Основные сравнительные преимущества лизинговой сделки
Ни один из видов деятельности не найдет широкого применения, если он не будет приносить выгоду всем участникам договорных отношений.
- Инвестирование в форме имущества в отличие от денежного кредита снижает риск невозврата средств, так как за лизингодателем сохраняются права собственности на переданное имущество.
- Лизинг предполагает 100%-ное кредитование и не требует немедленного начала платежей, что позволяет без резкого финансового напряжения обновлять производственные фонды, приобретать дорогостоящее имущество. При использовании обычного кредита предприятие должно было бы часть стоимости покупки оплатить за счет собственных средств.
- Очень часто предприятию легче получить имущество по лизингу, чем ссуду на его приобретение, так как лизинговое имущество выступает в качестве залога. За рубежом некоторые лизинговые компании не требуют от лизингополучателя никаких дополнительных гарантий.
- Лизинговое соглашение более гибко, чем ссуда, так как предоставляет возможность обеим сторонам выработать удобную схему выплат. По взаимной договоренности сторон лизинговые платежи могут осуществляться после получения средств от реализации товаров, произведенных на взятом в лизинг оборудовании. Ставки платежей могут быть фиксированными и плавающими.
- Лизинговые платежи выплачиваются после того, как оборудование установлено на предприятии. Как только оборудование достигло соответствующей производительности, предприятие получает прибыль, часть которой может использоваться для платежей лизингодателю.
- Срок лизинга может быть значительно больше срока кредита.
- При лизинге предусматривается возможность выкупить оборудование по номинальной или остаточной стоимости по истечении срока договора лизинга.
- Для лизингополучателя уменьшается риск морального и физического износа, а также и устаревания имущества, поскольку имущество не приобретается в собственность, а берется во временное пользование.
- Лизинговое имущество не числится у лизингополучателя на его балансе, что не увеличивает его активы и освобождает от уплаты налога на это имущество.
- Лизинговые платежи относятся на издержки производства лизингополучателя и соответственно снижают налогооблагаемую прибыль.
- Наличие амортизационных и налоговых льгот для лизингодателя, дает ему возможность поделиться этими льготами с лизингополучателем путем уменьшения размера лизинговых платежей.
- Производитель имущества имеет дополнительные возможности сбыта своей продукции.
Для объективности отметим ряд недостатков, присущих лизингу. В частности, на лизингодателя ложится риск морального старения имущества и получения лизинговых платежей, а для лизингополучателя выходит, что стоимость лизинга больше, чем цена покупки или банковского кредита. Однако положительных моментов, присущих лизингу, намного больше, чем отрицательных, а с введением налоговых льгот, предусмотренных в постановлении Правительства РФ, лизинговый бизнес стал еще более привлекательным. Введение налоговых и амортизационных льгот во всех странах приводило к бурному развитию лизингового бизнеса, и, наоборот, сокращение предоставляемых налоговых льгот сразу приводило к уменьшению объема лизинговых операций. Реализация данного постановления привела к освобождению лизингодателя от уплаты налога на прибыль, полученную им от реализации договора о лизинге, и налога на добавленную стоимость при выполнении лизинговых услуг. Использование всех предусмотренных налоговых льгот позволяет уменьшить общую величину лизинговых платежей и привлечь к лизингу более широкий круг потенциальных лизингополучателей. В частности, только освобождение лизинговых платежей от налога на добавленную стоимость позволяет уменьшить лизинговые платежи на 18%.
Франчайзинг (от англ. franchise — привилегия, право) — система передачи или продажи лицензий на технологию и товарный знак. Международная ассоциация франчайзинга IFA (International Franchise Association) определяет франчайзинг как продолжительные отношения, при которых франчайзер передает исключительные права, основанные на лицензионном соглашении, заниматься предпринимательской деятельностью, а также оказывает помощь в обучении, маркетинге, управлении в обмен на финансовую компенсацию от франчаизиата. В Российской Федерации действие франчайзинга регламентирует Гражданский кодекс РФ (гл. 54 «Договор коммерческой концессии»). Сущность франчайзинга заключена в том, что фирма (франчайзер), имеющая высокий имидж на рынке, передает на определенных условиях неизвестной потребителям фирме (франчайзиату) право, т.е. франчайз — лицензию на деятельность по своей технологии и под своим товарным знаком и получает за это определенную компенсацию (доход). Франчайзер — это лицензиар франчайза, т.е. правообладатель. Франчайзиат — это лицензиат франчайза, т.е. пользователь.
