logo search
лекции по финансам

Р а з д е л 2. Финансы экономических субъектов

Т е м а 10. Основы функционирования финансов

организаций различных форм собственности

и организационно-правовых форм

Как было сказано в первом разделе учебного пособия, финансы хозяйствующих субъектов (организаций и индивидуальных предпринимателей) являются определяющим элементом финансовой системы современной России.

2.10.1. Особенности финансов организаций разных форм

собственности

Конституция РФ в ст. 8 закрепила положение о многообразии форм собственности, а именно собственность может быть частной, государственной, муниципальной и иной. Все формы собственности признаются и защищаются равным образом. Отнесение указанной статьи Конституции в раздел «Основы конституционного строя» подчеркивает особое значение проблем собственности.

Помимо права собственности к вещным правам на имущество относятся права хозяйственного ведения и оперативного управления. Такими правами обладают, в частности, государственные и муниципальные предприятия, а также учреждения в отношении закрепленного за ними имущества. Право хозяйственного ведения и право оперативного управления позволяют унитарным предприятиям – не собственникам урегулировать имущественную базу для самостоятельного участия в гражданских правоотношениях.

Субъектами права хозяйственного ведения могут быть только государственные и муниципальные унитарные предприятия, права оперативного управления – казенные предприятия. В настоящей теме рассматриваются преимущественно финансы организаций, находящихся в частной собственности. Однако данный параграф полностью посвящен государственным организациям.

В нашей стране многократно менялись концепции государственных предприятий и, соответственно, их правовое положение. С момента возникновения советского государства был взят курс на национализацию заводов и фабрик, создание государственных предприятий в промышленности, строительстве, а позже – сельском хозяйстве и торговле. Постепенно удельный вес государственного сектора в экономике превысил 90%. Государственное предприятие во всех отраслях экономики заняло доминирующее положение. В условиях централизованного планирования и управления действовали предприятия различной подчиненности – союзные, союзно-республиканские, республиканские, областные, городские, районные.

В дальнейшем предпринимались меры по перестройке управления промышленностью, строительством и сельским хозяйством. Но лишь в середине 1960-х годов более четко наметились подходы к повышению роли предприятий как ключевого звена экономики. Выражением этого курса стало принятие ряда правовых актов – Положения о производственном предприятии (1968 г.), Общего положения о всесоюзном и республиканском промышленных объединениях (1973 г.), Положения о производственном объединении (комбинате) (1974 г.). В 1979 г. было принято решение «Об улучшении планирования и усилении воздействия хозяйственного механизма на повышение эффективности производства и качества работы», а несколько раньше, в 1976 г., – «О совершенствовании хозяйственного механизма в строительстве».

В 1987 г. был принят Закон СССР «О государственном предприятии (объединении)», который расширил самостоятельность предприятий в вопросах планирования, труда, управления и договорных отношений.

В развитии правового положения государственных предприятий в постсоветский период можно выделить четыре этапа. Первый – условно охватывает 1990-1995 гг., когда коренным образом менялась их роль в экономике. Решению этой задачи отвечали законы «О предприятиях и предпринимательской деятельности» (1990 г.), «О приватизации предприятий» (1991 г.), открывшие простор главным образом для формирования и развития субъектов предпринимательства. Государственные предприятия рассматривались скорее как объект для приватизации и акционирования, чему был посвящен ряд указов Президента РФ.

Кульминацией стал Указ от 23.05.94 «О реформе государственных предприятий». Впервые встал вопрос о прекращении создания новых федеральных государственных предприятий с закреплением за ними государственного имущества на праве полного хозяйственного ведения. Предполагалось на базе ограниченного круга ликвидируемых федеральных государственных предприятий создавать казенные заводы и фабрики и казенные хозяйства с закреплением за ними на праве оперативного управления всего имущества бывших государственных предприятий. Устанавливалось, что казенный завод самостоятельно реализует свою продукцию и использует прибыль, если иное не установлено законодательством и его уставом.

