8.2. Правовая конструкция налога
Правовая конструкция налога – это закрепление всех его элементов для признания налога законно установленным средством платежа.
В юридической и экономической литературе принято различать существенные и факультативные элементы налога. Те элементы, без которых налоговая обязанность и порядок ее исполнения не могут считаться определенными, называются существенными элементами о налоге. К факультативным относятся те элементы, отсутствие которых не влияет на степень определенности налоговой обязанности.
Пункт 5 ст. 6 Налогового кодекса Республики Беларусь предусматривает, что налог считается установленным в том случае, когда определены плательщики и следующие элементы налогообложения: объект налогообложения, налоговый период, налоговая ставка (ставки), порядок исчисления, порядок и сроки уплаты.
Субъектами (плательщиками) налогов являются юридические или физические лица, которые в соответствии с налоговым законодательством обязаны уплачивать налоги.
Важное значение для распределения налогового бремени имеет понятие "носитель налога", которое близко к понятию "субъект налогообложения". Носитель налога возникает и существует в связи с возможностью переложить на него тяжесть налогового бремени с субъекта налога. Носитель налога это лицо, на которое в итоге ложится вся его тяжесть.
Объект налогообложения – юридические факты (действия, события, состояния), обусловливающие в соответствии с нормами налогового права при наступлении определенных правовых последствий обязанность субъекта уплатить налог. Объектами налогообложения, в частности, могут быть:
совершение оборота по реализации товара (возмездно или безвозмездно);
ввоз товаров на территорию Республики Беларусь;
владение имуществом;
получение дохода;
выполнение работы (оказание услуги).
По каждому налогу устанавливается самостоятельный объект налогообложения, который, как правило, включается в название налога. При налогообложении прибыли предприятий, объединений, организаций объектом налогообложения является прибыль, при налогообложении недвижимости – недвижимость.
Понятие "объект налогообложения" граничит с термином "предмет налогообложения", который предопределяет объект налогообложения, но в то же время сам по себе не порождает никаких налоговых последствий. Предметом налогообложения являются реальные вещи (например, различные виды имущества), с наличием которых закон связывает возникновение налоговой обязанности. Для того чтобы предмет налогообложения стал объектом, необходимо определенное юридическое состояние субъекта налогообложения по отношению к предмету, которое (юридическое состояние) должно стать основанием для возникновения налоговых обязанностей. Объектом налогообложения является не сам предмет (признак физического характера), а право собственности на него (признак юридический). Например, объектом земельного налога является право собственности (временного владения, пользования) на земельный участок, а не земельный участок непосредственно (предмет налогообложения).
С элементом "объект налогообложения" тесно связано понятие "налоговая база", которая количественно выражает объект налогообложения, является его частью или полностью совпадает с ним. Налоговая база необходима для исчисления налога, но в то же время она не является правовым основанием, порождающим обязанность уплатить налог.
Налоговый период – временной отрезок, в течение которого завершается процесс формирования объекта налогообложения (налоговой базы). Он служит для определения окончательных или промежуточных результатов экономической деятельности субъектов предпринимательства и может длиться от одного календарного месяца (подавляющее число налогов) до года (подоходный налог).
Необходимо отличать этот элемент налога от понятия "отчетный период". Под последним понимается отрезок времени, следующий за налоговым периодом, в течение которого подводятся итоги (окончательные или промежуточные) за соответствующий налоговый период. Плательщики представляют в налоговые органы документы, связанные с расчетом и уплатой налогов. Для подавляющего большинства налогов отчетный период определен налоговым законодательством до 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
Ставка налога – величина налога на единицу налогообложения. Существуют три основных вида налоговых ставок:
1. Твердые (фиксированные) – устанавливаются в абсолютной сумме на единицу или весь объект (предмет) налогообложения (например, по земельному налогу, подоходному налогу для отдельных видов предпринимательской деятельности).
2. Пропорциональные – устанавливаются в процентном отношении на единицу налогообложения независимо от размера объекта (предмета) налогообложения (например, по налогам на доходы и прибыль, на недвижимость).
3. Прогрессивные – устанавливаются в процентном отношении на единицу обложения по возрастающей по мере роста дохода (например, по подоходному налогу с физических лиц).