Согласно ст. 1027 Гражданского кодекса РФ «по договору коммерческой концессии одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или без срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс исключительных прав, принадлежащих правообладателю, в том числе право на фирменное наименование и (или) коммерческое обозначение правообладателя, на охраняемую коммерческую информацию, а также на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав — товарный знак, знак обслуживания и т.д.».
Основной принцип франчайзинга состоит в сочетании ноу-хау франчайзера с капиталом франчаизиата. Франчайзиат выполняет две функции: поставка капитала для создания торгового предприятия и руководство собственным торговым предприятием.
Франчайзер (правообладатель) несет субсидиарную (дополнительную) ответственность по предъявляемым к франчайзиату (пользователю) требованиям о несоответствии качества товаров (работ, услуг), продаваемых (выполняемых, оказываемых) франчайзиатом по договору франчайзинга (коммерческой концессии). Франчайзиат по окончании срока договора имеет право на заключение договора на новый срок на тех же условиях. Франчайзер имеет право отказать в заключении договора на новый срок при условии, что в течение трех лет со дня истечения срока данного договора он не будет заключать аналогичный договор с другими лицами и соглашаться на заключение аналогичных договоров коммерческой субконцессии, действие которых будет распространяться на ту же территорию, на которой действовал прекратившийся договор.
Франчайзинг имеет как преимущества, так и недостатки. Для франчайзера преимущества состоят в возможности: увеличить число торговых предприятий при минимальных вложениях капитала, так как франчайзиат тоже вкладывает свою долю капитала в данный бизнес; увеличить прибыль за счет усилий франчайзиата, так как франчайзиат, являясь собственником предприятия, прилагает максимум усилий для увеличения доходности бизнеса; расширить сеть распределения своего товара (услуги) за счет привязки к себе франчайзиата, так как франчайзиат, как правило, обязан покупать необходимое ему оборудование у франчайзера или через него. Для франчайзиата преимущества заключаются в возможности стать самостоятельным предпринимателем; вести свой бизнес под признанным товарным знаком; использовать уже ранее испытанные формы предпринимательства; приобретать многие виды лицензионного бизнеса по относительно низким ценам и т.п.
Франчайзинг имеет и определенные недостатки. Для франчайзера они заключаются в сложности контроля за деятельностью франчайзиата, так как франчайзер непосредственно им не руководит; в возможности потерять свой имидж из-за плохой работы франчайзиата и др. Для франчайзиата недостатки состоят в контроле со стороны франчайзера, что может оставить франчайзиату мало возможностей для самовыражения в бизнесе; в больших затратах на услуги франчайзера, например, на покупку оборудования, которое франчайзиат обязан покупать только у франчайзера, в то время как у другого продавца оно может стоить немного дешевле; в опасности изменения политики франчайзера в худшую для франчайзиата сторону и т.п.
За рубежом франчайзинг преобладает в отраслях, которые характеризуются интенсивным вложением капитала. Традиционный метод финансирования, используемый франчайзиатом, заключается в сочетании собственных ресурсов и банковских кредитов, а также средств, полученных от залога имущества. Франчайзинг является средством мобилизации капитала. Он привлекает капиталовложения большого числа инвесторов, стремящихся стать владельцами своего собственного дела, при этом общая сумма вложенного капитала намного превышает сумму, которая может быть получена от традиционных источников финансирования.
Существует два типа франчайзинга — товарный и бизнес-формат. Товарный франчайзинг связан с продажей товарных групп франчайзера франчайзиату, платежами, взыскиваемыми с франчайзиата и условиями платежей. В отдельных случаях он имеет отношение к оплате гарантийных услуг и возмещению расходов на совместную рекламу. При товарном франчайзинге франчайзер по договору франчайза уступает франчайзиату право продажи товаров (услуг) на строго определенном рынке или определенной территории, а франчайзиат, в свою очередь, обязуется закупать товары исключительно у франчайзера.