Продолжением этой линии явилось постановление Правительства РФ от 12.08.94 «Об утверждении типового устава казенного завода (казенной фабрики, казенного хозяйства), созданного на базе ликвидированного федерального государственного предприятия». Постановлением Правительства РФ от 06.10.94 был утвержден «Порядок планирования и финансирования, ответственности казенных заводов (казенных фабрик, казенных хозяйств)».

Сужение правовой базы государственных предприятий стало одним из факторов снижения их роли и уменьшения удельного веса в экономике. Государственное имущество теряло свою ценность. Однако вскоре стала очевидной пагубность такого курса, поскольку государственные предприятия должны были сохранять свое место в экономической структуре с учетом характера, значения и масштабов производимой ими продукции.

Наступление второго этапа в развитии правового положения государственных предприятий связано с вступлением в действие в 1995 г. первой части ГК РФ. Статьей 113 было введено новое нормативное понятие – «унитарное предприятие». Таковым признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ним собственником имущество. Оно является неделимым, находится в государственной собственности и принадлежит этому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Статьи 114 и 115 ГК РФ определили признаки унитарного предприятия, основанного соответственно на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Курс на приватизацию был закреплен и продолжен Федеральным законом «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации» (1997 г.). Почти во всех его статьях государственное и муниципальное унитарное предприятие рассматриваются в одинаковых условиях – при преобразовании их в ОАО, 100% акций которых находится в государственной или муниципальной собственности (ст. 20), при продаже на коммерческом конкурсе и аукционе (ст. 21, 22), внесении имущества в качестве вклада в уставные капиталы хозяйственных обществ (ст. 23).

В течение 1996–1999 гг. довольно активно проводился курс на государственно-правовое регулирование отдельных сторон организации и деятельности государственных предприятий. Были приняты решения правительства о передаче федеральных государственных предприятий в собственность субъектов РФ и муниципальную собственность, об организации учета федерального имущества и ведении его реестра, об обеспечении эффективного его использования, об утверждении уставов крупных государственных унитарных предприятий.

Трудности и просчеты в управлении государственными предприятиями потребовали разработки Концепции управления государственным имуществом и приватизации в РФ, которая была утверждена Правительством РФ 9 сентября 1999 г. В ней по-новому определены цели, задачи, принципы управления государственным имуществом. Намечена, в частности, полная инвентаризация объектов государственной собственности. Определены способы управления унитарным предприятием и унитарным учреждением. Упорядочены соответствующие функции федеральных органов.

Концепция стала основным нормативно-программным документом в данной сфере, определив третий этап в развитии государственных предприятий. В соответствии с ее положением правительство приняло в конце 1999 – начале 2000 гг. ряд важных решений: постановление от 04.10.99 «Об утверждении порядка отчетности руководителей федеральных государственных унитарных предприятий и представителей Российской Федерации в органах управления открытых акционерных обществ»; от 06.12.99 «О федеральных государственных унитарных предприятиях, основанных на праве хозяйственного ведения»; от 09.12.99 «О передаче федеральных государственных унитарных предприятий в собственность субъектов Российской Федерации». В последнем из них предусмотрены отчет об оценке рыночной стоимости активов предприятия, балансовые отчеты, проект договора о передаче предприятия.

Утвержден реестр показателей экономической эффективности деятельности федеральных государственных унитарных предприятий и открытых акционерных обществ, которые находятся в федеральной собственности. 3 февраля 2000 г. принято постановление Правительства РФ «Об усилении контроля за деятельностью федеральных государственных предприятий и управлением находящимися в федеральной собственности акциями открытых акционерных обществ». В начале 2000 г. Мингосимущество утвердило Типовой устав государственного унитарного предприятия и типовой контракт с его руководителем.

Четвертый этап развития правового положения государственных предприятий начинается с принятия Федерального закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» от 14.12.02.