Порядок исчисления налога устанавливается в зависимости от конкретных плательщиков и видов налогов. В подавляющем числе случаев налогоплательщики самостоятельно исчисляют суммы налогов, подлежащих уплате за налоговый период, исходя из объекта налогообложения, налоговой ставки и налоговых льгот. Обязанность исчислить сумму налога может быть возложена на налоговый орган или третье лицо. Например, обязанность исчисления сумм подоходного налога для лиц, работающих по договорам гражданско-правового характера, возлагается на источники выплаты дохода юридических лиц и индивидуальных предпринимателей; обязанность исчисления налога на прибыль на юридических лиц, а по налогу на недвижимость и земельному налогу для физических лиц на налоговые органы.
Сроки и порядок уплаты налогов определяются значимостью платежа для пополнения бюджета и устанавливаются налоговым законодательством Республики Беларусь применительно к каждому налогу. По большей части налогов установлен единый срок уплаты не позднее 22-го числа месяца, следующего за налоговым периодом. В виде исключения можно привести, например, уплату налога на добавленную стоимость, которая производится не позднее 5-го, 10-го, 15-го, 20-го, 25-го и последнего дня текущего месяца в зависимости от суммы налога, уплаченного по итогам предыдущего налогового периода. Юридическая обязанность внести суммы налогов возлагается или непосредственно на налогоплательщика, или на источник выплаты дохода (в данном случае юридический и фактический плательщики налога не совпадают, например, при уплате налога на доходы иностранными юридическими лицами, не осуществляющими деятельность в Республике Беларусь через постоянные представительства).
Важным (хотя и факультативным) элементом налога являются налоговые льготы, представляющие собой различного рода исключения из общего налогового режима в установленном законом порядке для отдельных категорий налогоплательщиков. Все они имеют одну цель – сокращение размера налогового обязательства или создание более выгодных условий для его выполнения отдельным налогоплательщиком.
- 1.2. Финансовая деятельность государства. Принципы, методы и формы финансовой деятельности государства
- 1.3. Финансовая система государства и ее состав
- Тема 2. Понятие финансового права. Система и источники финансового права
- 2.1. Понятие, предмет и метод финансового права
- 2.2. Финансовое право в системе права Республики Беларусь: его особенности и связь с другими отраслями права
- 2.3. Система и источники финансового права
- Тема 3. Финансово-правовые нормы и финансово-правовые отношения, их особенности и виды
- 3.1. Понятие финансово-правовых норм. Особенности финансово-правовых норм
- 3.2. Виды финансово-правовых норм. Структура финансово-правовой нормы
- 3.3. Финансово-правовые отношения. Их особенности и виды. Основания возникновения, изменения и прекращения финансово-правовых отношений
- Тема 4. Финансовый контроль в республике беларусь
- 4.1. Понятие, цели, задачи и принципы финансового контроля
- 4.2. Виды финансового контроля
- 4.3. Формы и методы финансового контроля
- 4.4. Контрольно-ревизионная документация, порядок ее оформления
- 4.5. Органы, осуществляющие финансовый контроль
- 4.5.1. Совет по координации контрольной деятельности в Республике Беларусь
- 4.5.2. Полномочия Комитета государственного контроля Республики Беларусь в сфере финансового контроля
- 4.5.3. Министерство финансов Республики Беларусь как орган финансового контроля
- 4.5.4. Функции и полномочия Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь и его органов в сфере финансового контроля
- Особенная часть тема 5. Бюджетное право и бюджетное устройство республики беларусь
- 5.1. Понятие и значение бюджета
- 5.2. Понятие бюджетного права. Источники бюджетного права. Субъекты бюджетного права. Бюджетные правоотношения
- 5.3. Бюджетное устройство в Республике Беларусь. Бюджетная система Республики Беларусь и принципы ее построения
- 5.4. Состав доходов и расходов бюджетов. Целевые и резервные фонды бюджета. Оборотная кассовая наличность
- 5.5. Бюджетная классификация и ее правовое значение