Бизнес-формат франчайзинга заключается в предоставлении франчайзиату со стороны франчайзера целого пакета услуг: обучение бизнес-процессам, передача производства, ноу-хау, накопленного опыта, товарных знаков, фирменных названий, знаков обслуживания и др. При этом типе франчайзинга взимается начальный гонорар за предоставление франчайза. Это могут быть разовая плата и плата по частям за франчайз, обучение, другие услуги. При франчайзинге бизнес-формата требуется, чтобы франчайзиат делал взносы в рекламный фонд, находящийся в ведении франчайзера. Доходы франчайзера складываются из первоначально уплачиваемого ему одноразового вознаграждения (вступительный взнос) и из постоянных отчислений, т.е. текущих сборов (процент от выручки или от прибыли). Источниками доходов франчайзера является также и прибыль, полученная от сдачи в аренду франчайзиату недвижимости, движимого имущества; кредитования; сдачи в залог имущества франчайзиата; покупки и перепродажи розничных торговых предприятий франчайзиата и др.
Толлинг (англ. tolling), или толлинговые операции, — это специфическая схема внешнеэкономических связей, оформляемая в форме контракта на услуги по обработке иностранного давальческого сырья, ввозимого на таможенную территорию Российской Федерации для дальнейшей переработки его российскими предприятиями в готовую продукцию, вывозимую за пределы России. Другими словами, толлинг — это способ организации производства, основанный на разделении товарно-сырьевых поставок и переработке давальческого сырья, и связанных с ним денежных потоков (потоков валюты), позволяющий существенным образом экономить собственные оборотные средства и минимизировать налоговые платежи. Давальческое сырье представляет собой материалы, продукцию, передаваемую их владельцам без оплаты другим организациям для переработки (доработки), включая розлив.
Толлинг имеет две формы: внешнюю и внутреннюю. При внешнем толлинге нерезидент приобретает сырье за границей для передачи его в переработку российским хозяйствующим субъектам. Внутренний толлинг означает, что нерезидент приобретает сырье на территории России, отдает его в переработку российским хозяйствующим субъектам, затем оплачивает обработку сырья в валюте и оформляет продукцию на экспорт. Валютный контроль со стороны банка может быть установлен только за переработкой сырья и экспортом готовой продукции. Процесс же покупки сырья нерезидентом есть процесс неконтролируемый, поэтому некоторые экономисты считают операции внутреннего толлинга не совсем законными.
Толлинг часто приводит к разделению производственных программ между фирмами, созданию совместных производств и научных коллективов. Толлинг появился в Российской Федерации в 1993 г., когда иностранные заказчики начали перерабатывать в России свое (давальческое) сырье и получать при вывозе алюминия из России всевозможные льготы, в том числе освобождение от налога на добавленную стоимость, пошлин и др. Договор толлинга согласно п. 1 ст. 8. Гражданского кодекса РФ является основанием для возникновения гражданских прав и обязанностей. По своей правовой природе этот договор относится к смешанным договорам и содержит элементы договоров подряда, поставки, а в ряде случаев и мены. Согласно письму Министерства финансов РФ от 25 апреля 1997 г. № 11-01-08/113 «О некоторых вопросах налогообложения операций по "внутреннему" и "внешнему" толлингу» схема внешнего толлинга определяется таможенным режимом «Переработка товаров на таможенной территории» (гл. 9 Таможенного кодекса РФ), которым установлен порядок налогообложения товаров, помещаемых под данный таможенный режим. В отношении внутреннего толлинга действуют нормативные акты, приравнивающие его к экспорту отдельных коммерческих операций без вывоза товаров с таможенной территории за границу. Таким образом, операции внутреннего толлинга приравниваются к таможенному режиму экспорта, что освобождает указанные товары от налога на добавленную стоимость. Внутренний толлинг действует по следующей схеме (рис. 19.2.3).
Приравненные к экспорту отдельные коммерческие операции без вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации за границу выпадают из-под таможенно-банковского контроля, что способствует неуплате налога на добавленную стоимость в федеральный бюджет и оттоку российского капитала из страны. В случае постановки иностранных организаций на учет в качестве налогоплательщиков они освобождаются от налога на добавленную стоимость по товарам, вывозимым ими за пределы территории государств — участников СНГ, и имеют право на возмещение сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных поставщикам материальных ресурсов (работ, услуг), используемых для производства таких товаров.
