1.1.1. Социально-экономическая сущность финансов
Под финансами понимают совокупность экономических отношений, возникающих при формировании, распределении и использовании фондов денежных ресурсов.
Финансы означают денежные отношения между субъектами, другими словами, материальной основой существования и функционирования финансов выступают деньги, денежный оборот. При этом субъекты обладают разной юридической силой, т. е. их отношения регулируются императивными нормами, а один из них – государство – наделен властными полномочиями. Результатом этих отношений является формирование общегосударственного фонда денежных средств (бюджета). Мобилизация средств в бюджет приобретает форму принудительного налогообложения.
Денежный оборот включает разнонаправленные денежные потоки. Перемещающиеся денежные массы представляют собой финансовые ресурсы: прибыль, доходы от различных видов деятельности и др. Назначение денежных средств – обеспечение расширенного воспроизводства.
Финансы – это денежные отношения, но не все денежные отношения – суть финансы. Денежные отношения возникают:
– между предприятиями в процессе приобретения товарно-материальных ценностей, реализации продукции и услуг;
– предприятиями и вышестоящими организациями при создании централизованных денежных средств и их распределении;
– государством и предприятиями при уплате ими налогов в бюджет и финансировании расходов;
– государством и гражданами при внесении ими налогов и добровольных платежей;
– предприятиями, гражданами и внебюджетными фондами при внесении платежей и получении ресурсов;
– отдельными звеньями бюджетной системы в процессе бюджетного регулирования;
– страховыми организациями и предприятиями и населением при уплате страховых взносов и возмещении ущерба при наступлении страхового случая и т. д.
Нельзя рассматривать как финансы денежные отношения между равноправными физическими или юридическими лицами, регулируемые договорами гражданско-правового характера. Здесь государство в отношениях партнеров не присутствует.
Финансы отличаются от денег как содержанием, так и выполняемыми функциями. Деньги – это всеобщий эквивалент, с помощью которого измеряются затраты труда хозяйствующих субъектов. Финансы же – это экономический инструмент распределения и перераспределения национального дохода, средство контроля за образованием и использованием фондов денежных средств.
Таким образом, финансы обладают некими признаками, которые выделяют их из множества других денежных отношений. Финансы – это совокупность денежных отношений, одним из участников которых является государство, посредством которых осуществляются формирование и использование общегосударственных фондов денежных средств для выполнения государством принятых на себя конституционных функций по решению экономических, социальных, политических и иных задач.
Финансы – категория историческая, они возникают вместе с государством и изменяются вместе с ним. Сущность финансов, закономерности их эволюции, сфера действия и роль в процессе общественного воспроизводства определяются природой государства и его функциями.
Финансы обособляются от общей совокупности денежных отношений лишь в случае возникновения определенных исторических предпосылок. Первая сводилась к следующему. В результате первых буржуазных революций была существенно ограничена власть монархов. Монархические режимы сохранились, но главы государств уже не могли единолично пользоваться и распоряжаться казной. Последняя стала общегосударственным фондом денежных средств – бюджетом.
Вторая предпосылка – формирование и использование бюджета стало носить регулярный характер. Возникли системы государственных доходов и расходов с определенным составом, структурой и законодательным закреплением.
Наконец, третья предпосылка – налоги стали взиматься преимущественно в денежной форме. Если ранее государственные доходы формировались главным образом за счет натуральных податей и трудовых повинностей, то к концу ХIХ – началу XX вв. на долю денежных налогов приходилось уже 80–90% всех доходов бюджета. Только на этом этапе развития государственности и денежных отношений стало возможным в полной мере распределение созданного продукта в стоимостном выражении.
На протяжении тысячелетий вплоть до становления товарно-денежного хозяйства основная часть потребностей государства удовлетворялась за счет принудительного взимания многочисленных натуральных повинностей и сборов. Деньги обращались, но денежное хозяйство было узким и весьма ограниченным. Соответственно, общегосударственный фонд денежных средств (бюджет) был также мизерным, и основная его часть расходовалась на подготовку и ведение войн. В силу этого никакого заметного регулирующего воздействия на материальное производство бюджет не оказывал, да и не мог оказать.
