logo search
БОБРИК

68. Основные направления государственного регулирования научной сферы.

Важным шагом к переходу экономики на инновационный путь развития явилось определение приоритетов научно-технической деятельности в Республике Беларусь на 2006–2010 гг. При их выборе учитывались положения таких программных документов, как «Национальная стратегия устойчивого развития Республики Беларусь на период до 2020 г.», «Программа структурной перестройки и повышения конкурентоспособности экономики до 2010 г.», «Комплексный прогноз научно-технического прогресса Республики Беларусь 2005–2020 г.». В качестве национальных приоритетных направлений научно-технической деятельности определены следующие:

– ресурсосберегающие и энергоэффективные технологии производства конкурентоспособной продукции;

– новые материалы и новые источники энергии;

– медицина и фармация;

– информационные и телекоммуникационные технологии;

– технологии производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции;

– промышленные биотехнологии;

– экология и рациональное природопользование.

Определены также 27 приоритетных макротехнологий, которые должны обеспечить производственную специализацию Беларуси в системе мировых хозяйственных связей и конкурентоспособность отечественной продукции на внутреннем и внешнем рынках. Это прежде всего машиностроительная и сельскохозяйственная продукция, электронная, вычислительная и оптоволоконная техника, строительные материалы, биологические, тонкие химические, информационные технологии.

В республике созданы основы нормативной правовой базы, регулирующей отношения в сфере инновационной деятельности. В течение последних нескольких лет принято более 50 нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы организации научно-технической и инновационной деятельности, ее финансового обеспечения, создания, охраны и использования объектов интеллектуальной собственности.

Завершается доработка проекта Закона Республики Беларусь «О государственной поддержке и государственных гарантиях инновационной деятельности в Республике Беларусь». Впервые в Беларуси на законодательном уровне закрепляются такие понятия, как «государственная инновационная политика», «реализация инноваций», «субъекты инновационной деятельности», «венчурная организация» и другие. Принятие указанного закона и реализация его положений будут способствовать активизации инновационной деятельности, усовершенствованию экономических механизмов ее стимулирования.