Унитарным предприятием (УП) признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. В форме УП могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество УП принадлежит на праве собственности РФ, субъекту РФ или муниципальному образованию. Права собственника осуществляют органы государственной власти РФ или субъекта РФ или органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Имущество УП принадлежит ему на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления, является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между его работниками. Имущество УП неделимо, поскольку оно принадлежит собственнику – государству. УП не вправе создавать в качестве юридического лица другое УП путем передачи ему части своего имущества (дочернее предприятие).

УП может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

УП должно иметь самостоятельный баланс.

Для правового статуса государственных предприятий характерны следующие признаки:

– государственные УП, включая казенные, создаются собственником – государством;

– устав является единственным учредительным документом УП обеих форм. В уставе, помимо сведений о размере и источниках формирования их уставного капитала, который не может быть менее 1000-кратного МРОТ и должен быть сформирован собственником полностью до регистрации, содержатся сведения о предмете и целях деятельности предприятий;

– УП любой формы является единственной коммерческой организацией, имеющей специальную (целевую), а не общую правоспособность.

Имущественный режим УП различен в зависимости от их видов. В РФ создаются и действуют следующие виды УП:

1) основанные на праве хозяйственного ведения – федеральное государственное предприятие и государственное предприятие субъекта РФ, муниципальное предприятие;

2) основанные на праве оперативного управления – федеральное казенное предприятие, казенное предприятие субъекта РФ, муниципальное казенное предприятие.

Создание УП на основе объединения имущества, находящегося в собственности РФ, субъектов РФ или муниципальных образований, не допускается.

С согласия собственника УП могут быть участниками (членами) коммерческих организаций, а также некоммерческих организаций, в которых в соответствии с федеральным законом допускается участие юридических лиц. Однако УП не вправе выступать участниками кредитных организаций.

УП несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом и не несет ответственность по обязательствам собственника. В свою очередь, РФ, субъект РФ, муниципальное образование не несут ответственность по обязательствам государственного или муниципального предприятия, за исключением случаев, если несостоятельность (банкротство) такого предприятия вызвана собственником его имущества. В указанных случаях на собственника при недостаточности имущества государственного или муниципального предприятия может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам. РФ, субъекты РФ или муниципальные образования несут субсидиарную ответственность по обязательствам своих казенных предприятий при недостаточности их имущества.

Решение об учреждении федерального государственного предприятия принимается Правительством РФ или федеральными органами исполнительной власти. Решение об учреждении государственного предприятия субъекта РФ или муниципального предприятия принимается уполномоченным органом власти субъекта РФ или органом местного самоуправления.

Федеральное казенное предприятие учреждается решением Правительства РФ. Казенное предприятие субъекта РФ учреждается решением органа власти субъекта РФ. Муниципальное казенное предприятие учреждается решением органа местного самоуправления.

Государственное или муниципальное предприятие может быть создано в случае:

– необходимости использования имущества, приватизация которого запрещена, в том числе имущества, которое необходимо для обеспечения безопасности РФ;

– необходимости осуществления деятельности в целях решения социальных задач (в том числе реализации определенных товаров и услуг по минимальным ценам), а также организации и проведения закупочных и товарных интервенций для обеспечения продовольственной безопасности государства;

– необходимости осуществления деятельности, предусмотренной федеральными законами исключительно для государственных УП;

– необходимости осуществления научной и научно-техни-ческой деятельности в отраслях, связанных с обеспечением безопасности РФ;

– необходимости разработки и изготовления отдельных видов продукции, находящейся в сфере интересов РФ и обеспечивающей безопасность РФ;

– необходимости производства отдельных видов продукции, изъятой из оборота или ограниченно оборотоспособной.

