Т е м а 3. Финансовая политика
Под финансовой политикой понимают комплекс мероприятий государства по использованию финансовых отношений, мобилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию на основе финансового законодательства. Финансовая политика государства является лишь средством осуществления его социально-экономической политики и выполняет вспомогательную роль. Именно в рамках социально-экономической политики может разрабатываться и проводиться в жизнь эффективная финансовая политика.
По содержанию финансовая политика предполагает:
– разработку общей концепции такой политики, определение ее основных направлений, целей, задач;
– создание адекватного финансового механизма – системы установленных государством форм, видов и методов организации финансовых отношений;
– управление финансовой деятельностью государства и других субъектов хозяйственных отношений.
Финансовая политика состоит из следующих главных компонентов:
1) налоговой политики;
2) бюджетной политики;
3) денежно-кредитной политики;
4) ценовой политики;
5) таможенной политики;
6) социальной политики;
7) инвестиционной политики;
8) политики в области международных финансов.
Финансовая политика РФ основывается на следующей системе социально-экономических приоритетов:
– достижение социальной стабильности в обществе;
– оздоровление государственных финансов;
– восстановление нормального функционирования кредитной системы;
– поддержка сбалансированности натурально-вещественных и денежных потоков;
– достижение финансово-экономической самостоятельности и усиление ответственности регионов в рамках единого федеративного государства;
– создание равных условий в бюджетно-налоговой сфере для регионов;
– создание условий по пресечению финансовых злоупотреблений и коррупции.
К основным задачам финансовой политики можно отнести:
1) обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов;
2) установление рационального с точки зрения государства распределения и использования финансовых ресурсов;
3) организацию регулирования и стимулирования экономических и социальных процессов финансовыми методами;
4) выработку инструментов финансового механизма и его развитие в соответствии с изменяющимися целями и задачами стратегии;
5) создание эффективной и максимально деловой системы оперативного управления финансами.
Далее дадим краткую характеристику перечисленных ранее основных компонентов финансовой политики. Важнейшая часть финансовой политики – налоговая политика. Она должна строиться на компромиссе интересов государства и налогоплательщиков - физических и юридических лиц. Интересы государства базируются на принципе достаточности налогообложения. Налоги должны обеспечивать поступление в бюджет такого объема ресурсов, который является достаточным для выполнения принятых на себя государством обязанностей. Одновременно налогообложение не должно подрывать мотивацию к эффективной и легитимной деятельности участников материального производства. Налоговые отношения, как и всякие другие общественные отношения, должны воспроизводиться, и государство не должно угнетать источники и мотивы такого воспроизводства. Налогообложение не должно носить конфискационного характера. Только рост национального богатства, выраженный в том числе в повышении индивидуальных доходов, способен обеспечить стабильное увеличение налогооблагаемой базы.
Основные задачи современной налоговой политики РФ:
1) дальнейшее совершенствование отечественного налогового законодательства в целях оптимизации налоговой базы и снижения уровня неплатежей;
2) оптимизация налоговых льгот и преференций;
3) более жесткий контроль за постановкой налогоплательщиков на учет;
4) рационализация налогового администрирования;
5) реструктуризация в обоснованных случаях задолженности по платежам в бюджет и государственные внебюджетные фонды.
Бюджетная политика РФ сводится:
– к определению доли валового внутреннего продукта, мобилизуемой в бюджет;
– установлению оптимальных взаимоотношений между федеральными органами власти и органами власти субъектов РФ;
– оптимизации структуры расходной части бюджета;
– распределению расходов между бюджетами разных уровней;
– определению доли федерального бюджета в общей сумме консолидированного бюджета;
– управлению государственным долгом;
– определению источников финансирования дефицита бюджета и т. п.
В условиях современного бюджетного кризиса к первоочередным задачам бюджетной политики следует отнести:
1) повсеместную экономию государственных средств;
2) централизацию всех доходов и средств федерального бюджета на счетах органов Федерального казначейства;
3) реструктуризацию государственного долга;
4) инвентаризацию внешних и внутренних заимствований и результатов их использования.
В процессе экономического регулирования государство широко использует денежно-кредитную политику.
ЦБ РФ ежегодно не позднее 26 августа представляет в Государственную Думу проект Основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год и не позднее 1 декабря – окончательный вариант основных направлений.