Особое значение при осуществлении импортно-экспортных операций с давальческим сырьем (обработкой в России или за ее пределами) имеет оценка его стоимости. Письмом Государственного таможенного комитета от 2 октября 1996 г. № 06-10/17627 установлено, что цены на ввозимое давальческое сырье и вывозимые продукты переработки не оговариваются в контрактах даже для целей таможенного оформления. При импорте процедура оценки принципиально урегулирована приказом Государственного таможенного комитета РФ от 5 января 1994 г. № 1 «О таможенной стоимости товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации» и Законом РФ от 21 мая 1993 г. № 5005-1 «О таможенном тарифе». Допускается в целях упрощения и унификации таможенной оценки применение метода «по цене сделки» в случаях ввоза товаров по условно-стоимостным сделкам (сделкам, по которым нет реального движения денежных средств).
Поскольку официальной ценой сделки купли-продажи является стоимость услуги по переработке, то при импорте операцию по ввозу давальческого сырья можно рассматривать как условно-стоимостную оценку каждого товара с включением всех расходов по доставке товара до места ввоза на таможенную территорию России (в качестве такого документа обычно предъявляется счет-проформа).
Эффективность реализации толлинговых проектов требует правильной организации не только товарных, но и финансовых потоков, включая различные виды расчетов, взаимозачеты, создание вексельных центров и прочей финансовой инфраструктуры.
Фронтирование рынка, или фронтинг (от англ. front — выходить на), — это операция по захвату финансового рынка другого хозяйствующего субъекта или зарубежного рынка. Фронтирование рынка связано с решением целого комплекса аналитических и организационных задач. Начальным моментом фронтирования рынка являются разработка и реализация стратегии финансового маркетинга. Данная стратегия включает в себя пять концепций: сегментация финансового рынка, выбор целевого рынка, выбор метода выхода на рынок, выбор маркетинговых средств, выбор времени выхода на рынок.
Захват финансового рынка начинается с экспортного маркетингового исследования финансового рынка, задачей которого является изучение возможностей реализации своих новых продуктов на зарубежных финансовых рынках. Экспортное маркетинговое исследование в области финансовых инноваций означает нахождение потенциальных инвесторов-покупателей за границей. Оно включает в себя следующие этапы:
1) изучение всех доступных внешних финансовых рынков с целью выбора более перспективных;
2) обоснование выхода на финансовый рынок конкретной страны или группы стран, например на западноевропейский, южноамериканский, азиатский рынки и т.п.;
3) составление программы маркетинга при реализации своей финансовой инновации на зарубежном рынке. Эта программа включает в себя изучение рыночного потенциала, исследование позиций конкурентов, сбор и изучение информации об инвесторах-покупателях и т.п. Рыночный потенциал означает емкость рынка, т.е. количество продукта или операции (технологии), которое можно продать за год на рынке при действующих ценах (курсах, процентных ставках). Позиция конкурентов характеризуется многими факторами: местом на рынке, имиджем, конкурентоспособностью продукта, финансовым состоянием и платежеспособностью и т.п.;
4) выбор метода выхода на рынок;
5) выбор времени выхода на рынок.
Метод и время выхода финансовой инновации на зарубежный рынок зависят от конкретной ситуации на этом рынке. Перед экспортом финансовой инновации обычно ставятся задачи по определению степени привлекательности финансового продукта или операции (технологии) для инвесторов-покупателей, объема новых финансовых продуктов и их стоимости.
Для получения ответа на поставленные вопросы используют первичную и вторичную информацию. Первичная информация — это информация, собранная для какой-либо конкретной цели. Вторичная информация представляет собой информацию, которая уже существует, будучи собранной ранее для других целей. Поскольку вторичная информация уже существует, то исследование зарубежного рынка следует начать именно со сбора этой информации. Для аналитика вторичная информация является более доступной, чем первичная, и обходится намного дешевле.
В настоящее время фронтирование широко применяется на международном страховом рынке и на рынке международных банковских услуг. На международном страховом рынке фронтирование означает операцию, в процессе которой страховая компания оформляет страховой полис, но риск (весь или часть его) передает другому страховщику, который не фигурирует в договоре. Другими словами, фронтирование страхового рынка — это принятие на страхование рисков с целью передачи их полностью или частично другим страховым компаниям, часто по просьбе последних, за соответствующее вознаграждение. Оно осуществляется в случаях, когда страховщик желает попасть на рынок, куда он сам или его полисы не допускаются. Тогда страховщик обращается к местной страховой компании с предложением оформить за вознаграждение страховой полис, а затем переводит на себя риск и страховые взносы. Страховая компания, выдающая по просьбе другого страховщика страховой полис от своего имени, имея в виду, что 100% принятого риска будет перестраховано у того же страховщика, по просьбе которого выдается страховой полис, называется фронтирующей компанией, а сам страховой полис называется фронт-полис. Страховые компании весьма изобретательно подходят к оформлению полиса, поскольку юридическое лицо, выдавшее полис, является ответчиком в случае возможных претензий.
