7.4. Классификация методов финансового планирования
Качество разрабатываемых финансовых планов напрямую зависит от правильности выбора методов финансового планирования и умелого их комбинирования.
Методы финансового планирования – это совокупность приемов и способов, с помощью которых обеспечиваются разработка и обоснование плановых финансовых документов.
Методы финансового планирования и прогнозирования условно можно разделить на три группы:
методы, основанные на использовании знаний, интуиции и опыта специалистов;
формализованные методы;
комбинированные.
К методам первой группы, используемым в финансовом планировании, относятся
метод экспертных оценок;
метод «Дельфи»,
метод сценариев.
Данные методы используются, когда специалисты не могут словесное описание поставленной задачи перевести в формальное или не имеют для этого соответствующих ресурсов.
Метод экспертных оценок предполагает получение искомой информации путем опроса и обработки особым способом мнений экспертов.
Метод экспертных оценок достаточно ценен в финансовом планировании, осуществляемом в нестабильной среде и используется при определении финансовой стратегии, направлений финансовой политики, оценке проектов финансовых планов, прогнозировании объемов продаж, индексов инфляции, курсов валют, объема затрат по новым проектам и т. д.
Сущность метода «Дельфи» заключается в получении информации путем последовательного индивидуального опроса экспертов и интеграционном сведении их мнений к единому. При этом проводится несколько туров опроса экспертов. Данный метод ориентирован на составление различного рода прогнозов, оценку вероятности осуществления того или иного события. Его использование наиболее актуально при разработке финансовой стратегии предприятия.
Метод сценариев основан на разработке и анализе документов, содержащих описание проблемы и предложения по ее решению. Сценарий предусматривает не только содержательные рассуждения, помогающие не упустить детали, которые невозможно учесть в формальной модели, но и содержит, как правило, результаты экономического и статистического анализа с предварительными выводами. Данный метод используется при формировании долгосрочных и среднесрочных прогнозов финансовых показателей, при формировании финансовой стратегии и финансовой политики предприятия.
Формализованные методыоснованы на использовании математических, экономико-математических и графических методов и моделей.
К формализованным методам, используемым в финансовом планировании, относятся
метод прямого счета;
факторный метод;
метод пропорциональных зависимостей;
нормативный;
балансовый;
методы оптимизации;
статистические методы;
графические методы.
Метод прямого счета предполагает использование определенных неслучайных функциональных взаимосвязей между различными технико-экономическими и финансовыми показателями.
Для расчета планового показателя используется уравнение, имеющее следующий вид:
y = f* (X1,X2…Xn); (7.1)
где y – плановое значение искомого показателя;
X1,X2…Xn – плановые значения показателей, влияющие на искомый;
f - жестко детерминированная функциональная зависимость.
Например, для определения выручки (искомый показатель) необходимо перемножить влияющие на выручку показатели (объем реализации и цену)
Данный метод активно используется в годовом и оперативном финансовом планировании и является достаточно точным при условии надежности определения плановых значений показателей, влияющих на искомый.
Сущностью факторного метода является расчет финансовых показателей на основе изменения базового значения показателя под влиянием ряда факторов /32/.
Этапы планирования факторным методом
1. определяется базовое значение показателя (Уо);
2. определяются факторы, которые повлияют на изменение показателя в плановом периоде X1,X2…Xn,;
3. определяется форма зависимости показателя от выбранных факторов ( f* X1, f* X2… f* Xn);;
4. прогнозируются значения факторов в плановом периоде
5. оценивается изменение показателя У1, У2….Уn
6. рассчитывается плановое значение показателя
Уп = Уо + У1 + У2 +…. +Уn, (7.2)
Основу метода пропорциональных зависимостей составляет тезис о том, что можно идентифицировать некий показатель, являющийся наиболее важным с позиции характеристики деятельности компании, который благодаря такому свойству мог бы быть использован как базовый для определения прогнозных значений других показателей в том смысле, что они "привязываются к базовому показателю с помощью простейших пропорциональных зависимостей» /7/. В качестве базового показателя, чаще всего, используется либо выручка от реализации продукции, либо себестоимость.
Плановый показатель рассчитывается по формуле:
y = А*Х, (7.3)
где y – плановое значение искомого показателя;
Х – отчетное значение данного показателя;
А – индекс роста показателя принятого в качестве базового.
Данный метод получил широкое распространение в связи с тем, что позволяет осуществлять планирование при крайне ограниченной информации.
Сущностью нормативного метода является расчет финансовых показателей путем умножения норм на планируемую величину экономического показателя, относительно которого установлена норма /1/.
Плановый показатель рассчитывается по формуле:
y = Н*Х; (7.4)
где y – плановое значение искомого показателя;
Н – установленная норма;
Х – плановое значение показателя, относительно которого установлена норма.
Балансовый метод предполагает расчет плановых показателей на основе сопоставления и взаимной увязки поступлений и расходования финансовых ресурсов /32/. В финансовом планировании применяется стоимостный баланс, который разрабатывается в денежном выражении.
Балансовым методом осуществляют распределение финансовых ресурсов по направлениям использования, определяют потребность во внешнем финансировании.
Балансовая увязка имеет вид:
ОН + П = Р + ОК, (7.5)
где ОН – остаток средств на начало планового периода, руб.;
П – поступление средств, руб.;
Р – расходование средств, руб.;
ОК - остаток средств на конец планового периода, руб.
Сущность метода оптимизации состоит в том, что плановое значение показателя определяется в результате решения оптимизационной задачи /33/.
