Вопрос 1. Современные теории финансов. Основные подходы к трактовке финансов в зарубежной литературе
Современное развитие западной экономической мысли характеризуется противостоянием кейнсианской и неоклассической школ, что обусловило два во многом отличных друг от друга направления в исследовании государственных финансов. Первое направление формируется в лоне либерально-реформистских идей государственного вмешательства в экономику, второе - неоклассических теорий, направленных на ограничение такого вмешательства.
Огромное влияние на финансовую науку и финансовую политику в течение нескольких послевоенных десятилетий оказал автор хрестоматийной работы «Общая теория занятости, процента и денег» шотландский ученый-экономист Дж.М. Кейнс (отсюда кейнсиантство). По мнению Кейнса, главным инструментом регулирования экономики является бюджет, на него и финансовую политику возлагается ответственность за обеспечение занятости рабочей силы и производственных мощностей. «Эффективный спрос» - главный постулат его теории - можно обеспечить, главным образом, посредством государственных расходов. Поэтому его структура и источники занимают важное место в его теории и как следствие реальной финансовой политике. Обеспеченный налогами и займами спрос государства на товары и услуги способен стимулировать производство и тем самым рост национального дохода и занятости.
Последователи Кейнса назвали это принципом «дефицитного финансирования». Рост задолженности государства и местных властей он рассматривал как неотъемлемую часть государственного регулирования. Следование на практике этому принципу вылилось в то, что соответствие доходов и расходов бюджета стало считаться пережитком. Таким образом, рынок ссудных капиталов становится одним из инструментов достижения «Эффективного спроса», а дефицит государственного бюджета превращается в один из инструментов регулирования экономики.
Кейнсианство стало теоретической платформой для правительств западных стран, которые посредством стимулирования государственного спроса создали достаточно эффективные производства, работающие на государственный заказ. Рост государственных расходов позволил создать и солидные системы образования, здравоохранения, социального обеспечения.
Однако кейнсианство в чистом виде стимулировало и негативные процессы, выражающиеся, прежде всего, в хронических бюджетных дефицитах, росте государственного долга, высоком размере инфляции.
Последователи Кейнса, проанализировав сильные и слабые стороны чистого кейнсианства, предложили усовершенствованную теорию государственного вмешательства в экономику А. Хансен, А. Оукен, Р. Линдхольм (США), Р. Харрод, Дж. Вайсман (Великобритания), Ф. Неймарк (ФРГ) предложили так называемую «антициклическую теорию», сущность которой сводится к тому, что путем изменений в государственных доходах и расходах можно обеспечить равновесие в экономическом развитии.
Логичным продолжением вышеназванных взглядов стала теория «циклического балансирования» государственного бюджета, которая были предложена представителями стокгольмской школы Э. Линдалем и Г. Мюрдалем. Эта теория вызвала к жизни идею «долгосрочного программирования бюджета» к экономическому циклу. Общая сумма доходов за годы цикла должна равняться объему расходов, дефицит, возникший за годы кризиса, нужно покрывать бюджетными излишками, образующимися в период подъема. Следуя этой теории, правительства западных стран стали создавать специальные фонды для циклического балансирования конъюнктуры. Практика, однако, опровергла эту теорию. Дело в том, что в основу теории «циклического балансирования» положена причинно-следственная связь, так как циклическое развитие производства определяет возможности и пределы антициклической бюджетной политики, а не наоборот.
С возникновением теории «экономического роста», поиском новых, более эффективных средств воздействия на этот процесс формируется «компенсирующая» бюджетная концепция. Если сторонники «циклического балансирования» в конечном счете проповедуют идею сбалансированного в пределах цикла бюджета, то представители «компенсирующего» бюджета считают, что в современных условиях он может и должен иметь постоянный, хронический дефицит. Если экономика не всегда способна обеспечить необходимый спрос со стороны частных хозяйств, то государство должно возместить недостаток эффективного спроса расширением государственных инвестиций, финансируемых главным образом за счет займов.
