logo search
фин организации Ильина

Вопрос 4. Роль амортизационной политики в обновлении основного капитала и ее совершенствование

Для начисления амортизации важнейшее значение имеет определение реальной стоимости основных средств. Реформирование экономики привело к резкому обесценению средств предприятий, в том числе основных средств, и, следовательно, амортизации. В этой ситуации на первый план выдвинулась проблема переоценки основных средств и индексации амортизации. Принятые меры (индексация амортизации в первом полугодии 1992 г. и во втором полугодии 1994 г. переоценки основных фондов по состоянию на 01.07.1992, 01.01.1994, 01.01.1995, 01.01.1996, 01.01.1997, 01.01.1998 гг.) позволили в той или иной мере нейтрализовать действие инфляционного фактора резко увеличили снизившуюся долю амортизации как в издержках производства, так и в составе капитальных вложений предприятий, что в целом улучшило финансовое положение предприятий. В то же время рост стоимости основных средств при переоценках привел к увеличению налога на имущество, что негативно отразилось на деятельности фондоемких предприятий и отраслей экономики.

Это обстоятельство было учтено правительством, которое в Постановлении от 19.08.1994 г. № 967 «Об использовании механизма ускоренной амортизации и переоценке основных фондов» разрешило предприятиям, финансовое положение которых ухудшается после переоценки, применять понижающий коэффициент к амортизационным нормам до 0,5 без дополнительного согласования.

Характер проводимых переоценок постепенно менялся. Увеличилась доля современных методов, используемых независимыми оценщиками, и совершенствовались методы, используемые Госкомстатом. В целом, итоги переоценок привели к тому, что восстановительная стоимость основных средств практически повсеместно превышала их реальную цену, так как преимущественно использовались индексные методы, не учитывавшие снижение рыночной цены технически отсталых, не полностью загруженных, простаивающих малорентабельных производств. Завышение уровня оценки основных средств по отношению к темпу инфляции искажало результаты хозяйственной деятельности, деформировало структуру издержек производства, снижало прибыльность предприятий, увеличивало налоговую нагрузку на имущество предприятий.

В связи с этим Постановлением Правительства от 24.06. 1998 г. № 627 «Об уточнении порядка расчета амортизационных отчислений и переоценке основных фондов» было предложено отказаться от индексного метода переоценки; предоставить право организациям независимо от организационно - правовой формы в случае, когда балансовая стоимость объектов основных фондов превышает текущие рыночные цены, производить переоценку основных фондов самостоятельно, путем прямого пересчета стоимости отдельных объектов основных фондов по документально подтвержденным на них рыночным ценам, либо с привлечением экспертов - оценщиков.

Постановлением было предоставлено право организациям применять понижающие коэффициенты к действующим нормам амортизационных отчислений. Размер этих коэффициентов должен был определяться организациями самостоятельно, предельные ограничения (до 0,5 действующей нормы) на понижающие коэффициенты к нормам амортизационных отчислений были отменены. Однако суммы начисляемых амортизационных отчислений ежемесячно включалась в состав себестоимости продукции по нормам, установленным в законодательстве, т.е. для целей налогообложения амортизация начислялась линейным способом, чтобы не допустить снижение налогооблагаемой базы по налогу на прибыль.

С принятием ПБУ 6/01 коммерческим организациям было разрешено не чаще одного раза в год производить переоценку группы однородных объектов основных средств по текущей (восстановительной) стоимости путем индексации или прямого пересчета по документально подтвержденным рыночным ценам.

Несмотря на происшедшие изменения, действующая система амортизации сохраняет существенные недостатки: амортизационные отчисления, растворяясь в выручке от реализации продукции, часто используются не по целевому назначению – на выплату зарплаты, пополнение оборотных средств, покрытие убытков.

В результате использования амортизационных отчислений преимущественно не по целевому назначению происходит физическое и моральное старение оборудования, ухудшается его возрастная структура. Как свидетельствует анализ, в настоящее время, более 50 % составляет полностью изношенное оборудование и оборудование в возрасте старше 20 лет.

В настоящее время амортизация остается основным источником воспроизводства основного капитала. Амортизационные отчисления составляют почти 70 % общей суммы финансирования капитальных вложений предприятий.

В связи с этим необходима либерализация амортизационной политики, отказ от чрезмерной детализации основных средств при расчете отчислений, уменьшение сроков полезного использования основных средств и увеличение амортизационных норм. Амортизационная политика должна быть направлена на формирование в бухгалтерском учете адекватного финансового результата и минимизацию налогов в бюджет.

Реализация этих направлений стала возможной с принятием второй части Налогового кодекса в части налога на прибыль /глава 25/, предусматривающей внесение существенных изменений в расчет величины амортизационных отчислений, включаемых в себестоимость продукции для целей налогообложения.

Произведено распределение амортизируемого имущества по 10 амортизационным группам в зависимости от сроков полезного использования. Наряду с линейным методом предприятия получили возможность применять нелинейный (ускоренный) метод начисления амортизации к зданиям, сооружениям, передаточным устройствам, входящим в первую-седьмую амортизационные группы. При применении нелинейного метода сумма амортизации определяется как произведение остаточной стоимости объекта амортизируемого имущества и нормы амортизации, опреде­ленной исходя из срока полезного использования.

При применении нелинейного метода норма амортизации объекта амортизируемого имущества определяется по формуле:

К = (1 / ПИ) * 100 %, (82)

где К - норма амортизации в процентах к остаточной стоимости;

ПИ - срок полезного использования, выраженный в месяцах.

При этом с месяца, следующего за месяцем, в котором остаточная стоимость объекта амортизируемого имущества достигнет 20 % от первоначальной (восстановительной) стоимости, амортизация по нему исчисляется в следующем порядке:

1) остаточная стоимость объекта амортизируемого имущества фиксируется как его базовая стоимость для дальнейших расчетов;

2) сумма начисленной за один месяц амортизации определяется путем деления базовой стоимости объекта на количество месяцев, оставшихся до истечения срока его полезного использования.

Кроме указанных изменений по совершенствованию амортизационной политики постановлением Госкомитета РФ по статистике утверждены «Методические указания по расчету потребления основного капитала от 13.02.2001 г. №14», позволяющие определять изменение текущей стоимости основных фондов с учетом фактических сроков их службы.

Разработка этих нормативных документов будет способствовать принятию более эффективных управленческих решений в области более быстрого обновления и воспроизводства основного капитала.