Казенное предприятие может быть создано в случае:

– если преобладающая или значительная часть производимой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг предназначена для федеральных государственных нужд, нужд субъекта РФ или муниципального образования;

– необходимости использования имущества, приватизация которого запрещена, в том числе имущества, необходимого для обеспечения безопасности РФ, функционирования воздушного, железнодорожного и водного транспорта, реализации иных стратегических интересов РФ;

– необходимости осуществления деятельности по производству товаров, выполнению работ, оказанию услуг, реализуемых по установленным государством ценам в целях решения социальных задач;

– необходимости разработки и производства отдельных видов продукции, обеспечивающей безопасность РФ;

– необходимости производства отдельных видов продукции, изъятой из оборота или ограниченно оборотоспособной;

– необходимости осуществления отдельных дотируемых видов деятельности и ведения убыточных производств;

– необходимости осуществления деятельности, предусмотренной федеральными законами исключительно для казенных предприятий.

Имущество УП формируется за счет:

1) имущества, закрепленного за ним на праве хозяйственного ведения или оперативного управления собственником;

2) доходов УП от его деятельности;

3) иных не противоречащих законодательству источников.

При переходе права собственности на государственное или муниципальное предприятие как имущественный комплекс к другому собственнику государственного или муниципального имущества такое предприятие сохраняет право хозяйственного ведения или право оперативного управления на принадлежащее ему имущество.

Уставным фондом государственного или муниципального предприятия определяется минимальный размер его имущества, гарантирующего интересы кредиторов такого предприятия. Уставный фонд может формироваться за счет денег, а также ценных бумаг, других вещей, имущественных прав и иных прав, имеющих денежную оценку. Федеральными законами или иными нормативными правовыми актами могут быть определены виды имущества, за счет которого не может формироваться уставный фонд.

В казенном предприятии уставный фонд не формируется.

Размер уставного фонда государственного предприятия должен составлять не менее чем 5 тыс. МРОТ на дату государственной регистрации, муниципального предприятия – не менее чем 1 тыс. МРОТ.

Размер уставного фонда с учетом размера резервного фонда не может превышать стоимость чистых активов УП.

Собственник имущества государственного или муниципального предприятия вправе, а в предусмотренных случаях обязан уменьшить уставный фонд предприятия. Уставный фонд не может быть уменьшен, если в результате такого уменьшения его размер станет меньше определенного законом минимального размера.

Если по окончании финансового года стоимость чистых активов УП окажется:

– меньше размера его уставного фонда, собственник обязан принять решение об уменьшении размера уставного фонда до размера, не превышающего стоимости его чистых активов;

– меньше установленного законом на дату регистрации УП минимального размера уставного фонда и в течение трех месяцев стоимость чистых активов не будет восстановлена до минимального размера уставного фонда, собственник должен принять решение о ликвидации или реорганизации предприятия.

Если собственник в течение шести календарных месяцев после окончания финансового года не принимает решение об уменьшении уставного фонда, о восстановлении размера чистых активов до минимального размера уставного фонда, о ликвидации или реорганизации УП, то кредиторы вправе потребовать от предприятия прекращения или досрочного исполнения обязательств и возмещения причиненных им убытков.

В течение 30 дней с даты принятия решения об уменьшении своего уставного фонда предприятие обязано письменно уведомить всех известных ему кредиторов об уменьшении уставного фонда и о его новом размере, а также опубликовать в органе печати, в котором публикуются данные о регистрации юридических лиц, сообщение о принятом решении. При этом кредиторы предприятия вправе в течение 30 дней с даты направления им уведомления или в течение 30 дней с даты опубликования указанного сообщения потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательств предприятия и возмещения им убытков.

УП за счет остающейся в его распоряжении чистой прибыли создает резервный фонд в порядке и в размерах, которые предусмотрены уставом. Средства фонда используются исключительно на покрытие убытков. УП за счет чистой прибыли создает также иные фонды в соответствии с их перечнем и в порядке, которые предусмотрены уставом. Средства фондов могут быть использованы только на цели, определенные федеральными законами, иными нормативными правовыми актами и уставом УП.