Консервативная концепция С середины 50-х годов начинается активный поиск альтернативной кейнсианству научной доктрины организации государственных финансов и финансовой политики. Неоконсерваторы возвращаются к теории факторов производства, согласно которой национальный доход распределяется пропорционально предельной полезности капитала, труда и земли. Эта концепция содержит в себе рациональное зерно, поскольку позволяет «взвешивать» затраты с выпуском готовой продукции. И далее, представители этой школы делают важный вывод о том, что государственные расходы способны обеспечить оптимальное соотношение между факторами производства. Неоконсерваторов нередко упрекали в том, что они посягают на социальную защищенность населения. Это не совсем так. Да, они действительно выступают за ограничение государственных расходов в социальную сферу, но одновременно, понимая, что в условиях научно-технического прогресса именно труд является основным фактором производства, они считают необходимым увеличение вложений в рабочую силу, повышение се квалификации. Американский экономист Т. Шульц, лауреат Нобелевской премии, выдвинул концепцию, согласно которой при анализе экономического роста необходимо учитывать не только инвестиции в основные фонды и оборотный капитал, но и в рабочую силу.
В неоконсервативной теории государственных финансов приоритет отдан налогам, поскольку именно они определяют размер сбережений и инвестиций. По их мнению, посредством налогов должны решаться стратегические задачи экономического роста, и поэтому они выступают за переход от прогрессии к пропорциональности, создание нейтральной налоговой системы, не искажающей развитие рыночных механизмов. На основании сравнений уровня налогового бремени и экономического роста по ряду стран они установили обратно пропорциональную зависимость между этими макроэкономическими показателями.
Американский экономист А. Лаффер обосновал зависимость между ростом налоговых ставок, доходами федерального бюджета и облагаемой налогом частью национального производства. На основании построенного им графика видно, что повышение налоговых ставок до определенного предела приводит к росту доходов бюджета, однако за этим пределом доходы начинают уменьшаться. Это обусловлено двумя обстоятельствами. Во-первых, высокие налоговые ставки дестимулируют производственную и предпринимательскую активность, а во-вторых, способствуют стремлению уклониться от налогообложения. Теория А. Лаффера легла в основу налоговых реформ в США.
Теория «общественного» товара и другие теории
Заметное влияние на теорию финансовой политики оказала концепция «неоклассического синтеза», одним из виднейших представителей которой является П. Самуэльсон. По его учебникам «Экономикс» начиналось освоение премудростей рыночной экономики в нашей стране. Он считал, что экономического равновесия можно достичь не только путем изменений в области государственных расходов и налогов, но и мерами, предусматривающими применение учетной ставки, процента, проведения операций на открытом рынке, т.е. денежно-кредитными инструментами.
Самуэльсон стал родоначальником нескольких научных концепций. Одна из них - «Чистая теория государственных расходов», которая более известна как теория «общественного товара». В ее основе лежит сформированная еще в конце XIX в. точка зрения рассматривать налоги как плату за государственные услуги, в интерпретации Самуэльсона «общественный товар». Что отличает «общественный товар» от индивидуального? Во-первых, то, что его потребление одним членом общества не уменьшает его потребительскую стоимость для других, во-вторых, всеобщая доступность, в-третьих, его предоставляет государство, т.е. он не находится в рыночной среде.
Примерами «общественного товара» может служить оборона, здравоохранение, образование, информация. В идее «общественного товара» прослеживается идея распределения финансовых ресурсов между государственным и частным секторами экономики. Регулирование соотношений относится к компетенции государства, так как частный сектор не заинтересован во вложениях в эти неприбыльные отрасли. Однако именно производственная и социальная инфраструктуры способствуют развитию производительных сил, а значит и росту прибыли по всему народному хозяйству.
- Вопрос 1. Доходы организаций (предприятий), формирование и использование выручки от продаж.
- Вопрос 2. Обязательное пенсионное страхование в рф: содержание и виды обеспечения.
- Вопрос 3. Учетная политика организации и оптимизация налоговых платежей.
- Вопрос 1. Себестоимость проданной продукции (работ, услуг); нормативное регулирование и планирование.
- Вопрос 2. Имущественное страхование: содержание, основные виды. Формы и системы страхового возмещения.
- Вопрос 3. Налог на добавленную стоимость: экономическая сущность, действующий механизм взимания в рф и его совершенствование.
- Вопрос 3. Порядок взимания косвенных налогов при осуществлении э-и операций. Принцип страны назначения товаров.
- Вопрос 3. Организация работы налоговых органов в рф. Направления совершенствования нал. Администрирования.
- Вопрос 1. Планирование потребности в оборотном капитале. Финансовый цикл организации.
