) Контроль за исполнением бюджетов – осуществляется за соблюдением бюджетных прав на всех уровнях власти, за правильностью расчетов, за целевым и экономным использованием бюджетных ассигнований. 5) осуществление бюджетного учета. 6) Составление, внешняя проверка, рассмотрение и утверждение бюджетной отчетности. Бюджетный процесс в РФ регулируется нормами международного права и бюджетным законодательством РФ включающим в себя постоянные и ежегодные законы. Постоянные законы бывают: 1) федерального уровня (Бюджетный кодекс); 2) законы субъектов РФ; 3) решения местных органов самоуправления. Ежегодные законы существуют тоже на трех уровнях бюджетной системы, например: закон о федеральном бюджете, закон а бюджете субъектов РФ, решения о местном бюджете. А этих законах прописаны полномочия и права всех уровней власти. В конституции РФ прописаны предметы совместного ведения с субъектами РФ, по которым субъекты осуществляют собственное правовое регулирование, принимая законы и нормативные акты.

Задачи БП: макс. выявление всех мат и фин. резервов, определение дох-в бюджета по отд. группам, уст-е расходов по целевому назначению, сокращение и ликвидация бюдж. дефицита, контроль за фин. деят-ю субъектов хозяйствования.

Принципы организации БП: единство, самостоятельность БП, установление правильного соотношения м/у дох. и расх., реальность, гласность, публичность.