Постепенно общества переходят на регулярное формирование и использование централизованных фондов денежных средств. Этот эволюционный процесс привел к построению определенным и все более эффективным образом структурированной системы государственных доходов и расходов. Государства законодательно закрепляли состав и структуру бюджетов. Статьи расходов этих бюджетов на протяжении столетий обеспечивали преимущественно четыре устойчивых функции государства: военные цели, государственное администрирование, развитие определенных сфер экономики, социальные нужды. Постепенно трансформировалась и приобретала стабильность система формирования государственных доходов. Натуральные подати заменялись денежными налогами. Однако финансовая система и в эти эпохи была узка и состояла лишь из одного звена – бюджета. Соответственно, финансовые отношения были однообразными и сводились почти исключительно к формированию бюджета и его использованию.
Качественно новый этап развития финансов складывается в капиталистической общественно-экономической формации, которая характеризуется развитием товарно-денежных отношений, становлением нового типа государственности. Жизнь потребовала новых общегосударственных фондов денежных средств. А потому возникли новые типы денежных отношений по поводу их формирования и использования. Товарно-денежные отношения проникают во все сферы общества, приобретают всеобщий характер. В этих условиях финансы стали выражать экономические отношения в связи с образованием, распределением и использованием фондов денежных средств в процессе распределения и перераспределения национального дохода и всего валового общественного продукта.
Истекший XX век в еще большей степени усложнил финансовые отношения, особенно после Второй мировой войны. Колоссально возросли размеры государственных бюджетов. Государство аккумулировало ресурсы не только бюджетной системы, но и многочисленных внебюджетных фондов. Оно во многих странах превратилось в активного и могущественного субъекта экономических отношений, который стал собственником значительной – до половины – части национального дохода. Огромные суммы денежных средств позволили государству оказывать существенное влияние на процессы общественного воспроизводства.
Итак, финансы выступают одновременно и экономической, и исторической категорией: они возникают, развиваются, видоизменяются со временем. В этом процессе можно выделить по меньшей мере два этапа. Первый – неразвитая форма финансов. Характерные черты этого этапа: непроизводительное использование собранных средств (добюджета расходовалось на военные цели); незначительное регулирующее влияние бюджета на экономику; неразвитость финансовой системы, состоявшей практически из одного звена – бюджета. Финансовые отношения были связаны исключительно с формированием и использованием бюджета.
Второй этап развития финансов, напротив, характеризуется многозвенностью финансовых систем, высокой степенью регулирующего воздействия на экономику, большим разнообразием финансовых отношений. Повсеместно происходит огосударствление значительной части национального дохода. Если в начале XX в. в ведущих странах перераспределялось через финансовую систему 9–18% национального дохода, то в настоящее время этот показатель составляет 30-50 и даже 70%. Располагая огромными фондами денежных средств, правительства многих государств, международные финансовые организации оказывают существенное воздействие на процесс воспроизводства. Они используют различные приемы и методы прямого и косвенного регулирования экономики. Расширилась сама сфера финансовых отношений. Государство стало аккумулировать ресурсы не только бюджетной системы, но и многочисленных внебюджетных фондов.
Впрочем, получают развитие не одни только государственные финансы. Развиваются (и по объему, и качественно) финансы предприятий и организаций различных форм собственности. В странах с развитой рыночной экономикой преобладающей организационно-правовой формой стала корпоративная – акционерные общества. Корпорации мобилизуют капитал путем эмиссии акций, преобразующей денежные сбережения в производственные инвестиции. Акции, облигации, кредиты банка и другие формы привлечения средств существенно расширили и разнообразили возможности роста корпораций. В иных условиях они вынуждены были бы развиваться лишь за счет собственных, относительно ограниченных источников.