Собственник имущества УП имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия.

УП ежегодно перечисляет в соответствующий бюджет часть прибыли, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в порядке, в размерах и в сроки, которые определяются Правительством РФ, уполномоченными органами власти субъектов РФ или органами местного самоуправления.

Порядок распределения доходов казенного предприятия определяется Правительством РФ, уполномоченными органами власти субъектов РФ или органами местного самоуправления.

УП не вправе продавать принадлежащее ему недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал или иным способом распоряжаться таким имуществом без согласия собственника.

В отношении движимого имущества права УП значительно шире. УП распоряжается движимым имуществом, принадлежащим ему на праве хозяйственного ведения, самостоятельно, за исключением установленных случаев. Во всяком случае, законодательство исключает возможность произвольного вмешательства собственника в дела по распоряжению имуществом УП, осуществляющего свою деятельность на праве хозяйственного ведения, без законных к тому оснований.

Движимым и недвижимым имуществом УП распоряжается только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены уставом.

УП не вправе без согласия собственника совершать сделки, связанные с предоставлением займов, поручительств, получением банковских гарантий, с иными обременениями, уступкой требований, переводом долга, а также заключать договоры простого товарищества. Уставом могут быть предусмотрены виды и (или) размер иных сделок, совершение которых не может осуществляться без согласия собственника.

Таким образом, УП на праве хозяйственного ведения самостоятельно планирует свою деятельность и определяет перспективы развития, строит свои отношения с государственными органами, иными организациями на договорных началах. Оно самостоятельно определяет направления использования прибыли, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов и других обязательных платежей, за исключением прибыли, подлежащей перечислению собственнику в установленном порядке.

Федеральное казенное предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться принадлежащим ему имуществом только с согласия Правительства РФ или уполномоченного им федерального органа исполнительной власти. Аналогичный порядок установлен и для казенного предприятия субъекта РФ, и муниципального казенного предприятия.

Уставом казенного предприятия могут быть предусмотрены виды и (или) размер иных сделок, совершение которых не может осуществляться без согласия собственника.

Казенное предприятие самостоятельно реализует произведенную им продукцию (работы, услуги), если иное не установлено федеральными законами или иными нормативными правовыми актами РФ. Оно вправе распоряжаться принадлежащим ему имуществом, в том числе с согласия собственника, только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, предмет и цели которой определены уставом. От УП на праве хозяйственного ведения казенное отличается тем, что оно не вправе без согласия собственника распоряжаться недвижимым и движимым имуществом (исключение составляет производимая предприятием готовая продукция).

Деятельность предприятия осуществляется в соответствии со сметой доходов и расходов, утверждаемой собственником.

Собственник имущества УП в отношении предприятия:

1) принимает решение о создании УП;

2) определяет цели, предмет, виды деятельности УП, а также дает согласие на участие УП в ассоциациях и других объединениях коммерческих организаций;

3) определяет порядок составления, утверждения и установления показателей планов (программы) финансово-хозяйственной деятельности УП;

4) утверждает устав УП, вносит в него изменения, в том числе утверждает устав в новой редакции;

5) принимает решение о реорганизации или ликвидации УП в порядке, установленном законодательством, назначает ликвидационную комиссию и утверждает ликвидационные балансы УП;

6) формирует уставный фонд УП;

7) назначает на должность руководителя УП, заключает с ним, изменяет и прекращает трудовой договор;

8) согласовывает прием на работу главного бухгалтера, заключение с ним, изменение и прекращение трудового договора;

9) утверждает бухгалтерскую отчетность и отчеты УП;

10) дает согласие на распоряжение недвижимым имуществом, а в случаях, установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами или уставом, на совершение иных сделок;

11) осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего УП имущества;

12) утверждает показатели экономической эффективности деятельности УП и контролирует их выполнение;

13) дает согласие на создание филиалов и открытие представительств;

14) дает согласие на участие УП в иных юридических лицах;

15) дает согласие в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», на совершение крупных сделок, сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, и иных сделок;

16) принимает решения о проведении аудиторских проверок, утверждает аудитора и определяет размер оплаты его услуг;

17) имеет другие права и несет другие обязанности, определенные законодательством РФ.