Выбор оптимального варианта производится на основе принятого критерия выбора.
Такими критериями могут быть:
1) минимум приведенных затрат
2) максимум приведенной прибыли
3) максимум дохода на один рубль вложенного капитала;
4) минимум продолжительности одного оборота в днях, т.е. максимум скорости оборота капитала;
5) минимум финансового риска;
6) другие критерии (максимум уровня рентабельности т.п.)
Статистические методы используются, если не удается представить систему в виде детерминированных категорий, но возможно ее отображение с помощью случайных событий, которые описываются вероятностными характеристиками и статистическими закономерностями.
К разряду статистических методов, используемых в финансовом планировании относят методы обработки пространственных, временных и пространственно-временных совокупностей /7/.
Графические методы - методы определения плановых показателей в результате построения графиков. Например, графическим методом можно рассчитать объем производства и реализации продукции при котором предприятие не имеет ни прибыли, ни убытка.
Ситуационное моделирование относится к комбинированным методам финансового планирования, так как для выбора ситуационных переменных и прогнозирования их значений используется интуиция и опыт специалистов, а зависимости между данными переменными описываются, как правило, формализованным языком.
В основе данного метода лежат модели, предназначенные для изучения влияния различных значений ситуационных переменных на искомые финансовые показатели /32/.
- О.В. Хорошилова
- Введение
- 1. Основы организации финансов предприятий
- Сущность финансов предприятий и их роль в деятельности организаций
- 1.2. Принципы организации финансов предприятий
- 1.3. Финансовые ресурсы предприятия
- 1.4. Сущность и классификация капитала предприятия
- 1.5. Государственное регулирование финансов организаций
- Снижение налогового бремени с предприятий;
- 1.6. Особенности финансов организаций различных организационно-правовых форм
- 1.7. Система управления финансами на предприятии. Функции финансового менеджера
- Вопросы для самоконтроля
- 2. Доходы и расходы организаций
- 2.1. Сущность и классификация доходов организации
- 2.2. Порядок формирования и определения доходов от реализации продукции
- 2.3. Планирование выручки от реализации продукции
- 2.4. Сущность и классификация расходов организации
- Классификация расходов предприятия
- 2.5. Классификация расходов, связанных с производством и реализацией по экономическим элементам
- 1) Материальные расходы;
- 2) Расходы на оплату труда;
- 3) Суммы начисленной амортизации;
- 2.6. Состав внепроизводственных расходов в налоговом учете
- 2.7. Планирование себестоимости продукции
- Вопросы для самоконтроля
- 3. Финансовые результаты предприятия
- 3.1. Экономическое содержание, функции и виды прибыли
- 3.2 Система показателей бухгалтерской прибыли
- 3.3 Формирование, распределение и использование прибыли
- Фондовым методом
- 3.4. Система показателей рентабельности. Финансовый леверидж
- 3.5. Сущность точки безубыточности, порога рентабельности и запаса финансовой прочности предприятия. Производственный леверидж
- 3.6. Методы планирования прибыли
- Вопросы для самоконтроля
- 4. Основной капитал предприятия
- 4.1. Сущность, состав и методы оценки основного капитала
- 4.2. Источники формирования основного капитала
- 4.3. Амортизационная политика предприятия
- Для целей налогового учета используются следующие методы
- 4.4. Показатели эффективности использования основного капитала
- Вопросы для самоконтроля
- 5. Оборотный капитал предприятия
- 5.1. Сущность и состав оборотного капитала
- 5.2. Современные подходы к финансированию оборотных средств
- 5.3. Определение потребности в оборотном капитале
- 5.4. Показатели эффективности использования оборотного капитала
- Вопросы для самоконтроля
- 6. Оценка финансового состояния организации
- 6.1. Направления и методы оценки финансового состояния предприятия
- 6.2 Источники информации для оценки финансового состояния предприятия
- Бухгалтерский баланс на _1 квартал_ 2004 г.
- 6.3. Общая характеристика финансовых составляющих предприятия
- 6.4. Анализ финансовой устойчивости предприятия
- 6.5. Оценка ликвидности
- 6.6. Анализ коэффициентов рентабельности и деловой активности
- Основные показатели рентабельности
- Вопросы для самоконтроля
- 7. Содержание и методы финансового планирования коммерческой организации
- 7.1. Сущность, цели и задачи финансового планирования
- 7.2. Виды и содержание финансовых планов коммерческой организации
- Бюджет доходов и расходов
- Бюджетный баланс активов и пассивов
- 7.3. Финансовое планирование в составе бизнес плана
- 7.4. Классификация методов финансового планирования
- 7.5. Прогнозирование бухгалтерского баланса методом процента от продаж
- Вопросы для самоконтроля
- 8. Организация денежных расчетов предприяия
- 8.1 Сущность и правовые основы налично-денежного и безналичного обращения
- 8.2. Характеристика современных форм безналичных расчетов
- 8.3. Особенности расчетов векселями
- 8.4. Факторинговые операции
- Вопросы для самоконтроля
- 9. Кредитование предприятий
- 9.1 Сущность и принципы кредитования
- 9.2 Классификация видов кредитов и форм кредитования предприятий
- 9.3. Подходы к начислению ссудного процента
- Расчет наращенной суммы декурсивным и антисипативным способами
- 9.4. Формы обеспечения исполнения обязательств
- Вопросы для самоконтроля
- Список литературы
- 394026 Воронеж, Московский просп., 14