- Вопрос 2. Деньги. Определение категории. Содержание денег (функции) и форма (эволюция от примитивных к современным).
- Вопрос 3. Налоговый учет в системе налогообложения.
- Вопрос 1. Иерархия целей денежно-кредитной политики.
- Вопрос 2. Принципы организации операций по страхованию жизни.
- Вопрос 3. Виды, методы, программы налоговых проверок, порядок оформления их результатов.
- Вопрос 1. Капитал акционерного общества, состав классификация….
- Вопрос 3. Стадии и методы нп на предприятии.
- Вопрос 1. Стоимость акционерного капитала. Теории и модели.
- Вопрос 2. Равновесие на рынке кредита и факторы влияющие на величину процентной ставки: Эффект ликвидности дохода, инфляционное вытеснение.
- Вопрос 3. Участниками налоговых отношений в соответствии с законодательством о налогах и сборах являются:
- Вопрос 1. Управление структурой капитала. Эффект финансового рычага. Американская и европейская концепция.
- Вопрос 2. Валютный курс, факторы его формирования и методы регулирования.
- Вопрос 3. Налог на прибыль организаций: основные элементы, принципы определения налогооблагаемой прибыли. Основные изменения в налогообложении прибыли с 2011 г.
- Вопрос 1. Современные теории дивидендов. Виды дивидендной политики и порядок выплаты дивидендов в рф.
- Вопрос 2.Особенности валютного рынка. Основные валютные операции.
- Вопрос 3. Классификация доходов и расходов организации для целей налогообложения прибыли, порядок их определения. Амортизационная политика организации.
- Вопрос 1. Модель средневзвешенной стоимости капитала и области ее применения.
- Вопрос 2. Системы социальных пособий, финансируемых Фондом социального страхования.
- Вопрос 3. Налоговый контроль в системе государственного финансового контроля. Формы и методы налогового контроля.
- Вопрос 1. Современная российская валютная система.
- Вопрос 2. Деньги центрального банка и деньги коммерческих банков. Природа денежного мультипликатора.
- Налог на прибыль организаций
- Налог на имущество физ. Лиц
- Вопрос 1. Инвестиции: понятие и классификация, общая хар-ка инвестиц.Среды в рф.
- Вопрос 2. Личное страхование,его значение и виды.
- Вопрос 3. Порядок применения нулевой ставки ндс при экспорте товаров (работ, услуг).
- Вопрос 1.Организация кассового обслуживания клиентов в банках. Порядок приема и выдачи наличных денег. План-прогноз кассовых оборотов банка.
- Вопрос 2. Принципы организации и финансирования обязательного медицинского страхования в рф.
- Вопрос 3. Налоговый и бухгалтерский подходы к формированию прибыли.
- Вопрос 1 .Финансирование реальных инвестиций: источники , формы и способы .
- Вопрос 2. Расчеты по средствам банковских карт. Рынок банковских карт в России.
- Вопрос 3. Налогообложение имущества организаций в рф: действующая практика, направления развития.
- Вопрос 2 Способы определения ставки дисконтирования при оценке инвестиционных проектов.
- Вопрос 3. Расчеты по инкассо. Платежные требования и инкассовые поручения.
- Вопрос 1. Понятие финансового инструмента. Классификация финансовых инструментов, оценка их стоимости и доходности.
- Вопрос 3.Система налогообложения для сельскохоз.Товаропроизводит-ей.
- Вопрос1.Портфель финансовых инвестиций. Методы снижения риска инвестиционного портфеля.
- Вопрос2. Виды банковских счетов, порядок их открытия, очередность платежей с банковского счета. Содержание договора банк счета.
- 1. Текущего:
- 2.Расчетного:
- Вопрос3. Особенности налогообложения резидентов особых экономических зон.
- Вопрос 1. Финансы как экономическая категория: признаки финансовых отношений, функции финансов как проявление их сущности.
- Вопрос 2. Система страхования вкладов физических лиц в коммерческих банках рф. Функции Агентства по страхованию вкладов и его деятельность по финансовому оздоровлению банков.
- Вопрос 3 Система налогообложения при выполнении соглашения о разделе продукции.
- Вопрос 1. Роль финансов в процессе глобализации мировой экономики.
- Вопрос 2. Кредитная политика банка и организация кредитного процесса. Особенности кредитной политики банков в условиях посткризисного развития.