Собственник казенного предприятия, помимо указанных правомочий, вправе:

– изымать у предприятия излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество;

– доводить до предприятия обязательные для исполнения заказы на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд;

– утверждать смету доходов и расходов.

Следует обратить внимание на то, что в отличие от обычных УП собственник-государство вправе изымать имущество у казенных предприятий не только после их реорганизации и ликвидации, но и в процессе деятельности при условии, если оно излишне, не используется или используется не по назначению.

Правомочия собственника УП, имущество которого находится в собственности РФ, не могут быть переданы Российской Федерацией субъекту РФ или муниципальному образованию. Аналогичные запреты существуют в отношении передачи правомочий собственника имущества регионального и муниципального УП.

Руководитель УП (директор, генеральный директор) является единоличным исполнительным органом предприятия. Он назначается собственником и подотчетен ему. Руководитель действует от имени УП без доверенности. Он аттестуется в порядке, установленном собственником. Руководитель отчитывается о деятельности предприятия в порядке и в сроки, которые определяются собственником.

Сделка, в совершении которой имеется заинтересованность руководителя УП, не может совершаться предприятием без согласия собственника.

Руководитель признается заинтересованным в совершении сделки в случаях, если он, его супруг, родители, дети, братья, сестры и их аффилированные лица, признаваемые таковыми в соответствии с законодательством РФ:

1) являются стороной сделки или выступают в интересах третьих лиц в их отношениях с УП;

2) владеют (каждый в отдельности или в совокупности) 20% и более акций (долей, паев) юридического лица, являющегося стороной сделки или выступающего в интересах третьих лиц в их отношениях с УП;

3) занимают должности в органах управления юридического лица, являющегося стороной сделки или выступающего в интересах третьих лиц в их отношениях с УП;

4) в иных определенных уставом унитарного предприятия случаях.

Руководитель УП должен доводить до сведения собственника информацию:

– о юридических лицах, в которых он, его супруг, родители, дети, братья, сестры и их аффилированные лица владеют 20% и более акций (долей, паев) в совокупности;

– о юридических лицах, в которых он, его супруг, родители, дети, братья, сестры и их аффилированные лица занимают должности в органах управления;

– об известных ему совершаемых или предполагаемых сделках, в совершении которых он может быть признан заинтересованным.

Крупной сделкой является сделка или несколько взаимосвязанных сделок, связанных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения предприятием прямо либо косвенно имущества, стоимость которого составляет более 10% его уставного фонда или более чем в 50 тыс. раз превышает МРОТ. Стоимость отчуждаемого предприятием в результате крупной сделки имущества определяется на основании данных его бухгалтерского учета, а стоимость приобретаемого имущества – на основании цены предложения такого имущества. Решение о совершении сделки принимается с согласия собственника.

Заимствования УП могут осуществляться в форме:

– кредитов по договорам с кредитными организациями;

– бюджетных кредитов, предоставленных на условиях и в пределах лимитов, предусмотренных бюджетным законодательством.

УП вправе размещать облигации и выдавать векселя.

УП вправе осуществлять заимствования только по согласованию с собственником объема и направлений использования привлекаемых средств.

Бухгалтерская отчетность УП в случаях, определенных собственником, подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке.

УП может быть реорганизовано по решению собственника.

В случаях, установленных федеральным законом, реорганизация УП в форме его разделения или выделения из его состава одного или нескольких УП осуществляется на основании решения уполномоченного государственного органа или решения суда.