Основные направления включают:
– концептуальные принципы, лежащие в основе денежно-кредитной политики, проводимой ЦБ РФ;
– краткую характеристику состояния экономики РФ;
– прогноз ожидаемого выполнения основных параметров денежно-кредитной политики в текущем году;
– количественный анализ причин отклонения от целей денежно-кредитной политики, заявленных ЦБ РФ на текущий год, оценку перспектив достижения указанных целей и обоснование их возможной корректировки;
– сценарный (состоящий не менее чем из двух вариантов) –прогноз развития экономики РФ на предстоящий год с указанием цен на нефть и другие товары российского экспорта, предусматриваемых каждым сценарием;
– прогноз основных показателей платежного баланса РФ на предстоящий год;
– целевые ориентиры, характеризующие основные цели денежно-кредитной политики, заявляемые ЦБ РФ на предстоящий год, включая интервальные показатели инфляции, денежной базы, денежной массы, процентных ставок, изменения золотовалютных резервов;
– основные показатели денежной программы на предстоящий финансовый год;
– варианты применения инструментов и методов денежно-кредитной политики, обеспечивающих достижение целевых ориентиров при различных сценариях социально-экономической конъюнктуры;
– план мероприятий ЦБ РФ на предстоящий год по совершенствованию банковской системы РФ, банковского надзора, финансовых рынков и платежной системы.
Государственное регулирование при помощи денежно-кредитных инструментов – это количественное изменение, во-первых, предложения свободных денег, во-вторых, «цены креди- та» – процента.
Процент определяет спрос на заемный капитал и масштабы притока вкладов и депозитов, т. е. формирование кредитных ресурсов.
Государственная экономическая политика, ориентированная на использование денежно-кредитных механизмов, называется монетаристской. Ее предпосылками служат развитая рыночная экономика, эффективные институциональная и юридическая инфраструктуры, укоренившаяся предпринимательская психология. Имеются в виду массовое, логичное с экономической и юридической точек зрения поведение хозяйствующих субъектов, высокая степень их зависимости от кредита, низкие и прогнозируемые показатели инфляции, сбалансированный бюджет, упорядоченный государственный долг.
Денежно-кредитная политика имеет значительный временной лаг – время от принятия решения до его результата. Влияние ее на размер валового внутреннего продукта в значительной степени связано (через колебания ставки процента) с изменением инвестиционной активности в экономике, что само по себе является довольно длительным процессом. Запаздывание результата может даже ухудшить ситуацию. Например, антициклическое расширение денежной массы (и вызванное этим снижение процентной ставки) для предотвращения спада может дать результат, когда экономика будет уже на подъеме и вызовет нежелательные инфляционные процессы.
Субъектом денежно-кредитной политики является центральный банк. По закону он выполняет установки правительства, но не является правительственным институтом, а имеет определенную степень самостоятельности. Такие права даны ему на основе принципа разделения властей. Правительство не вправе требовать от кредитного центра решения своих финансовых проблем за счет выпуска дополнительного количества денег.
В основном ЦБ РФ использует методы косвенного воздействия на денежно-кредитную сферу и сопряженные области экономики. Однако при проведении определенного круга операций ЦБ РФ вправе и прямо вмешиваться в те или иные процессы. В частности, прямым вмешательством в рассматриваемую сферу можно считать регулирование денежной эмиссии и ограничения динамики кредитования.
Денежно-кредитная политики имеет несколько элементов:
– эмиссионная политика;
– политика стабилизации национальной валюты;
– кредитная политика.
В рамках проведения эмиссионной политики обеспечивается оптимизация необходимой массы денег в обороте. Разумная эмиссионная политика направлена также на некоторое увеличение доходов бюджета – так называемых эмиссионных доходов. Второе направление требует особой осмотрительности, поскольку при переходе определенных количественных границ денежная система подвержена инфляции, т. е. реальному обесценению доходов бюджета. Если государство не в состоянии регулировать размер денежной массы, это подрывает экономическую безопасность страны, поскольку национальная валюта не в состоянии противостоять экспансии более сильных валют и национальное богатство может быть обесценено либо в значительной степени утеряно.
Эмиссия денег имеет три функции:
1) обеспечение экономики средствами обращения, платежа, накопления;
2) покрытие в критической ситуации дефицита государственного бюджета;
3) регулирование экономики – путем увеличения или уменьшения в различных пределах эмиссии денег государство может способствовать либо оживлению экономики, либо ограничению роста цен.