- Вопрос 3 ндфл
- Билет 21
- Вопрос 1 Понятие системы финансов: подсистемы и звенья системы финансов, их характеристика, взаимосвязь звеньев финансов.
- Вопрос 2. Функции и операции коммерческих банков
- Основные операции коммерческих банков
- Вопрос 3. Основные направления налоговой политики рф на 2011-2013
- Вопрос 1. Статистика финансов в национальной экономике
- Вопрос 2. Источники формирования банковских ресурсов и структура ресурсов российских банков Структура ресурсной базы российского банка выглядит следующим образом:
- Вопрос 3. Стратегия развития налоговой системы рф.
- Вопрос 1. Современные теории финансов. Основные подходы к трактовке финансов в зарубежной литературе
- Вопрос 2. Структура банковской системы рф, и меры Правительства и Банка России по укреплению ее стабильности в условиях финансового кризиса.
- Принят был Федеральный закон Российской Федерации от 27 октября 2008 г. N 175-фз "о дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы в период до 31 декабря 2011 года"
- Вопрос 3. Упрощенная система налогообложения
- Вопрос 1. Экономическое содержание, классификация и функции налогов. Роль налогов в формировании бюджетов различных уровней.
- Вопрос 2. Пассивные и активные стратегии управления портфелем.
- Вопрос 3. Налогообложение кредитных организаций в рф.
- Вопрос 1. Налоговая политика в системе государственного регулирования экономики.
- Вопрос 2. Методика определения риска var.
- Вопрос 3. Таможенные платежи: экономическое содержание, виды, основные элементы, порядок исчисления и уплаты.
- Вопрос 1. Налоговая система рф: структура, общая характеристика, основные направления развития.
- Вопрос 2. Модель сарм и её модификации.
- Вопрос 3. Международное налоговое планирование.
- Вопрос 1. Экономическое содержание и структура налогов с физических лиц в рф.
- Вопрос 2. Эффективный набор портфелей.
- Вопрос 3. Понятие и расчет налогового бремени организации.
- Вопрос 1. Общая характеристика налогов, взимаемых с организаций в рф.
- Вопрос 2. Ожидаемая доходность и ожидаемый риск портфеля ценных бумаг.
- Вопрос 3. Понятие налогового планирования, его принципы и классификация.
- Вопрос 1. Основные направления бюджетной политики в условиях модернизации экономики России.
- Вопрос 2. Основные американские, европейские и азиатские фондовые биржи: современные проблемы слияний и поглощений.
- Вопрос 3. Налогообложение имущества физических лиц в рф. Перспективы введения налога на недвижимость.
- Вопрос 1. Бюджетная система рф, ее принципы.
- Вопрос 2. Особенности клиринговой, депозитарной и регистраторской деятельности на рынке ценных бумаг России.
- Вопрос 3. Акцизы: экономическая природа, практика исчисления и уплаты в рф. Изменение ставок акцизов с 2011 года.
- Вопрос 1. Развитие межбюджетных отношений в России.
- Вопрос 2. Государственное регулирование финансовой устойчивости страховых организаций.
- Вопрос 3. Особенности налогообложения иностранных организаций в рф.
- Вопрос 1. Регулирование дефицита бюджета и государственного (муниципального) долга.
- Вопрос 2. Фондовые индексы. Мировой опыт и российская действительность.
- Вопрос 3. Состав и назначение платежей за природные ресурсы.
- Вопрос 1. Бюджетный процесс и полномочия его основных участников, направления реформирования бюджетного процесса. Бюджетный процесс
- Вопрос 2. Международные и российские рейтинговые компании. Особенности рейтингования долговых ценных бумаг.
- Вопрос 3. Налог на добычу полезных ископаемых: назначение, порядок исчисления и уплаты.
- Вопрос 1. Социальное страхование: содержание, принципы организации и финансовый механизм.
- Вопрос 2. Технический фундаментальный анализ на фондовом рынке: особенности и различия.
- Вопрос 3. Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности.
- Вопрос 2. Платёжный баланс и его структура. Методы определения сальдо и регулирования платёжного баланса.
- 1.Счет текущих операций
- 2. Счет операций с капиталом и финансовыми инструментами.
- Вопрос 3.Система ответственности за нарушение налогового законодательства.