Фронтирование международных банковских услуг осуществляется путем проведения операций своп. Например, К. Рэдхэд и С. Хьюс в книге «Управление финансовыми рисками» приводят следующий пример валютного свопа. В начале 1980-х годов, когда Всемирный банк брал кредиты в швейцарских франках, возникла ситуация по переполнению рынка долговыми обязательствами этого банка. Рынок швейцарского франка был настолько насыщен долговыми обязательствами Всемирного банка, что банк столкнулся с проблемой повышения процентных ставок. Банк обошел эту проблему, взяв взаймы доллары и заключив своп с компанией «JBM». В связи с тем что на рынке швейцарского франка было относительно мало корпоративных заемщиков из США, этим корпорациям предоставлялись кредиты под относительно низкие проценты. Компания «JBM» тем самым получила возможность брать взаймы швейцарские франки дешевле, чем Всемирный банк. Компания «JBM» взяла кредит в швейцарских франках и осуществила своп (швейцарские франки против долларов США) со Всемирным банком на взаимовыгодных условиях.
Инвестиционные операции — это сделки по вложениям свободного капитала. Эти вложения могут осуществляться по двум направлениям:
1) иностранные инвестиции, идущие в Россию для вложения в российский бизнес;
2) российские инвестиции, идущие за рубеж для вложения в иностранный бизнес.
Иностранные инвестиции на территории нашей страны регулируются Федеральным законом от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации». При этом особое внимание уделяется прямым инвестициям. Прямая инвестиция представляет собой:
— приобретение иностранным инвестором не менее 10% доли (вклада) в уставном (складочном) капитале коммерческой организации, созданной или вновь создаваемой на территории РФ в форме хозяйственного товарищества или общества в соответствии с гражданским законодательством РФ;
— вложение капитала в основные фонды филиала иностранного юридического лица, создаваемого на территории РФ;
— осуществление на территории РФ иностранным инвестором как арендодателем финансовой аренды (лизинга) оборудования, указанного в разд. XVI и XVII Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств (ТН ВЭД СНГ), таможенной стоимостью не менее 1 млн. руб.
Правовой режим деятельности иностранных инвесторов и использования полученной от инвестиций прибыли не может быть менее благоприятным, чем правовой режим деятельности и использования полученной от инвестиций прибыли, предоставленный российским инвесторам, за изъятиями, устанавливаемыми федеральными законами. Изъятия ограничительного характера для иностранных инвесторов могут быть установлены только в той мере, в какой это необходимо для защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Изъятия стимулирующего характера в виде льгот для иностранных инвесторов могут быть установлены в интересах социально-экономического развития РФ. Виды льгот и порядок их предоставления устанавливаются законодательством РФ.
Филиал иностранного юридического лица, созданный на территории Российской Федерации, выполняет часть функций или все функции, включая функции представительства, от имени создавшего его иностранного юридического лица (головной организации) при условии, что цели создания и деятельности головной организации имеют коммерческий характер и головная организация несет непосредственную имущественную ответственность по принятым ею обязательствам в связи с ведением указанной деятельности на территории РФ. Дочерние и зависимые общества коммерческой организации с иностранными инвестициями не пользуются правовой защитой, гарантиями и льготами, установленными законом.
Российская коммерческая организация получает статус коммерческой организации с иностранными инвестициями со дня вхождения в состав ее участников иностранного инвестора. С этого дня коммерческая организация с иностранными инвестициями и иностранный инвестор пользуются правовой защитой, гарантиями и льготами, установленными законом РФ.
