logo
лекции по финансам

1.7.13. Ответственность за нарушение бюджетного законодательства

Нарушением бюджетного законодательства признается неисполнение либо ненадлежащее исполнение установленного Бюджетным кодексом порядка составления и рассмотрения проектов бюджетов, утверждения бюджетов, исполнения и контроля за исполнением бюджетов всех уровней, которое влечет применение к нарушителю мер принуждения. К нарушителям могут быть применены следующие меры:

1) предупреждение о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса;

2) блокировка расходов;

3) изъятие бюджетных средств;

4) приостановление операций по счетам в банках;

5) наложение штрафа;

6) начисление пени;

7) иные меры в соответствии с Бюджетным кодексом и федеральными законами.

Основаниями применения названных мер являются:

– неисполнение закона о бюджете;

– нецелевое использование бюджетных средств;

– неперечисление бюджетных средств их получателям;

– неполное перечисление бюджетных средств их получателям;

– несвоевременное перечисление бюджетных средств их получателям;

– несвоевременное зачисление бюджетных средств на счета получателей;

– несвоевременное представление отчетов и других сведений, связанных с исполнением бюджета;

– несвоевременное доведение до получателей уведомлений об ассигнованиях;

– несвоевременное доведение до получателей уведомлений о лимитах бюджетных обязательств;

– несоответствие бюджетной росписи закону о бюджете;

– несоответствие уведомлений об ассигнованиях, уведомлений о лимитах бюджетных обязательств утвержденным расходам и бюджетной росписи;

– несоблюдение обязательности зачисления доходов бюджетов, доходов бюджетов внебюджетных фондов и иных поступлений в бюджетную систему РФ;

– несвоевременное исполнение платежных документов на перечисление средств, подлежащих зачислению на счета бюджета и внебюджетных фондов;

– несвоевременное представление проектов бюджетов и отчетов об их исполнении;

– отказ подтвердить принятые бюджетные обязательства, кроме оснований, установленных Бюджетным кодексом;

– несвоевременное подтверждение бюджетных обязательств, несвоевременное осуществление платежей по подтвержденным обязательствам;

– финансирование расходов, не включенных в бюджетную роспись;

– финансирование расходов в размерах, превышающих размеры, включенные в роспись, и утвержденные лимиты бюджетных обязательств;

– несоблюдение нормативов финансовых затрат на оказание государственных или муниципальных услуг;

– несоблюдение предельных размеров дефицитов бюджетов, государственного или муниципального долга и расходов на обслуживание государственного или муниципального долга;

– открытие счетов бюджета в банках при наличии на соответствующей территории отделений ЦБ РФ.

Правом применения мер принуждения обладают руководители органов Федерального казначейства и их заместители.

Руководители органов Казначейства и их заместители имеют право:

– списывать в бесспорном порядке суммы бюджетных средств, используемых не по целевому назначению, и в других случаях, предусмотренных в Бюджетном кодексе;

– списывать в бесспорном порядке суммы бюджетных средств, подлежащих возврату в бюджет, срок возврата которых истек;

– списывать в бесспорном порядке суммы процентов (платы) за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возвратной основе, срок уплаты которых наступил;

– взыскивать в бесспорном порядке пени за несвоевременный возврат бюджетных средств, предоставленных на возвратной основе, просрочку уплаты процентов за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возвратной основе, в размере одной трехсотой действующей ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день просрочки;

– выносить предупреждение руководителям органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и получателей бюджетных средств о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса;

– составлять протоколы, являющиеся основанием для наложения штрафов;

– взыскивать в бесспорном порядке пени с банков за несвоевременное исполнение платежных документов на зачисление или перечисление бюджетных средств в размере одной трехсотой действующей ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день просрочки.

При этом действия органов и должностных лиц органов Казначейства могут быть обжалованы в установленном порядке.

В случае, если бюджеты субъектов РФ или местные бюджеты исполняются не органами Федерального казначейства, руководители органов, исполняющих бюджеты, имеют право применять меры принуждения в соответствии с Бюджетным кодексом.

Руководители органов, исполняющих бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты, и их заместители имеют права, аналогичные правам руководителей органов Федерального казначейства и их заместителей.

Действия органов, исполняющих бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты, и должностных лиц указанных органов могут быть обжалованы в установленном порядке.

