1.7.6. Межбюджетные отношения
Федеративное устройство РФ предполагает, что и межбюджетные отношения должны строиться на основе федерализма. Сущность бюджетного федерализма сводится к законодательно установленным бюджетным правам и обязанностям двух равноправных сторон – федеральных и региональных органов власти и управления, правилам их взаимодействия на всех стадиях бюджетного процесса.
Основными принципами бюджетного федерализма являются:
– равноправие субъектов РФ в их налоговых и бюджетных взаимоотношениях с федеральным центром;
– самостоятельность бюджетов разных уровней (закрепление за каждым уровнем власти и управления собственных источников доходов, право самостоятельно определять направления их расходования, недопустимость изъятия дополнительных доходов и неиспользованных или дополнительно полученных средств в вышестоящие бюджеты, право на компенсацию расходов, возникающих в результате решений, принятых вышестоящими органами власти и управления, право предоставления налоговых и иных льгот за счет собственных доходов и т. д.);
– законодательное разграничение бюджетной ответственности и расходных полномочий между органами власти и управления разных уровней;
– соответствие финансовых ресурсов каждого уровня бюджетной системы закрепленным за ним функциям;
– основанные на объективных критериях механизмы предоставления регионам финансовой помощи и территориального перераспределения бюджетных ресурсов;
– наличие оговоренных в законодательстве требований и процедур по поиску взаимоприемлемых решений по налоговым и бюджетным вопросам.
В рамках межбюджетных отношений предусматривается, что отдельные виды расходов могут передаваться из федерального бюджета в бюджеты субъектов РФ путем включения соответствующих норм (положений) в закон о федеральном бюджете с одновременным внесением изменений в Бюджетный кодекс. Аналогичные нормы регламентируют передачу отдельных видов расходов из бюджета субъекта РФ местным бюджетам. Предусмотрен также порядок передачи собственных доходов бюджета одного уровня в бюджет другого уровня.
Финансовая помощь из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ осуществляется в следующих формах предоставления:
– дотаций на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности субъектов РФ;
– субвенций и субсидий на финансирование отдельных целевых расходов;
– бюджетных кредитов;
– бюджетной ссуды на покрытие временных кассовых разрывов, возникающих при исполнении бюджета субъекта РФ.
- Ф и н а н с ы
- Введение
- Раздел 1. Понятие о финансах и управление ими
- Тема 1. Финансы и их сущность
- 1.1.1. Социально-экономическая сущность финансов
- 1.1.2. Принципы и роль финансов
- 1.1.3. Функции финансов
- Задание для индивидуальной самостоятельной работы студента
- Т е м а 2. Финансовая система
- 1) Централизованные финансы:
- 2) Децентрализованные финансы:
- 3) Финансы домашних хозяйств.
- Задание для индивидуальной самостоятельной работы студента
- Т е м а 3. Финансовая политика
- Т е м а 4. Управление финансами
- Задание для индивидуальной самостоятельной работы студента
- Т е м а 5. Финансовое планирование и прогнозирование
- Т е м а 6. Финансовый контроль
- Т е м а 7. Бюджетная система и бюджетный процесс
- 1.7.1. Бюджетная классификация
- 1.7.2. Принципы бюджетной системы Российской Федерации
- 1.7.3. Доходы бюджетов
- 1.7.3.1. Налоговые доходы бюджетов
- 1.7.4. Расходы бюджетов
- 1.7.5. Дефицит бюджета
- 1.7.6. Межбюджетные отношения
- 1.7.7. Участники бюджетного процесса
- 1.7.8. Составление проектов бюджета
- 1.7.9. Рассмотрение и утверждение бюджетов
- 1.7.10. Исполнение бюджетов
- 1.7.11. Государственный и муниципальный финансовый контроль
- 1.7.12. Отчет об исполнении бюджета
- 1.7.13. Ответственность за нарушение бюджетного законодательства
- Т е м а 8. Внебюджетные фонды
- 1.8.1. Внебюджетные фонды Российской Федерации
- 1.8.2. Характеристика государственных социальных внебюджетных фондов
- 1.8.3. Несоциальные внебюджетные фонды
- Т е м а 9. Государственный кредит
- 1.9.1. Понятие государственного кредита
- 1.9.2. Государственный и муниципальный долг
- Р а з д е л 2. Финансы экономических субъектов
- 2.10.2. Механизмы приватизации и национализации
- 2.10.3. Влияние организационно-правовых форм на построение финансов экономических субъектов
- Т е м а 11. Финансы коммерческих организаций
- 11.1. Финансовая политика организации и ее задачи
- 11.2 Финансовые ресурсы предприятия
- 11.3 Инвестиции предприятия
- 11.4 Основные финансовые показатели деятельности предприятия
- Рентабельность продукции рассчитывается по формуле:
- Т е м а 12. Финансы некоммерческих организаций
- 2.12.2. Структура и источники формирования финансовых
- Ресурсов некоммерческих организаций. Денежные фонды
- Целевого назначения. Направления использования
- Финансовых ресурсов. Смета доходов и расходов
- Задание для индивидуальной самостоятельной работы студента
- Литература
- Глоссарий
- Издательство ано впо «Омский экономический институт»