1.7.5. Дефицит бюджета
Работа по составлению бюджета во многом сводится к достижению соответствия между доходами и расходами. Возможны три результата этой работы:
1) сбалансированность – совпадение расходов бюджета и его доходов;
2) профицит бюджета – превышение доходов бюджета над его расходами;
3) дефицит бюджета – превышение расходов бюджета над его доходами.
Федеральный бюджет на 2004 г. утвержден по расходам в сумме 2 659 447 млн руб. и доходам в сумме 2 742 850,4 млн руб. исходя из прогнозируемого объема валового внутреннего продукта в сумме 15 300 млрд руб. и уровня годовой инфляции 10%. Иными словами, на 2004 г. принят бюджет с превышением доходов над расходами на 83 403, 4 млн руб.
Типичным же результатом составления и исполнения бюджетов последних лет был дефицитный бюджет. Причин бюджетного дефицита много: экономический спад; рост предельных издержек общественного производства; массовый выпуск необеспеченных денег; неоправданно раздутые социальные программы; возросшие затраты на финансирование военно-промышленного комплекса; значительный оборот теневого капитала; непроизводительные расходы и потери и т. д. В связи с этим говорят о различном качестве самого дефицита, который:
– может быть связан с необходимостью осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики;
– возникает в результате чрезвычайных обстоятельств (война, крупное стихийное бедствие и т. п.);
– может отражать кризисные явления в экономике, неэффективность финансово-кредитных связей, неспособность правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране. Только в последнем случае он может рассматриваться как явление чрезвычайное, требующее принятия срочных, действенных экономических мер и соответствующих политических решений.
Бюджетный кодекс РФ содержит ряд норм, регламентирующих дефицит.
Так, в случае принятия бюджета на очередной год с дефицитом законом о бюджете одновременно утверждаются и источники финансирования дефицита бюджета. В случае же принятия бюджета на очередной год без дефицита законом о бюджете может быть предусмотрено привлечение средств из источников финансирования дефицита бюджета для финансирования расходов бюджета в пределах расходов на погашение долга.
Текущие расходы утвержденного бюджета субъекта РФ или местного бюджета не могут превышать объем доходов их бюджета.
Размер дефицита утвержденного федерального бюджета не может превышать суммарный объем бюджетных инвестиций и расходов на обслуживание государственного долга РФ в соответствующем году.
Размер дефицита утвержденного бюджета субъекта РФ не может превышать 15% объема доходов его бюджета без учета финансовой помощи из федерального бюджета. Если в законе субъекта РФ о бюджете утвержден размер поступлений от продажи имущества, предельный размер дефицита бюджета субъекта РФ может превышать приведенное ранее ограничение, но не более чем на величину поступлений от продажи имущества.
Аналогичная норма регулирует размер дефицита местного бюджета, но здесь этот размер не может превышать 10% объема доходов местного бюджета без учета финансовой помощи из федерального и регионального бюджетов.
Из всего перечисленного можно сделать два важных вывода:
– во-первых, текущие расходы бюджета должны быть обеспечены доходами;
– во-вторых, привлеченные средства направляются исключительно на инвестиционные цели и на обслуживание государственного долга РФ по федеральному бюджету.
Источники финансирования дефицита бюджета утверждаются органами законодательной власти в законе о бюджете на очередной год по основным видам привлеченных средств. При этом кредиты ЦБ РФ, а также приобретение им долговых обязательств РФ, субъектов РФ, муниципальных образований при их первичном размещении не могут быть источниками финансирования дефицита бюджета.
Источники финансирования дефицита различаются по уровням бюджета.
Дефицит федерального бюджета финансируется как из внутренних, так и из внешних источников. К внутренним относятся следующие источники:
– рублевые кредиты банков;
– госзаймы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;
– бюджетные ссуды и бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней;
– поступления от продажи имущества, находящегося в госсобственности;
– сумма превышения доходов над расходами по государственным запасам и резервам;
– изменение остатков на счетах по учету средств федерального бюджета.
К внешним источникам финансирования дефицита федерального бюджета относятся:
– госзаймы в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;
– кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм, международных финансовых организаций в иностранной валюте, привлеченные РФ.
Для финансирования бюджета субъекта РФ и местного бюджета можно привлекать только внутренние источники:
– госзаймы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени субъекта РФ;
– бюджетные ссуды и бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней;
– кредиты банков;
– поступления от продажи имущества, находящегося в собственности субъекта РФ;
– изменение остатков на счетах по учету средств бюджета субъекта РФ.
Источниками финансирования дефицита местного бюджета могут быть внутренние источники в следующих формах:
– муниципальные займы, осуществляемые путем выпуска муниципальных ценных бумаг;
– кредиты банков;
– бюджетные ссуды и бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней;
– поступления от продажи муниципального имущества;
– изменение остатков на счетах по учету средств местного бюджета.
Государственные заимствования РФ – займы и кредиты, по которым возникают долговые обязательства РФ как заемщика или гаранта погашения займов (кредитов) другими заемщиками, привлекаемые:
– от физических и юридических лиц;
– иностранных государств;
– международных финансовых организаций.
Внешние заимствования – займы и кредиты, по которым возникают долговые обязательства РФ, выраженные в иностранной валюте.
Внутренние заимствования – займы и кредиты, по которым возникают долговые обязательства РФ, выраженные в рублях.
Заимствования субъектов РФ, муниципальные заимствования – займы и кредиты, привлекаемые от физических и юридических лиц, по которым возникают долговые обязательства соответственно субъекта РФ или муниципального образования как заемщика или гаранта, выраженные в валюте обязательств.