Бесспорное списание бюджетных средств с лицевых счетов их получателей осуществляется на основе постановления, подписанного руководителем (заместителем руководителя) соответствующего органа Казначейства.

Постановление принимается на основе акта проверки получателя бюджетных средств либо на основании заключения об истечении срока возврата бюджетных средств или процентов (платы) за пользование средствами.

Списание бюджетных средств с лицевого счета их получателя производится банком либо Казначейством с лицевого счета бюджетного учреждения в Казначействе, указанного в постановлении о бесспорном списании, в первоочередном порядке.

Если средств на лицевом счете получателя (лицевом счете бюджетного учреждения) недостаточно, постановление о бесспорном списании исполняется в соответствии с Гражданским кодексом РФ, при этом указанное постановление относится к очереди, предусматривающей расчеты с бюджетом.

Списание средств с единого счета бюджета без распоряжения Казначейства и его территориальных органов осуществляется по решению арбитражного суда. Очередность списания средств со счетов федерального бюджета определяется Бюджетным кодексом.

Размер средств, списываемых со счета территориального органа Казначейства, не может превышать разницу между суммой средств, находящихся на счете территориального органа, и суммой средств, которые в момент списания отражены на лицевых счетах бюджетных учреждений либо считаются зачисленными на их счет.

При недостаточности на счете территориального органа Казначейства средств для осуществления указанного списания в полном объеме денежные средства в размере несписанного остатка списываются со счета Казначейства в размере, не превышающем разницу между суммой средств, находящихся на счете Казначейства, и совокупной суммой средств, указанных в своде лимитов бюджетных обязательств по всем получателям бюджетных средств.

При недостаточности на счете Казначейства средств для осуществления указанного списания списание средств производится по мере их поступления на счет. Если указанное списание не удается осуществить в пределах срока действия лимитов бюджетных обязательств, доведенных на период, в котором состоялось решение арбитражного суда, остаток средств, не списанных со счета бюджета, включается в лимиты бюджетных обязательств следующего периода.

Если и в этом случае по каким-либо обстоятельствам списание средств со счета бюджета не может быть осуществлено, исполнительный лист возвращается предъявившему его лицу для предъявления его в Казначейство в следующем году либо для обращения взыскания на иное имущество.

Списание средств со счета соответствующего бюджета осуществляется в размере, не превышающем разницу между суммой средств, находящихся на счете бюджета, и совокупной суммой средств, указанных в своде лимитов финансирования на месяц по всем получателям бюджетных средств.

При недостаточности на счете бюджета средств для осуществления указанного списания в полном объеме списание производится в порядке, определенном для списания средств с единого счета федерального бюджета.

Списание средств с лицевых счетов бюджетных учреждений без их распоряжения осуществляется в случаях, установленных Бюджетным кодексом и другими федеральными законами. Порядок указанного списания устанавливается ЦБ РФ по согласованию с Казначейством.

Размер средств, списываемых с лицевого счета бюджетного учреждения в порядке принудительного исполнения обязательств бюджетного учреждения, возникших в результате исполнения им заданий органа исполнительной власти, не может превышать размер находящихся на данном счете средств. При недостаточности на лицевом счете бюджетного учреждения средств для осуществления указанного списания в полном объеме недостающие средства списываются со счетов территориального органа Казначейства, ведущего указанный счет.

Нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением об ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения, влечет наложение штрафов на руководителей получателей бюджетных средств, изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, используемых не по целевому назначению, а также при наличии состава преступления уголовные наказания, предусмотренные Уголовным кодексом РФ.

Контрольные вопросы

  1. Сущность и функции государственного бюджета.

  2. Организационно-правовые формы проявления категории «государственный бюджет», их характеристика.

  3. Эволюция взглядов отечественных экономистов на сущность государственного бюджета

  4. Экономические (объективные) формы функционирования бюджета – доходы бюджета, расходы бюджета; их характеристика.

  5. Бюджетная система государства, принципы ее построения

  6. Межбюджетные отношения: содержание, формы организации, правовые основы.

Задание для индивидуальной самостоятельной

работы студента

Изобразите на схеме бюджетную систему одной из 49 областей Российской Федерации. Дайте Ваш комментарий к схеме.

Составьте перечень правовых актов, регламентирующих функционирование бюджетной системы выбранной Вами области; дайте оценку существующей правовой базы.