logo search
Финансовое право (БГУ, пособие)

11.1. Общая характеристика местных налогов и сборов в Республике Беларусь

Наличие системы местного налогообложения – неотъемлемый атрибут финансовой системы государства вне зависимости от избранной модели его устройства (федеративной или унитарной). Местные налоги и сборы вводятся на соответствующих территориях с целью создания стабильных доходных источников местных бюджетов. В соответствии с законодательством Республики Беларусь в настоящее время существует довольно обширный перечень местных налогов и сборов, допускающий выбор тех налогов и сборов, которые в наибольшей степени отвечают интересам развития местных территорий.

В соответствии со ст. 121 Конституции Республики Беларусь установление местных налогов и сборов относится к исключительной компетенции местных Советов депутатов, которые могут реализовать данные полномочия в соответствии с Законом о бюджете на очередной финансовый (бюджетный) год. В статье 10 Закона "О бюджете Республики Беларусь на 2003 год" приводится перечень видов местных налогов и сборов, которые могут быть введены местными Советами на своей территории; определяются в общих чертах плательщики этих налогов и сборов, а также регулируются другие общие правила местного налогообложения.

В перечень местных налогов и сборов в 2003 г. вошли: сборы с пользователя (сборы за парковку в специально оборудованных местах, сбор за право торговли, сбор с владельцев собак, сбор за право использования местной символики, сбор на проведение аукционов, курортный сбор, рыболовный и охотничий сбор и др.); налог на продажу товаров в розничной сети; сборы за услуги (сбор за услуги гостиниц, кемпингов, мотелей, ресторанов, баров, кафе и др.); налог на рекламу; целевые сборы (транспортный сбор на обновление и восстановление городского пригородного пассажирского транспорта, автобусов междугородных сообщение и содержание ведомственного электрического транспорта, сбор на содержание и развитие города (района); сборы за промысловую заготовку (закупку) дикорастущих растений (их частей), грибов, технического и лекарственного сырья растительного происхождения в целях и промышленной переработки или реализации; сборы с физических лиц при пересечении ими границы Республики Беларусь через контрольно-пропускные пункты.

Данный перечень является исчерпывающим. Местные Советы депутатов могут ввести в 2003 г. только эти виды обязательных платежей либо в полном объеме, либо их отдельные виды либо вообще не вводить. Областные, Минский городской Советы депутатов, Советы депутатов базового территориального уровня самостоятельно определяют базу и объекты налогообложения, конкретные размеры ставок, плательщиков, льготы, порядок исчисления и сроки уплаты местных налогов и сборов в соответствии с Законом о бюджете на очередной финансовый (бюджетный) год и иными законодательными актами Республики Беларусь.

Плательщиками местных налогов и сборов могут быть юридические и физические лица.

В соответствии с п. 3 ст. 10 Закона "О бюджете Республики Беларусь на 2003 год" налоговые ставки не могут превышать:

Юридические лица и индивидуальные предприниматели уплачивают местные налоги и сборы за счет прибыли (дохода), остающейся в их распоряжении. Налог на продажу товаров в розничной торговой сети и некоторые сборы за услуги устанавливаются как надбавка к цене. Сборы за промысловую заготовку (закупку) дикорастущих растений (их частей), грибов, технического и лекарственного сырья растительного происхождения в целях и промышленной переработки или реализации относятся на себестоимость товаров (работ, услуг).