logo
лекции по финансам

1.7.9. Рассмотрение и утверждение бюджетов

Бюджетный кодекс детально регламентирует порядок внесения проекта закона о бюджете на рассмотрение законодательного органа. В соответствии с этим порядком орган исполнительной власти вносит проект закона о бюджете на очередной год на рассмотрение законодательного органа в срок, определенный для федерального бюджета – Бюджетным кодексом, бюджета субъекта РФ – законом субъекта РФ, местного бюджета – правовыми актами органа местного самоуправления.

Предмет рассмотрения проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной год в четырех чтениях представлен в виде следующей таблицы:

#G0Номер чтения

и его продолжительность

Предмет чтения

Первое, 40 дней

Обсуждаются:

1) концепция федерального закона о федеральном бюджете;

2) прогноз социально-экономического развития РФ на очередной год;

3) основные направления бюджетной и налоговой политики на очередной год;

4) основные принципы и расчеты по взаимоотношениям федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ;

5) проект программы государственных внешних заимствований РФ в части источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета;

6) основные характеристики федерального бюджета, к которым относятся:

а) доходы федерального бюджета по группам, подгруппам и статьям классификации доходов бюджетов РФ;

б) распределение доходов от федеральных налогов и сборов между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ;

в) дефицит федерального бюджета в абсолютных цифрах и в процентах к расходам федерального бюджета на очередной финансовый год и источники покрытия дефицита федерального бюджета;

г) общий объем расходов федерального бюджета на очередной год

Второе, 20 дней

Утверждаются:

1) расходы федерального бюджета по разделам функциональной классификации расходов

бюджетов РФ в пределах общего объема расходов федерального бюджета, утвержденного в первом чтении;

2) размер Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ

Третье, 30 дней

Утверждаются:

1) расходы федерального бюджета по подразделам функциональной классификации расходов бюджетов РФ и главным распорядителям средств федерального бюджета по всем четырем уровням функциональной классификации;

2) распределение средств Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ по субъектам РФ;

3) основные показатели государственного оборонного заказа;

4) расходы федерального бюджета на финансирование:

а) федеральных целевых программ;

б) Федеральной адресной инвестиционной программы на очередной год;

в) государственной программы вооружения на очередной год в пределах расходов, утвержденных во втором чтении по разделам федерального бюджета;

г) программы предоставления гарантий Правительства РФ на очередной год;

д) программы предоставления средств федерального бюджета на возвратной основе по каждому виду расходов;

5) Программа государственных внешних заимствований РФ на очередной год;

6) Программа государственных внутренних заимствований РФ;

7) Программа предоставления РФ государственных кредитов иностранным государствам на очередной год;

8) перечень законодательных актов (статей, отдельных пунктов статей, подпунктов, абзацев), действие которых отменяется или приостанавливается на очередной год в связи с тем, что бюджетом не предусмотрены средства на их реализацию

Дума рассматривает проект закона о бюджете в первом чтении в течение 30 дней со дня его внесения в Думу Правительством РФ. В течение 15 дней со дня внесения в Думу проекта закона о бюджете ее комитеты готовят и направляют в Комитет по бюджету заключения и предложения о принятии или об отклонении представленного законопроекта, а также предложения и рекомендации по предмету первого чтения.

Процедура принятия, одобрения, подписания и обнародования

федерального закона о федеральном бюджете

Секретные статьи федерального бюджета рассматриваются на закрытом заседании палат Федерального Собрания. Материалы к секретным статьям бюджета рассматриваются исключительно председателями палат и специальными комиссиями палат.