Иными словами, в результате длительной экономической эволюции финансовые отношения распространились на два уровня. На первом уровне денежные отношения опосредуют формирование и использование централизованных денежных фондов государства, аккумулируемых в государственной бюджетной системе и государственных внебюджетных фондах. На втором уровне эти же отношения опосредуют кругооборот денежных фондов предприятий. Учитывая расширение сферы финансовых отношений, в настоящее время в нее включают экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения государством принятых на себя конституционных функций и обеспечения условий расширенного воспроизводства.
Материальным источником денежных фондов выступает национальный доход государства – вновь созданная стоимость. Поэтому условием роста финансовых ресурсов является увеличение национального дохода. Он определяет возможности удовлетворения общегосударственных потребностей и расширения общественного производства. С учетом размеров национального дохода и пропорции его деления на фонд потребления и фонд накопления определяются темпы и пропорции развития экономики, ее структура.
- Ф и н а н с ы
- Введение
- Раздел 1. Понятие о финансах и управление ими
- Тема 1. Финансы и их сущность
- 1.1.1. Социально-экономическая сущность финансов
- 1.1.2. Принципы и роль финансов
- 1.1.3. Функции финансов
- Задание для индивидуальной самостоятельной работы студента
- Т е м а 2. Финансовая система
- 1) Централизованные финансы:
- 2) Децентрализованные финансы:
- 3) Финансы домашних хозяйств.
- Задание для индивидуальной самостоятельной работы студента
- Т е м а 3. Финансовая политика
- Т е м а 4. Управление финансами
- Задание для индивидуальной самостоятельной работы студента
- Т е м а 5. Финансовое планирование и прогнозирование
- Т е м а 6. Финансовый контроль
- Т е м а 7. Бюджетная система и бюджетный процесс
- 1.7.1. Бюджетная классификация
- 1.7.2. Принципы бюджетной системы Российской Федерации
- 1.7.3. Доходы бюджетов
- 1.7.3.1. Налоговые доходы бюджетов
- 1.7.4. Расходы бюджетов
- 1.7.5. Дефицит бюджета
- 1.7.6. Межбюджетные отношения
- 1.7.7. Участники бюджетного процесса
- 1.7.8. Составление проектов бюджета
- 1.7.9. Рассмотрение и утверждение бюджетов
- 1.7.10. Исполнение бюджетов
- 1.7.11. Государственный и муниципальный финансовый контроль
- 1.7.12. Отчет об исполнении бюджета
- 1.7.13. Ответственность за нарушение бюджетного законодательства
- Т е м а 8. Внебюджетные фонды
- 1.8.1. Внебюджетные фонды Российской Федерации
- 1.8.2. Характеристика государственных социальных внебюджетных фондов
- 1.8.3. Несоциальные внебюджетные фонды
- Т е м а 9. Государственный кредит
- 1.9.1. Понятие государственного кредита
- 1.9.2. Государственный и муниципальный долг
- Р а з д е л 2. Финансы экономических субъектов
- 2.10.2. Механизмы приватизации и национализации
- 2.10.3. Влияние организационно-правовых форм на построение финансов экономических субъектов
- Т е м а 11. Финансы коммерческих организаций
- 11.1. Финансовая политика организации и ее задачи
- 11.2 Финансовые ресурсы предприятия
- 11.3 Инвестиции предприятия
- 11.4 Основные финансовые показатели деятельности предприятия
- Рентабельность продукции рассчитывается по формуле:
- Т е м а 12. Финансы некоммерческих организаций
- 2.12.2. Структура и источники формирования финансовых
- Ресурсов некоммерческих организаций. Денежные фонды
- Целевого назначения. Направления использования
- Финансовых ресурсов. Смета доходов и расходов
- Задание для индивидуальной самостоятельной работы студента
- Литература
- Глоссарий
- Издательство ано впо «Омский экономический институт»