Основные инструменты и методы денежно-кредитной политики ЦБ РФ:
– процентные ставки по операциям ЦБ РФ;
– нормативы обязательных резервов, депонируемых в ЦБ РФ (резервные требования);
– операции на открытом рынке;
– рефинансирование кредитных организаций;
– валютные интервенции;
– установление ориентиров роста денежной массы;
– прямые количественные ограничения;
– эмиссия облигаций от своего имени.
ЦБ РФ может устанавливать одну или несколько процентных ставок по различным видам операций или проводить процентную политику без фиксации процентной ставки. Он использует процентную политику для воздействия на рыночные процентные ставки.
При проведении учетной (дисконтной) и ломбардной (залоговой) политики ЦБ РФ выступает в роли кредитора по отношению к коммерческим банкам. Средства предоставляются при условии переучета векселей банков (дисконтная политика) или под залог их ценных бумаг (ломбардная политика). Такие кредиты называются редисконтными, или ломбардными. Ставку по таким кредитам называют официальной учетной (дисконтной или ломбардной) ставкой.
По закону ЦБ РФ вправе манипулировать ставкой процента, по которой он выдает банкам кредиты. Возможность установления «цены кредита» выступает как метод влияния на кредитную систему, как рычаг, регулирующий спрос и предложение на рынке капиталов. Так, повышение учетной ставки (ее часто называют ставкой рефинансирования) вызывает сокращение объема заимствований у ЦБ РФ и удорожание коммерческого кредитования. Предложение денег снижается. Понижение учетной ставки действует в обратном направлении.
Результативность рассматриваемого метода зависит от многих факторов, в первую очередь, от финансового состояния коммерческих банков, наличия у них свободных ликвидных ресурсов. Именно это определяет частоту их обращений к ЦБ РФ за кредитами и величину испрашиваемых средств. Однако роль учетной политики не ограничивается данной функцией. Если манипулирование учетной ставкой не дает должного эффекта, то это еще не означает, что применение метода потеряло смысл. Во-первых, учетная политика, проводимые в ее рамках меры сказываются на эффекте других регулирующих воздействий ЦБ РФ на денежно-кредитную сферу (операций на открытом рынке, эффекте политики минимальных резервов). Во-вторых, учетная политика ЦБ РФ является для других хозяйствующих субъектов индикатором действий правительства в области денежно-кредитных отношений. Если, например, учетная ставка устойчиво растет, то банки вправе предположить, что правительство намерено свертывать деловую активность. И наоборот.
Учетная политика ЦБ РФ может дополняться другими методами. Например, он вправе изменять состав ценных бумаг, которые используются в учетных и ломбардных операциях. В качестве залога обычно используются высоколиквидные и надежные государственные ценные бумаги.
Операции в сфере кредитных отношений требуют определенного страхования. Нередко банки, увлекаясь кредитной экспансией, попадают в тяжелую ситуацию. Крах одного неизбежно сказывается на положении других из-за денежной взаимосвязанности внутри банковской системы. Это послужило поводом к изданию законов о защите интересов вкладчиков. Так практически реализовалась идея о создании системы минимальных резервов, т. е. определенных денежных сумм, которые коммерческим банкам предписывается держать на счетах ЦБ РФ. Эти резервы хранятся в ЦБ РФ на бессрочных вкладах.
Нормы обязательных резервов устанавливаются в процентах от объемов депозитов. Они различаются по величине в зависимости от видов вкладов (по срочным они ниже, чем по вкладам до востребования) и в зависимости от размеров банков (для мелких они обычно ниже, чем для крупных). Надо отметить, что в современных условиях обязательные резервы выполняют не только функцию страхования вкладов. Они служат для реализации контрольных и регулирующих функций ЦБ РФ, а также для межбанковских расчетов.
Механизм действия политики минимальных резервов достаточно прост: ЦБ РФ, повышая величину обязательного резерва, сдерживает деловую активность коммерческих банков, понижая - стимулирует. Этот инструмент монетарной политики является наиболее мощным, но достаточно грубым, так как затрагивает основы всей банковской системы. Даже незначительное изменение нормы обязательных резервов способно вызвать значительные изменения в объеме банковских депозитов и кредита. Поэтому обычно этот метод используется в сочетании с другими нормами кредитного регулирования.
Нормативы обязательных резервов не могут превышать 20% обязательств кредитной организации и могут быть дифференцированными для различных кредитных организаций. Они не могут быть единовременно изменены более чем на пять пунктов.
В настоящее время основным инструментом денежно-кредитной политики становятся операции на открытом рынке ценных бумаг – купля-продажа ЦБ РФ казначейских векселей, государственных облигаций, прочих государственных ценных бумаг, облигаций ЦБ РФ, а также краткосрочные операции с указанными ценными бумагами с совершением позднее обратной сделки.
