logo search
АндрееваЛЮ_ФинМен_Учебное пособие

8.1.1Планирование и классификация инвестиций

Современная инвестиционная политика фирмы представлена широким набором сложных и неоднородных инвестиционных решений, где фирма выступает как в роли инициатора вложения средств, так и в роли объекта внешних инвестиций.

Если фирма является объектом вложения средств, т. е. другие компании вкладывают средства в данную фирму, то для нее эти средства будут источниками внешнего финансирования. В этой главе нас будут интересовать собственные инвестиционные решения предприятия.

Инвестирование (investing) – процесс пополнения и увеличения капитальных фондов, приток нового капитала в фирму в данном году.

В широком смысле под инвестициями понимают вложения денежных средств с целью получения дохода или иной выгоды. Т. е. инвестиции могут быть как краткосрочные (т. е. в оборотные активы), так и долгосрочные.

Под инвестициями (investments) в узком смысле понимаются денежные средства, вкладываемые фирмой в (рис. 8.1):

  1. основной капитал (основные активы);

  2. финансовые активы;

  3. нематериальные активы предприятия.

Рис. 8.1 Классификация инвестиций

1. Инвестиции в основной капитал (капиталообразующие) (capital investments) – это вложения денежных средств, идущие на:

Оптимизация инвестиционной деятельности включает два основных процесса: возмещение инвестиционных затрат, которые связаны с амортизацией, и окупаемость инвестиций, которая характеризуется их способностью к самовозрастанию. В этом смысле важно деление инвестиций в основной капитал на валовые и чистые.

Инвестиции валовые (total capital investments) – совокупные вложения в основной капитал предприятия.

Инвестиции чистые (net capital investments) – вложения денежных средств в расширение и модернизацию основного капитала предприятия.

Рассчитываются как разность между валовыми инвестициями и затратами на возмещение выбывшего основного капитала (амортизации). Если валовые инвестиции меньше амортизации, это означает, что инвестиции не окупаются и капитал проедается.

2. Инвестиции в финансовые активы (financial investments) – вложение денежных средств в операции с ценными бумагами других компаний (в том числе филиалов, дочерних компаний и т. д.).

Основными целями инвестиций в финансовые активы являются:

Уместно вспомнить, что инвестиции принято разделять на прямые и портфельные.

Прямые инвестиции (direct investments) – вложения фирмы в уставный капитал другой компании с целью установления контроля над ней, а также вложения в новые физические активы (основной капитал) – так называемые капиталообразующие инвестиции. Прямые инвестиции осуществляются для оказания воздействия на процесс управления предприятием, что достигается путем участия в его капитале.

Портфельные инвестиции (portfolio investments) – вложения фирмы в ценные бумаги других компаний или государства с целью получения дохода либо в других целях, исключая установление контроля над другой компанией, например операции с мелкими пакетами ценных бумаг.

Портфельные инвестиции представляют собой долговые ценные бумаги, акции и т. п., которые приобретаются главным образом для получения дохода. Для разграничения прямых и портфельных инвестиций на практике используется следующий критерий: если инвестор владеет 10 и более процентами обыкновенных акций предприятия, считается, что вложенные средства носят характер прямых инвестиций.

3. Инвестиции в нематериальные активы (intangible investments) – инвестиции, связанные с приобретением таких нематериальных активов, как патенты, лицензии, товарные знаки и т. д., в том числе франчайзинг.

Франчайзинг (franchaizing, франц. franshiz) – финансовая сделка, которая позволяет приобрести на рынке различные права, лицензии, ноу-хау на оригинальные фирменные услуги.

Используется прежде всего для проведения исследовательских работ и испытания новых образцов продукции. Крупные корпорации используют интеграционные связи с мелким бизнесом. Франчайзинг становится наиболее распространенной формой такого взаимодействия в сфере торговли и услуг. Суть франчайзинга заключается в том, что крупная компания (франчайзер) заключает договор с мелким самостоятельным предприятием (оператором) о предоставлении ему исключительного права на создание и сбыт под ее торговой маркой на конкретном рынке определенных видов товаров и услуг. Как правило, франчайзер требует от фирмы-оператора единовременного первоначального вознаграждения за право действовать на рынке от его имени. Капиталовложения могут осуществляться как за счет передачи в аренду фирме-оператору основных фондов, находящихся в собственности компании-франчайзера, так и за счет собственных или заемных средств оператора. Причем головная компания может сама предоставлять мелкому предприятию кредит, взять для него заем в банке или быть его поручителем при получении займа. Во многих случаях фирма-оператор целиком владеет фондами своего предприятия и расплачивается с головной компанией только за ее полуфабрикаты и готовую продукцию, подлежащую реализации под торговой маркой компании. Прогрессирование франчайзинга объясняется экономией времени и капитала на расширение бизнеса, распределением рисков, связанных с расширением собственного бизнеса с франшизодержателем, упрощением процесса освоения новых видов деятельности, поскольку покупка франшизы предполагает получение не только лицензии, но и технологических процессов, программных продуктов и системы ведения данного вида деятельности (т. е. правленческих технологий).

Управление финансовыми активами осуществляется по аналогии с управлением инвестиционными вложениями в основные средства, поэтому остановимся именно на инвестиционном проектировании, которое касается вложений в основные (физические) активы компании.