- 5.6. Дефицит и профицит бюджета. Секвестр и блокирование бюджета. Защищенные статьи бюджета
- 5.7. Бюджетное регулирование и его методы
- Тема 6. Бюджетный процесс в республике беларусь
- 6.1. Понятие бюджетного процесса, его принципы и стадии
- 6.2. Стадия составления проекта бюджета
- 6.3. Порядок рассмотрения и утверждения бюджета
- 6.4. Стадия исполнения бюджета
- 6.5. Отчет об исполнении бюджета: порядок его составления и утверждения
- Тема 7. Правовое регулирование государственных денежных фондов
- 7.1. Понятие и виды государственных целевых денежных фондов
- 7.2. Правовое регулирование целевых бюджетных фондов
- 7.3. Правовое регулирование государственных целевых внебюджетных фондов
- Тема 8. Основы налогового права
- 8.1. Понятие налога, его признаки и функции. Отграничение налога от сбора и пошлины. Виды налогов
- 8.2. Правовая конструкция налога
- 8.3. Налоговая система Республики Беларусь. Ее структура и принципы формирования
- 8.4. Понятие налогового права. Место налогового права в системе финансового права
- 8.5. Налоговые правоотношения и их особенности. Субъекты, объекты и содержание налоговых правоотношений
- Тема 9. Правовое регулирование республиканских налогов
- 9.1. Правовое регулирование взимания налога на добавленную стоимость
- 9.2. Правовое регулирование взимания акцизов
- 9.3. Правовое регулирование взимания налогов на прибыль и доходы
- 9.4. Налог за пользование природными ресурсами (экологический налог)
- 9.5. Правовое регулирование взимания земельного налога
- 9.6. Правовое регулирование взимания налога на недвижимость
- 9.7. Правовое регулирование подоходного налога с физических лиц
- 9.8. Государственная пошлина
- Тема 10. Особые режимы налогообложения
- 10.1. Понятие и виды особых режимов налогообложения
- 10.2. Единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц, осуществляющих реализацию потребителям товаров, работ (услуг)
- 10.3. Единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции
- 10.4. Упрощенная система налогообложения для субъектов малого предпринимательства
- 10.5. Налог на лотерейную деятельность
- 10.6. Налог на игорный бизнес
- 10.7. Налогообложение в свободных экономических зонах
- Тема 11. Правовое регулирование местных налогов и сборов
- 11.1. Общая характеристика местных налогов и сборов в Республике Беларусь
- 11.2. Налог на продажу товаров в розничной сети
- 11.3. Сборы с пользователей (на примере сбора за парковку в специально оборудованных местах)
- 11.4. Сборы за услуги
- 11.5. Сборы за промысловую заготовку (закупку) дикорастущих растений (их частей), грибов, технического и лекарственного сырья растительного происхождения
- 11.6. Целевые сборы
- Тема 12. Правовое регулирование государственных займов
- 12.1. Понятие и значение государственного займа (кредита)
- 12.2. Государственный долг: понятие и виды
- 12.3. Управление государственным долгом
- Тема 13. Правовые основы денежного обращения
- 13.1. Понятие денежной системы и ее составные элементы
- 13.2. Правила ведения кассовых операций и ответственность за их несоблюдение
- 13.3. Понятие расчетных правоотношений. Правовые формы безналичных расчетов. Ответственность за нарушение порядка осуществления безналичных расчетов
- Тема 14. Правовые основы валютного регулирования
- 14.1. Понятие валютных ценностей и иностранной валюты
- 14.2. Понятие валютных операций, их виды. Субъекты валютных операций
- 14.3. Порядок ввоза (вывоза) валюты и платежных документов в иностранной валюте физическими лицами в Республику Беларусь (из Республики Беларусь)
- 14.4. Правовые основы валютного контроля
- Тема 5. Бюджетное право и бюджетное устройство республики беларусь 47
- Тема 6. Бюджетный процесс в республике беларусь 60
- Тема 7. Правовое регулирование государственных денежных фондов 68
- Тема 8. Основы налогового права 77
- Тема 9. Правовое регулирование республиканских налогов 93
- Тема 10. Особые режимы налогообложения 119
- Тема 11. Правовое регулирование местных налогов и сборов 130
- Тема 12. Правовое регулирование государственных займов 137
- Тема 13. Правовые основы денежного обращения 141
- Тема 14. Правовые основы валютного регулирования 154