Т е м а 4. Управление финансами
Система управления финансами – это комплекс мер, инструментов, финансовых институтов, обеспечивающих стабильное и эффективное функционирование финансовой системы в целом и ее отдельных звеньев, способствующих развитию социально-экономи-ческих процессов в обществе.
Государственное управление финансами – одна из главных и постоянно осуществляемых функций любого государства. Современная российская система управления финансами характеризуется тем, что в стране происходят процессы перехода от планово-централизованной к рыночной экономике. Директивно-администра-тивные методы управления заменяются методами регулируемого финансового рынка.
Генеральная цель управления финансами – достижение финансовой устойчивости экономики и финансовой независимости государства. В свою очередь, конкретные цели – сбалансированность бюджета, оптимизация государственного долга, устойчивость национальной валюты, гармонизация экономических интересов государства и его граждан.
Система управления финансами, являясь сложным образованием, состоит из таких относительно самостоятельных, но тесно взаимодействующих блоков, как финансовое планирование, прогнозирование, программирование, финансовое регулирование, финансовый контроль, комплекс правового обеспечения финансовой деятельности, система методов мобилизации финансовых ресурсов.
В управлении государственными финансами принимают участие высшие органы власти страны, и организовано оно следующим образом.
Президент РФ регламентирует деятельность финансовой системы, устанавливая основные параметры бюджета в ежегодном бюджетном послании, подписывает Федеральный закон о федеральном бюджете на предстоящий год и т. д.
Федеральное Собрание вводит налоги, сборы, неналоговые платежи, утверждает федеральный бюджет, принимает законы, регламентирующие финансовую деятельность государства.
Правительство РФ является единым центром управления финансами. Органом, на практике осуществляющим реализацию финансовой политики, является Минфин РФ. Министерство обеспечивает единство финансовой, денежно-кредитной и валютной политики, координирует финансовую деятельность федеральных органов исполнительной власти.
В границах обозначенной компетенции Минфин РФ выполняет следующие функции:
1) осуществляет методическое руководство в сфере финансового планирования и финансирования отраслей хозяйства;
2) организует разработку федерального бюджетного плана;
3) принимает участие (совместно с Минэкономики РФ) в разработке баланса финансовых ресурсов страны;
4) обеспечивает исполнение федерального бюджета, проведение мероприятий, направленных на расходование бюджетных средств по целевому назначению.
Для выполнения этих своих функций Минфин РФ вправе:
– получать от министерств, ведомств, предприятий, учреждений материалы, необходимые для составления и исполнения бюджетного плана;
– в случае нарушений финансовой дисциплины ограничивать и приостанавливать финансирование;
– проводить ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций.
Федеральная налоговая служба и МВД осуществляют контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджетные фонды налогов, сборов и других платежей.
Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом управляет государственным имуществом с целью получения доходов неналогового характера (арендная плата, доходы от продажи государственного имущества).
Федеральная служба по финансовым рынкам контролирует деятельность участников фондового рынка, способствуя тем самым увеличению поступлений в бюджетный фонд.
Центральный банк РФ – важный орган реализации денежно-кредитной и финансовой политики. ЦБ РФ наряду с Федеральным казначейством осуществляет кассовое исполнение бюджета, контролирует деятельность кредитных организаций.
Счетная палата РФ осуществляет парламентский контроль за федеральными денежными средствами. Она независима от Правительства РФ и подотчетна лишь Федеральному Собранию.
В субъектах РФ, их административно-территориальных и муниципальных образованиях финансовую политику проводят соответствующие финансовые учреждения.
Контрольные вопросы
Общее понятие об управлении финансами. Функциональный, правовой и организационный аспекты управления финансами.
Органы управления финансами, их задачи и функции в современных условиях.
Правовые основы функционирования финансов; характеристика основных правовых актов.
- Ф и н а н с ы
- Введение
- Раздел 1. Понятие о финансах и управление ими
- Тема 1. Финансы и их сущность
- 1.1.1. Социально-экономическая сущность финансов
- 1.1.2. Принципы и роль финансов
- 1.1.3. Функции финансов
- Задание для индивидуальной самостоятельной работы студента
- Т е м а 2. Финансовая система
- 1) Централизованные финансы:
- 2) Децентрализованные финансы:
- 3) Финансы домашних хозяйств.
- Задание для индивидуальной самостоятельной работы студента
- Т е м а 3. Финансовая политика
- Т е м а 4. Управление финансами
- Задание для индивидуальной самостоятельной работы студента
- Т е м а 5. Финансовое планирование и прогнозирование
- Т е м а 6. Финансовый контроль
- Т е м а 7. Бюджетная система и бюджетный процесс
- 1.7.1. Бюджетная классификация
- 1.7.2. Принципы бюджетной системы Российской Федерации
- 1.7.3. Доходы бюджетов
- 1.7.3.1. Налоговые доходы бюджетов
- 1.7.4. Расходы бюджетов
- 1.7.5. Дефицит бюджета
- 1.7.6. Межбюджетные отношения
- 1.7.7. Участники бюджетного процесса
- 1.7.8. Составление проектов бюджета
- 1.7.9. Рассмотрение и утверждение бюджетов
- 1.7.10. Исполнение бюджетов
- 1.7.11. Государственный и муниципальный финансовый контроль
- 1.7.12. Отчет об исполнении бюджета
- 1.7.13. Ответственность за нарушение бюджетного законодательства
- Т е м а 8. Внебюджетные фонды
- 1.8.1. Внебюджетные фонды Российской Федерации
- 1.8.2. Характеристика государственных социальных внебюджетных фондов
- 1.8.3. Несоциальные внебюджетные фонды
- Т е м а 9. Государственный кредит
- 1.9.1. Понятие государственного кредита
- 1.9.2. Государственный и муниципальный долг
- Р а з д е л 2. Финансы экономических субъектов
- 2.10.2. Механизмы приватизации и национализации
- 2.10.3. Влияние организационно-правовых форм на построение финансов экономических субъектов
- Т е м а 11. Финансы коммерческих организаций
- 11.1. Финансовая политика организации и ее задачи
- 11.2 Финансовые ресурсы предприятия
- 11.3 Инвестиции предприятия
- 11.4 Основные финансовые показатели деятельности предприятия
- Рентабельность продукции рассчитывается по формуле:
- Т е м а 12. Финансы некоммерческих организаций
- 2.12.2. Структура и источники формирования финансовых
- Ресурсов некоммерческих организаций. Денежные фонды
- Целевого назначения. Направления использования
- Финансовых ресурсов. Смета доходов и расходов
- Задание для индивидуальной самостоятельной работы студента
- Литература
- Глоссарий
- Издательство ано впо «Омский экономический институт»