Иностранный инвестор, коммерческая организация с иностранными инвестициями, созданная на территории Российской Федерации, в которой иностранный инвестор владеет не менее чем 10% доли (вклада) в уставном (складочном) капитале указанной организации, при осуществлении ими реинвестирования пользуются в полном объеме правовой защитой, гарантиями и льготами, установленными законом. Иностранному инвестору на территории Российской Федерации предоставляется безусловная защита прав и интересов. Он имеет право на возмещение убытков, причиненных ему в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в соответствии с гражданским законодательством РФ. Иностранный инвестор имеет право осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации в любых формах, не запрещенных законодательством. Оценка вложений капитала в уставный (складочный) капитал коммерческой организации с иностранными инвестициями производится в соответствии с законодательством РФ в российской валюте.
Имущество иностранного инвестора или коммерческой организации с иностранными инвестициями не подлежит принудительному изъятию, в том числе национализации, реквизиции, за исключением случаев и по основаниям, которые установлены федеральным законом или международным договором РФ. При реквизиции иностранному инвестору или коммерческой организации с иностранными инвестициями выплачивается стоимость реквизируемого имущества. При прекращении действия обстоятельств, в связи с которыми произведена реквизиция, они вправе требовать в судебном порядке возврата сохранившегося имущества, но при этом обязаны возвратить полученную ими сумму компенсации с учетом потерь от снижения стоимости имущества. При национализации имущества возмещаются стоимость национализируемого имущества и другие убытки. Спор иностранного инвестора, возникший в связи с осуществлением инвестиций и предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации, разрешается в соответствии с международными договорами РФ и федеральными законами в суде или арбитражном суде либо в международном арбитраже (третейском суде).
Иностранный инвестор имеет также право на беспрепятственный перевод за пределы РФ доходов, прибыли, других правомерно полученных денежных сумм в иностранной валюте в связи с ранее осуществленными им инвестициями. Деятельность иностранных инвесторов, осуществляемая в форме капитальных вложений на территории России, регулируется также ст. 5 Федерального закона от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений».
Правительство РФ разрабатывает и реализует государственную политику в сфере международного инвестиционного сотрудничества, а именно:
-
определяет целесообразность введения запретов и ограничений на осуществление иностранных инвестиций на территории РФ, разрабатывает законопроекты о перечнях указанных запретов и ограничений;
-
определяет меры по контролю за деятельностью иностранных инвесторов в РФ;
-
утверждает перечень конкретных инвестиционных проектов;
-
разрабатывает и обеспечивает реализацию федеральных программ привлечения иностранных инвестиций;
-
привлекает инвестиционные кредиты международных финансовых организаций и иностранных государств на финансирование бюджета развития в РФ инвестиционных проектов федерального значения и др.
Осуществление инвестиционных операций российского предпринимательского капитала за рубежом производится только на основании соответствующих разрешений, выдаваемых Центральным банком РФ (Банком России). Порядок выдачи Банком России разрешений на проведение инвестиционных операций производится в соответствии с Положением о порядке выдачи Банком России разрешения на проведение отдельных видов валютных операций, связанных с движением капитала (далее — Положение), утвержденным Банком России 20 июля 1999 г. № 82-П. Этот порядок распространяется на осуществляемые инвестором (не являющимся кредитной организацией) инвестиционные операции на сумму свыше 1 млн. долл. США, на взносы в уставный капитал оффшорной компании, финансовой компании-нерезидента, кредитной организации за границей, а также на осуществление инвестором совместной с нерезидентом деятельности за границей.