Путем покупки или продажи казначейских обязательств ЦБ РФ может осуществлять либо вливание резервов в кредитную систему страны, либо изымать их оттуда. Такие операции обычно проводятся совместно с группой крупных банков и других финансово-кредитных учреждений. Схема их проведения следующая.
Если на денежном рынке наблюдается излишек денежной массы, то ЦБ РФ ставит задачу по его ограничению или ликвидации. Для этого он начинает активно предлагать государственные ценные бумаги банкам или населению, которые покупают их через дилеров. Поскольку предложение увеличивается, то рыночная цена бумаг падает, а процентные ставки по ним растут. Соответственно возрастает их привлекательность для покупателей и начинается их активная скупка. Это приводит в конечном счете к сокращению банковских резервов. Последнее, в свою очередь, уменьшает предложение денег в пропорции, равной банковскому мультипликатору.
Если же ощущается недостаток денежных средств в обращении, то ЦБ РФ проводит обратную политику, направленную на расширение денежного предложения, а именно скупает государственные ценные бумаги у банков и населения. Тем самым увеличивается спрос на них, возрастает их рыночная цена, падает процентная ставка по ним. Это делает бумаги непривлекательными для владельцев; население и банки начинают их активно продавать. В конечном счете это приводит к увеличению банковских резервов и (с учетом мультипликационного эффекта) к увеличению денежного предложения.
Операции на открытом рынке позволяют ЦБ РФ активно вмешиваться в развитие кредитно-денежной сферы. Это выгодно отличает данный метод от предыдущего, поскольку при проведении учетной политики роль ЦБ РФ относительно пассивна: решение о том, идти ли на учет своих векселей, получать ли кредит под залог своих ценных бумаг, принимают коммерческие банки. К тому же операции на открытом рынке по своей природе вполне рыночный инструмент. ЦБ РФ, участвуя в торгах, является равноправным агентом рынка – таким же, как и все другие его участники.
Под рефинансированием понимается кредитование ЦБ РФ кредитных организаций. Формы, порядок и условия рефинансирования устанавливаются ЦБ РФ.
Под валютными интервенциями ЦБ РФ понимается купля-продажа им иностранной валюты на валютном рынке для воздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение денег.
ЦБ РФ может устанавливать ориентиры роста одного или нескольких показателей денежной массы, исходя из Основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики.
В ряде случаев ЦБ РФ использует в качестве инструмента денежно-кредитной политики прямые количественные ограничения – устанавливает лимиты на рефинансирование кредитных организаций и проведение кредитными организациями отдельных банковских операций. Эти ограничения ЦБ РФ вправе использовать только по отношению ко всем кредитным организациям и только в исключительных случаях после консультаций с Правительством РФ.
Наконец, в целях реализации денежно-кредитной политики ЦБ РФ может от своего имени осуществлять эмиссию облигаций, размещаемых и обращаемых среди кредитных организаций. При этом предельный размер общей номинальной стоимости таких облигаций всех выпусков, не погашенных на дату принятия Советом директоров ЦБ РФ решения об очередном выпуске облигаций, устанавливается как разница между максимально возможной суммой обязательных резервов кредитных организаций и суммой обязательных резервов кредитных организаций, определенной исходя из действующего норматива обязательных резервов.
Ценовая политика государства сводится к регулированию цен и тарифов на монопольные товары и услуги. Государство монопольно владеет недрами, землей, водными пространствами, железными дорогами, электропередающими сетями, нефте- и газопроводами. Цены во всех остальных отраслях и сферах напрямую зависят от динамики цен на товары и услуги названных отраслей.
Таможенная политика – это органическая часть налоговой и ценовой политики, так как таможенные сборы и пошлины оказывают прямое воздействие на цену товаров и услуг. Впрочем, таможенная политика в значительной мере самостоятельна, поскольку она имеет особенности влияния на народное хозяйство, ограничивая или расширяя доступ на внутренний рынок импортных товаров и услуг и сдерживая или поощряя экспорт товаров и услуг из страны.
