logo
лекции по финансам

1.7.6. Межбюджетные отношения

Федеративное устройство РФ предполагает, что и межбюджетные отношения должны строиться на основе федерализма. Сущность бюджетного федерализма сводится к законодательно установленным бюджетным правам и обязанностям двух равноправных сторон – федеральных и региональных органов власти и управления, правилам их взаимодействия на всех стадиях бюджетного процесса.

Основными принципами бюджетного федерализма являются:

– равноправие субъектов РФ в их налоговых и бюджетных взаимоотношениях с федеральным центром;

– самостоятельность бюджетов разных уровней (закрепление за каждым уровнем власти и управления собственных источников доходов, право самостоятельно определять направления их расходования, недопустимость изъятия дополнительных доходов и неиспользованных или дополнительно полученных средств в вышестоящие бюджеты, право на компенсацию расходов, возникающих в результате решений, принятых вышестоящими органами власти и управления, право предоставления налоговых и иных льгот за счет собственных доходов и т. д.);

– законодательное разграничение бюджетной ответственности и расходных полномочий между органами власти и управления разных уровней;

– соответствие финансовых ресурсов каждого уровня бюджетной системы закрепленным за ним функциям;

– основанные на объективных критериях механизмы предоставления регионам финансовой помощи и территориального перераспределения бюджетных ресурсов;

– наличие оговоренных в законодательстве требований и процедур по поиску взаимоприемлемых решений по налоговым и бюджетным вопросам.

В рамках межбюджетных отношений предусматривается, что отдельные виды расходов могут передаваться из федерального бюджета в бюджеты субъектов РФ путем включения соответствующих норм (положений) в закон о федеральном бюджете с одновременным внесением изменений в Бюджетный кодекс. Аналогичные нормы регламентируют передачу отдельных видов расходов из бюджета субъекта РФ местным бюджетам. Предусмотрен также порядок передачи собственных доходов бюджета одного уровня в бюджет другого уровня.

Финансовая помощь из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ осуществляется в следующих формах предоставления:

– дотаций на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности субъектов РФ;

– субвенций и субсидий на финансирование отдельных целевых расходов;

– бюджетных кредитов;

– бюджетной ссуды на покрытие временных кассовых разрывов, возникающих при исполнении бюджета субъекта РФ.