Разрешение Банка России подготавливается Департаментом валютного контроля (ДВК) и выдается только на основании решений, принимаемых Комитетом банковского надзора (КБН). Порядок выдачи (или отказа в выдаче) разрешений следующий:
1) инвестор направляет в уполномоченный банк, осуществляющий расчетное обслуживание по инвестиционной операции, комплект документов;
2) инвестор несет ответственность за достоверность информации, содержащейся в представленных документах, в соответствии с федеральными законами;
3) для получения разрешения Банка России на вывоз капитала инвестором, не являющимся кредитной организацией, в комплект документов включается положительное заключение Министерства экономики РФ. Без положительного заключения Минэкономики разрешение Банка России не выдается;
4) уполномоченный банк в течение пяти рабочих дней проверяет представленные документы и при их соответствии требованиям валютного законодательства РФ и Положения, подписывает Заявку и направляет документы в ДВК. С момента подписания Заявки уполномоченный банк несет ответственность за соответствие информации, содержащейся в документах, требованиям п. 1;
5) при наличии замечаний к оформлению документов или представлении инвестором неполного пакета документов уполномоченный банк в течение пяти рабочих дней с даты получения документов возвращает их инвестору на доработку. Документы направляются в адрес инвестора заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо вручаются под расписку представителю инвестора, имеющему надлежащим образом оформленную доверенность. Договором, заключенным между уполномоченным банком и инвестором, может быть предусмотрен иной способ обмена документами;
6) после получения документов ДВК проверяет их соответствие требованиям валютного законодательства РФ и указанного Положения. В случае представления неполного комплекта документов, документов, оформленных с нарушением требований указанного Положения или содержание которых противоречит валютному законодательству РФ, ДВК направляет их инвестору (копию — уполномоченному банку) с уведомлением об отказе в их рассмотрении с указанием причин отказа;
7) после доработки документов с учетом требований валютного законодательства РФ и указанного Положения инвестор направляет документ в уполномоченный банк, который после проверки, и подписания заявки направляет их в Банк России для получения разрешения. В этом случае срок рассмотрения документов в ДВК, составляющий 30 рабочих дней, исчисляется с даты регистрации в Банке России доработанного с учетом требований указанного Положения комплекта документов;
8) если инвестором является кредитная организация, то в течение пяти рабочих дней с даты регистрации в Банке России ДВК направляет копии представленной заявки в Департамент пруденциального банковского надзора, Департамент инспектирования кредитных организаций, Департамент по организации банковского сапонирования, которые в двухнедельный срок с даты поступления документов рассматривают их и направляют в ДВК заключение о финансовом состоянии инвестора — кредитной организации;
9) в случае необходимости при рассмотрении документов, направленных инвестором, не являющимся кредитной организацией, ДВК может направить запрос на получение заключения в следующие министерства РФ: Министерство торговли, Министерство иностранных дел, Министерство государственного имущества и другие органы управления в зависимости от характера проводимой инвестиционной операции, уведомив об этом инвестора, а также запросить дополнительную информацию непосредственно у инвестора. Запросы направляются в течение 30 рабочих дней с даты регистрации документов в Банке России. В этом случае срок рассмотрения документов в ДВК (30 рабочих дней) исчисляется с даты представления в Банк России последнего запрошенного документа;
10) общий срок рассмотрения документов, представленных инвестором для получения разрешения Банка России на проведение инвестиционной операции в случаях, предусмотренных в указанном Положении, не должен превышать трех месяцев;
11) если инвестором является кредитная организация, то ДВК готовит заключение о возможности проведения инвестиционной операции на основе представленных инвестором документов, заключений Департамента пруденциального банковского надзора, Департамента инспектирования кредитных организаций, Департамента по организации банковского сапонирования. Если инвестор не является кредитной организацией, то ДВК готовит заключение о возможности проведения инвестиционной операции на основе представленных инвестором документов, заключения Минэкономразвития России, а в случае направления запросов в другие органы управления — их заключений. Заключение Департамента валютного регулирования и валютного контроля (ДВР и ВК) направляется на имя председателя (заместителя председателя) КБН для рассмотрения на заседании КБН и принятия соответствующего решения;
12) КБН принимает решение о выдаче разрешения (отказе в выдаче) Банка России на вывоз капитала, на основании которого ДВК в течение пяти рабочих дней со дня принятия решения направляет инвестору разрешение (отказ) Банка России на вывоз капитала за подписью председателя КБН или уполномоченного лица.
- Основы финансов и кРедиТа Учебное пособие
- Часть I.
- Сущность, функции и эволюция финансов в экономике
- Финансовая система рф, ее звенья и органы управления
- Финансовый механизм
- Взаимоотношения предприятий с различными звеньями финансовой системы
- Понятие и структура финансовой среды предпринимательства
- Сущность и виды денег
- Функции денег
- Понятие денежного обращения
- Закон денежного обращения
- Измерение денежной массы
- Сущность и функции бюджета, его роль в финансовой системе
- Бюджетная система России, понятие, уровни и принципы функционирования
- 1.2. Бюджетные дефициты и профициты
- Бюджетная классификация, понятие и значение
- Доходы бюджета: классификация, структура, источники
- Расходы бюджета: классификация, структура
- Бюджетный процесс: понятие, принципы, участники и стадии бюджетного процесса
- Понятие кредитной системы рф, ее основные звенья
- Банковская система России
- Центральный банк России, его задачи и функции
- Коммерческие банки, их функции, виды операций
- Виды операций коммерческих банков
- Теории кредита
- 2.1. Адам Смит «о капитале, ссужаемом под проценты».