Из приведенной классификации следует, что займы могут привлекаться от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций. Впрочем, муниципальные займы привлекают только от юридических и физических лиц.
Мировой финансовый опыт выработал ряд методов профилактики бюджетных дефицитов и способов их устранения. В настоящее время общепризнанными считаются перечисленные далее представления об этой форме бюджетной разбалансированности.
Если бюджетный дефицит – зло, то еще большим злом для экономики и финансовой системы является мнимое его устранение путем чисто механических манипуляций. В этом случае болезнь приобретает скрытые формы, гораздо труднее поддающиеся лечению.
Баланс бюджета и даже превышение бюджетных доходов над расходами не следует рассматривать в качестве неотъемлемого свойства здоровой, динамично развивающейся экономики. Временный дефицит бюджета вполне допустим.
Величина бюджетного дефицита не должна превышать предельно допустимого размера, составляющего, по оценкам экспертов, 2-3% валового внутреннего продукта.
Для покрытия дефицита могут использоваться различные способы:
1) внутренние и внешние займы;
2) ужесточение налогообложения;
3) денежно-кредитная эмиссия (монетизация бюджета).
Ни один из указанных способов не имеет абсолютных преимуществ перед другими и не является полностью неинфляционным. Но более предпочтительны в этом отношении различные формы государственного кредита.
В качестве мероприятий, направленных на снижение дефицита бюджета, традиционно используются такие, которые, с одной стороны, стимулируют приток поступлений в бюджет, а с другой – способствуют сокращению расходов государства. К ним относятся:
– изменение направлений государственных инвестиций в отрасли экономики с целью значительного повышения финансовой отдачи бюджетных средств;
– более широкое использование финансовых льгот и санкций. Это позволяет полнее учитывать специфические условия хозяйствования и стимулирует рост производства;
– сокращение сферы государственного финансирования (правительственной помощи иностранным государствам; военных расходов и т. п.) при сохранении финансирования лишь важнейших социальных программ;
– запрет центральному банку предоставлять кредиты правительственным структурам любого уровня без надлежащего оформления задолженности государственными ценными бумагами.
В последние годы федеральный бюджет сводится с профицитом. Эта ситуация объясняется главным образом благоприятной для России ценовой конъюнктурой на мировом рынке энергоресурсов, одним из лидеров которого наша страна является. Однако ситуация может измениться, цены на нефть и газ снизятся, и в таких условиях сбалансировать бюджет будет чрезвычайно сложно. Превентивной мерой государства является формирование Стабилизационного фонда РФ (далее – Фонд), который будет использован в целях обеспечения сбалансированности бюджета при снижении цены на нефть ниже базовой.
- Ф и н а н с ы
- Введение
- Раздел 1. Понятие о финансах и управление ими
- Тема 1. Финансы и их сущность
- 1.1.1. Социально-экономическая сущность финансов
- 1.1.2. Принципы и роль финансов
- 1.1.3. Функции финансов
- Задание для индивидуальной самостоятельной работы студента
- Т е м а 2. Финансовая система
- 1) Централизованные финансы:
- 2) Децентрализованные финансы:
- 3) Финансы домашних хозяйств.
- Задание для индивидуальной самостоятельной работы студента
- Т е м а 3. Финансовая политика
- Т е м а 4. Управление финансами
- Задание для индивидуальной самостоятельной работы студента
- Т е м а 5. Финансовое планирование и прогнозирование
- Т е м а 6. Финансовый контроль
- Т е м а 7. Бюджетная система и бюджетный процесс
- 1.7.1. Бюджетная классификация
- 1.7.2. Принципы бюджетной системы Российской Федерации
- 1.7.3. Доходы бюджетов
- 1.7.3.1. Налоговые доходы бюджетов
- 1.7.4. Расходы бюджетов
- 1.7.5. Дефицит бюджета
- 1.7.6. Межбюджетные отношения
- 1.7.7. Участники бюджетного процесса
- 1.7.8. Составление проектов бюджета
- 1.7.9. Рассмотрение и утверждение бюджетов
- 1.7.10. Исполнение бюджетов
- 1.7.11. Государственный и муниципальный финансовый контроль
- 1.7.12. Отчет об исполнении бюджета
- 1.7.13. Ответственность за нарушение бюджетного законодательства
- Т е м а 8. Внебюджетные фонды
- 1.8.1. Внебюджетные фонды Российской Федерации
- 1.8.2. Характеристика государственных социальных внебюджетных фондов
- 1.8.3. Несоциальные внебюджетные фонды
- Т е м а 9. Государственный кредит
- 1.9.1. Понятие государственного кредита
- 1.9.2. Государственный и муниципальный долг
- Р а з д е л 2. Финансы экономических субъектов
- 2.10.2. Механизмы приватизации и национализации
- 2.10.3. Влияние организационно-правовых форм на построение финансов экономических субъектов
- Т е м а 11. Финансы коммерческих организаций
- 11.1. Финансовая политика организации и ее задачи
- 11.2 Финансовые ресурсы предприятия
- 11.3 Инвестиции предприятия
- 11.4 Основные финансовые показатели деятельности предприятия
- Рентабельность продукции рассчитывается по формуле:
- Т е м а 12. Финансы некоммерческих организаций
- 2.12.2. Структура и источники формирования финансовых
- Ресурсов некоммерческих организаций. Денежные фонды
- Целевого назначения. Направления использования
- Финансовых ресурсов. Смета доходов и расходов
- Задание для индивидуальной самостоятельной работы студента
- Литература
- Глоссарий
- Издательство ано впо «Омский экономический институт»