Реорганизация может быть осуществлена в форме:

– слияния двух или нескольких УП;

– присоединения к УП одного или нескольких УП;

– разделения УП на два или несколько УП;

– выделения из УП одного или нескольких УП;

– преобразования УП в юридическое лицо иной организационно-правовой формы.

УП могут быть реорганизованы в форме слияния или присоединения, если их имущество принадлежит одному и тому же собственнику.

Не является реорганизацией изменение вида УП, а также изменение правового положения УП вследствие перехода права собственности на его имущество к другому собственнику государственного или муниципального имущества (РФ, субъекту РФ или муниципальному образованию). Передача имущества считается состоявшейся с момента государственной регистрации внесенных в устав УП изменений.

Если иное не предусмотрено законом, имущество УП, возникших в результате реорганизации в форме разделения или выделения, принадлежит тому же собственнику, что и имущество реорганизованного УП.

При преобразовании казенного предприятия в государственное или муниципальное предприятие собственник имущества казенного предприятия в течение шести месяцев несет субсидиарную ответственность по перешедшим обязательствам.

УП считается реорганизованным (за исключением случаев реорганизации в форме присоединения) с момента регистрации вновь возникших юридических лиц. При реорганизации УП в форме присоединения к нему другого УП первое из них считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении существования присоединенного УП.

УП не позднее 30 дней с даты принятия решения о реорганизации обязано письменно уведомить об этом всех известных ему кредиторов, а также поместить в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц, сообщение о таком решении. При этом кредиторы в течение 30 дней с даты направления им уведомления или в течение 30 дней с даты опубликования сообщения о таком решении вправе письменно потребовать прекращения или досрочного исполнения соответствующих обязательств УП и возмещения им убытков.

Если разделительный баланс не дает возможности определить правопреемника реорганизованного УП, вновь возникшие УП несут солидарную ответственность по обязательствам реорганизованного УП перед его кредиторами пропорционально доле перешедшего к ним имущества (прав) реорганизованного УП, определенной в стоимостном выражении. Слиянием УП признается создание нового УП с переходом к нему прав и обязанностей двух или нескольких УП и прекращением последних.

Собственник принимает решения об утверждении передаточного акта, устава вновь возникшего УП и о назначении его руководителя. При слиянии УП права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему УП в соответствии с передаточным актом.

Присоединением к УП признается прекращение одного или нескольких УП с переходом их прав и обязанностей к УП, к которому осуществляется присоединение. При присоединении одного или нескольких УП к другому УП к последнему переходят права и обязанности присоединенных УП в соответствии с передаточным актом.

Разделением УП признается прекращение УП с переходом его прав и обязанностей к вновь созданным УП.

Выделением из УП признается создание одного или нескольких УП с переходом к каждому из них части прав и обязанностей реорганизованного УП без прекращения последнего.

УП может быть преобразовано по решению собственника в государственное или муниципальное учреждение. Преобразование УП в организации иной организационно-правовой формы осуществляется в соответствии с законодательством о приватизации.

УП может быть ликвидировано по решению собственника. УП может быть также ликвидировано по решению суда. Ликвидация влечет за собой прекращение существования УП без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

В случае принятия решения о ликвидации собственник назначает ликвидационную комиссию, к которой переходят полномочия по управлению делами УП.

Если при проведении ликвидации государственного или муниципального предприятия установлена его неспособность удовлетворить требования кредиторов в полном объеме, руководитель такого предприятия или ликвидационная комиссия должны обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании предприятия банкротом.

В процессе реформирования российской экономики сложились следующие организационно-хозяйственные конструкции функционирования государственной формы собственности:

– два вида государственных УП, основанные на праве либо хозяйственного ведения, либо оперативного управления;

– три вида акционерных обществ с участием государства:

а) капитал на 100% принадлежит государству;

б) государству принадлежит контрольный пакет акций либо «золотая акция»;

в) акции, принадлежащие государству, не образуют контрольного пакета.