- 2.1. Маршал о проценте на капитал.
- III. Капиталотворческая теория кредита.
- 3.1. Дж. Ло и г. Маклеод.
- 3.2. И. Шумперт и а. Ган.
- IV. Теории денежно-кредитного регулирования.
- 4.1. Теория денег и денежно-кредитного регулирования Кейнса.
- 4.2. Монетаризм.
- Сущность, функции, роль кредита. Принципы кредитования
- Классификация кредитов по формам и видам
- Международные финансово-кредитные организации: их цели и функции
- Валютный рынок: понятие, его участники и классификация
- Валютные операции: понятие, лицензирование деятельности банка по валютным операциям
- Рынок ценных бумаг: понятие, его классификация, участники
- Классификация ценных бумаг
- Порядок выпуска ценных бумаг
- Вторичный рынок ценных бумаг. Фондовая биржа, внебиржевой рынок
- Облигации, их виды. Процент и дисконт. Определение стоимости и доходности облигаций
- Сущность и функции финансов предприятий
- Организация финансов предприятий
- Финансовый план как составная часть бизнес-плана
- Финансовые ресурсы предприятий
- Виды фондов предприятий
- Виды финансовых рисков предприятий
- 3. По совокупности исследуемых инструментов:
- 4. По комплексности исследования:
- Содержание и структура затрат на производство и реализацию продукции
- Выручка от реализации продукции сельскохозяйственных предприятий
- Оборотные активы сельскохозяйственной организации: сущность, назначение, состав
- Организация оборотных средств сельскохозяйственного предприятия
- Капитальные вложения: понятие, классификация, источники финансирования
- Планирование капитальных вложений и источников их финансирования
- Финансирование и кредитование затрат на формирование основного стада
- Формирование и кредитование затрат по закладке и выращиванию многолетних насаждений
- Страхование и страховая деятельность (страховое дело)
- Страхование сельскохозяйственных растений
- Страхование сельскохозяйственных животных
- Сущность и методы планирования финансовых ресурсов
- Финансовые операции международных организаций
- Основные сравнительные преимущества лизинговой сделки
- Международные кредитные операции
- Виды факторинговых операций
- Типы факторинговых соглашений
- Факторинг во внешнеэкономической деятельности
- Часть II.
- Вопрос 1. Номиналистическая теория денег и ее представители
- Вопрос 2. Сущность и функции денег. Денежная масса. Денежные агрегаты
- Вопрос 3. Виды денег и их особенности
- Вопрос 4. Эмиссия наличных денег
- Вопрос 7. Безналичный денежный оборот, его организация и формы
- Вопрос 5. Денежный оборот и его структура
- Вопрос 8. Экономические аспекты безналичных расчетов с использованием кредитных карточек.
- Вопрос 9. Сущность и значение измерения денежной массы
- Вопрос 10. Эволюция мировой денежной системы
- Вопрос 13. Валютные отношения и валютная система
- Вопрос 14. Валютный курс и инструменты его регулирования
- Вопрос 15. Платежный и расчетный баланс страны в системе валютного регулирования.
- Вопрос 16. Необходимость кредита и его основные признаки
- 17. Рынок ценных бумаг
- 18. Функции и основные принципы кредитования
- Вопрос 20. Ссудный процент и его роль
- Вопрос 23. Понятие и элементы банковской системы
- Вопрос 24. Организация деятельности цб рф
- Вопрос 29. Международные финансово- кредитные институты
- Вопрос 36. Финансовый контроль как функция управления финансами
- Вопрос 37. Финансовая система России, ее сферы и звенья
- Вопрос 38. Финансовая политика
- Вопрос 39. Общая характеристика государственного бюджета
- Вопрос 40. Доходы государственного бюджета рф
- Вопрос 41. Расходы государственного бюджета
- 44. Организация казначейского исполнения бюджетов. Исполнение бюджета
- Вопрос 51. Фонд социального страхования
- Вопрос 56. Фонды здравоохранения: назначение и финансовые ресурсы
- Вопрос 57. Роль финансов в развитии международного сотрудничества
- Вопрос 58. Международные финансовые институты