Социальная политика государства тесно связана с его действиями в финансовой сфере и сводится к следующим мероприятиям:
– согласованию между объемами финансовой помощи (трансфертов) субъектам РФ и выполнением ими обязательств по финансированию бюджетной сферы за счет собственных доходов;
– разработке механизмов компенсации доходов наименее обеспеченных слоев населения, в том числе дифференцированной индексации пенсий и поэтапной индексации ставок и окладов работников бюджетной сферы;
– реализации пенсионной реформы, обеспечивающей формирование многоуровневой пенсионной системы с устойчивым финансированием;
– упорядочению системы социальных льгот и выплат с перенесением основной части государственной помощи на малообеспеченные слои населения;
– регулированию вынужденной миграции.
Важнейшим компонентом финансовой политики является инвестиционная политика, которая предполагает:
1) повышение роли бюджета развития РФ как источника финансового обеспечения государственной инвестиционной политики;
2) создание условий для организованного накопления и инвестирования сбережений населения;
3) развитие ипотечного кредитования;
4) привлечение прямых иностранных инвестиций.
Российская Федерация придерживается следующих приоритетов при проведении политики в области международных финансов:
– интеграция в мировую финансовую систему;
– усилия по признанию РФ страной с рыночной экономикой;
– вступление в международные организации (в частности, во Всемирную торговую организацию);
– урегулирование внешней задолженности РФ (прежде всего с участниками Парижского и Лондонского клубов кредиторов);
– укрепление позиций РФ в Международном валютном фонде и Мировом банке реконструкции и развития;
– повышение устойчивости курса рубля по отношению к иностранным валютам;
полномасштабное участие РФ в группе восьми ведущих стран мира.
Контрольные вопросы
Содержание и значение финансовой политики; ее функциональный, целевой и территориальный аспекты.
Финансовая политика Российской Федерации на современном этапе.
- Ф и н а н с ы
- Введение
- Раздел 1. Понятие о финансах и управление ими
- Тема 1. Финансы и их сущность
- 1.1.1. Социально-экономическая сущность финансов
- 1.1.2. Принципы и роль финансов
- 1.1.3. Функции финансов
- Задание для индивидуальной самостоятельной работы студента
- Т е м а 2. Финансовая система
- 1) Централизованные финансы:
- 2) Децентрализованные финансы:
- 3) Финансы домашних хозяйств.
- Задание для индивидуальной самостоятельной работы студента
- Т е м а 3. Финансовая политика
- Т е м а 4. Управление финансами
- Задание для индивидуальной самостоятельной работы студента
- Т е м а 5. Финансовое планирование и прогнозирование
- Т е м а 6. Финансовый контроль
- Т е м а 7. Бюджетная система и бюджетный процесс
- 1.7.1. Бюджетная классификация
- 1.7.2. Принципы бюджетной системы Российской Федерации
- 1.7.3. Доходы бюджетов
- 1.7.3.1. Налоговые доходы бюджетов
- 1.7.4. Расходы бюджетов
- 1.7.5. Дефицит бюджета
- 1.7.6. Межбюджетные отношения
- 1.7.7. Участники бюджетного процесса
- 1.7.8. Составление проектов бюджета
- 1.7.9. Рассмотрение и утверждение бюджетов
- 1.7.10. Исполнение бюджетов
- 1.7.11. Государственный и муниципальный финансовый контроль
- 1.7.12. Отчет об исполнении бюджета
- 1.7.13. Ответственность за нарушение бюджетного законодательства
- Т е м а 8. Внебюджетные фонды
- 1.8.1. Внебюджетные фонды Российской Федерации
- 1.8.2. Характеристика государственных социальных внебюджетных фондов
- 1.8.3. Несоциальные внебюджетные фонды
- Т е м а 9. Государственный кредит
- 1.9.1. Понятие государственного кредита
- 1.9.2. Государственный и муниципальный долг
- Р а з д е л 2. Финансы экономических субъектов
- 2.10.2. Механизмы приватизации и национализации
- 2.10.3. Влияние организационно-правовых форм на построение финансов экономических субъектов
- Т е м а 11. Финансы коммерческих организаций
- 11.1. Финансовая политика организации и ее задачи
- 11.2 Финансовые ресурсы предприятия
- 11.3 Инвестиции предприятия
- 11.4 Основные финансовые показатели деятельности предприятия
- Рентабельность продукции рассчитывается по формуле:
- Т е м а 12. Финансы некоммерческих организаций
- 2.12.2. Структура и источники формирования финансовых
- Ресурсов некоммерческих организаций. Денежные фонды
- Целевого назначения. Направления использования
- Финансовых ресурсов. Смета доходов и расходов
- Задание для индивидуальной самостоятельной работы студента
- Литература
- Глоссарий
- Издательство ано впо «Омский экономический институт»